Яндекс выходит на IPO осенью

Яндекс собирается осенью этого года провести IPO на американской бирже NASDAQ. Эта информация просочилась накануне в издание «Коммерсантъ» из «знакомого с ситуацией источника».

По инсайдерской информации «Коммерсанта», объем размещения акций на IPO еще не определен. Больше определенности со сроками, так как размещение акций можно проводить только спустя 135 дней с момента последней отчетности. Получается, IPO Яндекса может пройти после полугодовой отчетности. То есть, скорее всего, это событие произойдет не раньше октября. О том, какие инвестиционные банки будут готовить размещение акций Яндекса, стало известно еще летом 2007 года. Тогда были названы два банка: Morgan Stanley, базирующийся в Нью-Йорке, и Deutsche Bank, крупнейший банковский концерн Германии. Сейчас к этому списку присоединилась и российская инвестиционная группа "Ренессанс Капитал".

Пока Яндекс отказывается от официальных комментариев этой новости, одни аналитики строят предположения, во сколько миллиардов долларов выльется капитализация крупнейшего российского поисковика. По предварительным оценкам, общий объем первичных размещений акций Яндекса может превысить 3 миллиарда долларов. Но аналитики, вспоминая, что Яндекс занял девятое место в мировом рейтинге поисковых сервисов, считают, что капитализация может быть выше. Яндекс недавно представил общественности предварительную финансовую отчетность за 2007 год. По сравнению с 2006 годом, выручка выросла примерно на 130%, то есть составила около 170 миллионов долларов.

Другие аналитики, не разделяют оптимизма и мало верят в то, что один из «путей развития компании» станет реальностью. «Яндекс уже три года собирается выйти на IPO, все никак» - прокомментировал информацию «Коммерсанта» Владислав Кочетков, пресс-секретарь ИК "Финам". Поясним, с юридической точки зрения Яндекс представляет собой холдинг, где головное предприятие «Yandex NV» зарегистрировано в Голландии. Российские ООО «Яндекс» и ООО «ПС Яндекс Деньги» являются его «дочками».Карта акционеров «Яндекса» выглядит так:
35% у инвестиционных фондов ru-Net Holdings и Baring Vostok Capital Partners,
15% у Tiger Technologies,
30% у основателей компании,
20% у миноритарных акционеров, включая менеджеров.

Для того чтобы Яндексу успешно выйти на IPO, компании ближайшие полгода потребуется демонстрировать свою открытость и привлекательность для инвесторов. Следующим шагом Яндекса, вполне ожидаемо, должно стать размещение подробной информации о компании, публикация своей финансовой отчетности.

В июне 2005 на IPO вышел другой популярный в рунете поисковик - "Рамблер". SEONEWS поинтересовался у компании, как выход на IPO отразился на развитии Рамблера. «Выход на IPO для компании важен с нескольких точек зрения, - ответил Аркадий Морейнис, директор по разработке и развитию проектов, Rambler Media. - Самый очевидный результат - это получение дополнительного капитала, который можно использовать для ускорения дальнейшего развития. Менее очевидный, но принципиально важный результат - это то, что инвесторы, работающие на открытых рынках, заинтересованы не только и не столько в текущей прибыльности компании.

Сильная зависимость капитализации от планов развития заставляет мыслить топ-менеджмент компании более стратегически, находить и принимать решения, обеспечивающие уверенность в развитии на более высоком уровне, учитывающем не только локальные финансовые результаты, но принимающем во внимание глобальную конкуренцию, в том числе с международными компаниями»
.

Выход на IPO может отразиться и на конкурентной борьбе поисковых систем в рунете. Яндекс, который и без того сейчас является неоспоримым лидером поиска в России, получит поддержку инвесторов. «Усиление стратегической составляющей в планах развития компании, конечно же, может повлиять на усиление конкуренции, - считает Аркадий Морейнис. - Поиск - это одно из важнейших, правда, не единственных, направлений развития крупных интернет-компаний».

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)