Законопроект о «праве быть забытым»
При этом госдума одобрила ряд поправок, внесенных по итогам консультаций с интернет-компаниями. Например, теперь поисковики не обязаны удалять ссылки на достоверную информацию старше трех лет. В новой версии законопроекта говорится об удалении информации, ставшей «неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя». Однако о механизмах определения актуальности и значимости информации ничего не говорится.
Увеличен и срок рассмотрения заявлений пользователей — с трех до десяти дней.
Максим Буянов, юрист РАЭК:
Работа вела в беспрецедентно сжатые сроки, при этом требовалось учесть предложения и пожелания как минимум десяти представителей интернет-отрасли, которые направляли свои предложения и коррективы текста законопроекта в течение недели. Все изменения сводились в единую таблицу поправок, и защищались попунктно в ходе рабочих встреч с представителями органов госвласти. Это была интересная и динамичная работа, которая, я уверен, еще не закончилась...
Поскольку не было учтено одно из принципиальных предложений отрасли — исключить из законопроекта возможность предъявления иска по месту жительства истца, надеемся, что данную категорию дел будут рассматривать в порядке упрощенного производства. Для этого потребуется внесение изменений в законопроект № 725381-6, внесенный Верховным Судом и принятый Госдумой в первом чтении. Данным законопроектом предполагается, что дела в гражданском процессе в порядке упрощенного судопроизводства рассматриваются без вызова сторон.
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК:
Хочется сделать особый акцент на важную консолидирующую и экспертную роль РАЭК. Уверен, что в случае когда имеется мощная экспертиза и консолидация мнений, с одной стороны и плотный рабочий контакт с представителями Госдумы, Администрации Президента и Минкомсвязи — можно достичь хорошего результата и удовлетворить максимально возможное количество отраслевых предложений.
Надеюсь, что мы сможем в дальнейшем продвинуться и в отношении вопросов, оставшихся нерешенными: либо на этапе принятия закона, либо благодаря возможным реформам судебной системы, а также на этапе правоприменения.
Законопроект о «праве быть забытым» был принят госдумой в первом чтении 16 июня. Вскоре стало известно, что ко второму чтению в него будет внесен ряд правок.
Очир Манджиков, директор по связям с общественностью Яндекса:
Яндекс и другие интернет-компании критиковали законопроект с того момента, как нам стало о нём известно. В крайне сжатые сроки мы провели интенсивную работу — встречались с рабочей группой депутатов и обсуждали возможную доработку законопроекта. Вместе с Яндексом о необходимости изменений в законопроекте говорили и другие интернет-компании, и отраслевая ассоциация РАЭК. К сожалению, многих важных, с нашей точки зрения, поправок добиться не удалось.
Мы постоянно говорили, что поисковые системы не могут самостоятельно проверять обоснованность обращения и достоверность информации, а также принимать решения по этим обращениям. Поэтому неправильно передавать им функции судов и правоохранительных органов.
Мы всегда с уважением относились к борьбе с недостоверной информацией, однако предложенный подход, при котором информация остаётся на сайтах-первоисточниках, а удаляются только ссылки из поисковиков, не кажется эффективным. Если кто-то не согласен с тем, что о нём написали в интернете, есть несколько способов разоблачить неправду. Например, написать свою точку зрения самому или обратиться с опровержением к администрации сайта. Когда речь идет о клевете, защите чести, достоинства или деловой репутации — обратиться в суд.
Мы считаем, что контроль за распространением информации не должен ограничивать свободный доступ к общественно-значимой информации. Не должен нарушаться баланс личных и общественных интересов.
В отсутствие возможности изменить основные принципы данного законопроекта, нам все же удалось убедить депутатов внести некоторые поправки. В некоторых существенных моментах к нашему мнению прислушались.
- Появилось обязательное указание в заявлении конкретной ссылки на информацию, которая может быть исключена из результатов поиска.
- Добавлен принцип исключения ссылок из выдачи только по запросам, содержащим имя или фамилию заявителя.
- Из-под действия закона выведены сайты, которые ищут только по собственным страницам.
- Увеличен срок работы поисковиков с требованиями заявителей — 10 рабочих вместо 3 календарных дней.
Оценить влияние нового закона на интернет можно будет только после его вступления в силу. Но уже сейчас очевидно, что основная нагрузка по разбирательствам ляжет на поисковые системы. Хотя сами поисковики никакой информации не распространяют и ответственности за ее публикацию не несут. Ситуация усугубляется еще и тем, что закон вводит нестандартные правила подсудности, приравнивая судебные иски о ссылке в интернете к искам об алиментах и нанесению вреда, и тем самым стимулирует людей обращаться не к сайтам, нарушившим права пользователя, а к поиску.