В 2024 году россияне потратили на покупки в интернете почти на 25% больше, чем в предыдущем году, по данным сервиса Т-Касса. В список трат входят покупки товаров на маркетплейсах и оплата услуг.
Количество покупок в интернете увеличилось на 10%, а средний чек – на 13% и составил 1,51 тыс. рублей.
По предварительным данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн-продаж за весь прошедший год может превысить 9 трлн рублей, по оценке Data Insight – 11 трлн рублей. Это на 40% больше, чем в 2023 году.
Достаточно много покупок россияне делали на маркетплейсах в 2024 году. По оценкам Т-Кассы, каждую третью онлайн-покупку пользователи совершали именно на таких площадках. За код количество покупок российских потребителей на маркетплейсах выросло на 20%. Выросли показатели и в других сферах:
В общем объеме онлайн-трансакций россиян 27% занимает заказ такси. Около 26% пришлось на оплату безналичных чаевых – за год этот сегмент вырос на 67%.
Однако стоит отметить, что в 2024 году рост онлайн-торговли был неравномерным. Партнера Data Insight Федор Вирин подчеркивает, что в начале прошлого года количество онлайн-заказов было выше на 55–60% в сравнении с тем же периодом 2023 года, а к октябрю динамика замедлилась и составила 30%. По предварительной оценке Федора Вирина, в 2024 году число заказов увеличилось на 41% год к году, до 7,3 млрд.
Т-Касса прогнозирует, что в 2025 году объем покупок на интернет-площадках увеличится еще на четверть. Это подтверждает и Федор Вирин, который считает, что по итогам нынешнего года весь рынок e-commerce вырастет на 20-25% по количеству заказов.
Но только в том случае, если сохранится хотя бы текущий уровень инфляции и не произойдут серьезные макроэкономические потрясения, – дополняет он.
По словам президента АКИТ Артема Соколова, рост онлайн-торговли в этом году обеспечат регионы, в которых продавцы активно подключаются к онлайн-инфраструктуре, в том числе к маркетплейсам. В регионах уже сейчас рост оборотов e-commerce превышает 60–80%. В целом по стране он составляет около 40%.
Сегодня 76% покупок в интернете приходится на регионы, остальной объем – на Москву и Санкт-Петербург.
Не все разделяют мнение, что рынок e-commerce продолжит увеличиваться. Так, Infoline-Аналитика предполагает, что рост рынка интернет-торговли будет замедляться, чему послужит дефицит складских помещений, с которым крупные маркетплейсы столкнулись еще в 2024 году.
Напомним, что, по данным ФНС России, за 2024 год выручка e-commerce выросла в России на 45% – до 19,9 трлн рублей, а, по данным AppMetrica, на декабрь 2024 года выручка приложений российских e-commerce брендов выросла на 57%.
Источник: Коммерсантъ