Начиная с апреля 2014 года количество доменных имен в зоне .ru начало уменьшаться. По состоянию на конец августа главный российский домен потерял 22 000 имен, о чем свидетельствует Координационный центр национального домена сети интернет.
В
Темпы роста бизнеса замедлились — соответственно уменьшилось и число проектов, под которые необходимы новые домены. Если необходимость в регистрации нового адреса возникает, то многие предпочитают выбирать для этого новые домены, которые появились в Сети за последнее время.
По словам Андрея Колесникова «российским регистраторам продажа имен в новых зонах приносит большую маржу, и поэтому многие из них направляют больше маркетинговых усилий на продвижение именно новых доменов». Кроме того, сегодня домен «.рф» демонстрирует большую устойчивость, чем домен .ru. Это объясняется тем, что в зоне «.рф» доля доменов для поисковой оптимизации изначально меньше, чем в .ru.
Негативная ситуация с доменами присутствует и в зонах .com и .net, например, спад в темпах роста бизнеса наблюдается в Германии, Франции и Италии. Эксперты отмечают, что замедлились темпы регистрации в международных доменных зонах и в национальных доменах верхнего уровня.
Ещё одна причина — отмена Яндексом ссылочного фактора при ранжировании сайтов коммерческих тематик. Для повышения позиций сайта раньше требовалось большое количество ссылок, а соответственно и доменные имена под них. Теперь средства направляются не на создание и поддержку «сайтов со ссылками», а на повышение качества продвигаемого сайта.
Эксперты убеждены, что стагнация в Рунете продлится от одного года до двух. Если будет улучшаться общая экономическая ситуация, то начнется и рост числа доменных имен.
На вопрос, действительно ли это свидетельствует об ухудшении экономической ситуации и есть ли другие показатели, говорящие о том же, отвечают эксперты.
Артем Инютин, сооснователь и глава инвестиционного подразделения ТМT Investments:
Большое количество новых доменов всегда требовалось малым предприятиям, например. Когда идет экономический рост, растет количество предприятий и денег у физических лиц. В условиях же рецессии, в которых не первый год находится Россия, очень активно закрываются малые и средние компании (закрылось около 300 тысяч за последние 3 года), беднеет население. Тогда и потребность в доменах падает. Это закономерно.
Антон Сороко, аналитик ИХ «ФИНАМ»:
Я бы не стал говорить о стопроцентной корреляции между темпами роста Рунета и ситуации в целом в экономике РФ, но определенная зависимость все же есть. Грубо говоря, есть факторы внутренние (политика поисковиков, изменения в процессе SEO-оптимизации, появление различных технических изменений) и внешние — спрос со стороны мелкого и среднего бизнеса, активность в сфере стартапов, приток капитала в страну и т.д. Думаю, что ключевой для определения динамики развития этого сегмента являются именно первая группа факторов, а вторая оказывает ограниченное влияние. Тем не менее, не исключаю, что текущая стагнация в экономике РФ негативно сказалась, в первую очередь, на активность малого и среднего бизнеса (в частности, виден негатив в сегменте ИП).
Замедление темпов роста промышленного производства, о котором все сейчас так активно говорят, употребляя термины «стагнация» и «рецессия», было видно еще в начале 2013 года, собственно, как и замедление темпов расширения отечественной экономики. Также очень тревожным фактором было сокращение объема инвестиций в основной капитал — за 2013 год инвестиции снизились к уровню 2012 года на 0,3% (за 2012 год инвестиции рост составил на 6,6%). В то же время, говорить о том, что Россия сейчас находится в рецессии, я бы не стал. Ситуация пока существенно лучше, чем может показаться на первый взгляд, а снижение ВВП (после снятия сезонности в первом квартале 2014 года экономика РФ сократилась на 0,5%) в первой половине текущего года (велика вероятность, что во втором квартала с учетом сезонности также будет падение) ближе к его концу сменится восстановлением. Однако сильный рост цен вряд ли даст достичь оптимистичных 0,8-1% роста по итогам года.
Анатолий Вакуленко, аналитик ИХ «ФИНАМ»:
Количество доменных имён — один из тех малонадёжных показателей, которые хорошо смотрятся, пока растут, поэтому никто не спешит разобраться, что они отражают. А отражают они не только число магазинчиков, стоматологий и фитнесс-клубов, которые обзаводятся своими сайтами, но и бурную деятельность поисковых спамеров, владельцев плантаций ссылок и иных представителей виртуальной экономики. Вспомним ситуацию в близкой индустрии — операторы мобильной связи в прошлом «списывали» миллионы мёртвых душ, т.е. неактивных абонентов, которые давно не пользовались своими номерами. Судить о состоянии экономики по активности виртуального бизнеса, которая зависит скорее от поисковых алгоритмов Яндекса и Google, чем от производства и торговли — занятие крайне рискованное. Скорее данные свидетельствуют о значительном вкладе поисковых спамеров в рост количества доменов, который, наверное, составлял не менее десяти процентов.