Как партнерский рынок переживает кризис?
Кризиса в партнерском маркетинге нет, кроме финансовой отрасли. Сейчас компании больше вкладываются в CPA, так как это сегмент, который можно контролировать. Нынешняя ситуация аналогична тому, что было в 2008 году, когда разразился мировой финансовый кризис. Тогда в Германии, к примеру, многие компании сократили свои медийные бюджеты и начали больше вкладываться в CPA. То же самое наблюдается сейчас в России.
За счет чего происходит рост и развитие рынка в России? Какой сегмент рекламодателей чаще всего обращается к вам? Как он поменялся за последний год?
Активный рост сейчас происходит в сегменте e-commerce. Он не первый год показывает себя лидером.
Из рекламодателей чаще всего к нам обращаются брокеры, вроде «Альпари-Брокер», но пока им не удается занять лидерские позиции. В этом году впереди всех — сегмент детских товаров, а за ним следуют интернет-провайдеры.
В прошлые годы очень активно развивался финансовый сегмент. Но после начала войны на Украине многие банки стали терять лицензии и, соответственно, перестали вкладываться в продвижение. Поэтому можно сказать, что на текущий момент финансовый сегмент полностью мертв, кроме, пожалуй, микрокредитов.
Какая, на ваш взгляд, главная проблема российского CPA сейчас?
Главная проблема в том, что многие компании не осознают важности направления CPA. В основном это зависит от людей, которых эти компании нанимают. Чаще всего происходит так, что дела компании идут хорошо, но затем руководство нанимает человека, работавшего раньше в каком-нибудь медийном агентстве, или связанного ранее с CPC, и с его приходом все рушится. Большинство компаний являются очень отсталыми во всем, что касается направления CPA.
Когда рынок только формировался, был распространен такой вид мошенничества, когда веб-мастера обманывали рекламодателей (и их системы аналитики), продавая им «черный» трафик. А как сейчас обстоят дела с мошенничеством? Какие уловки изобретаются?
В принципе, ситуация не изменилась, только мошенники стали немного умнее. Но если рекламодатель активно сотрудничает с CPA-сетями и следит за качеством, найти нечистого на руку вебмастера будет легко. Основными проблемами сейчас являются тулбары и контекст на бренд (в описании или ключевых словах используется название бренда рекламодателя — прим. ред.).
В 2012 году вы сказали, что максимальный доход вебмастера за всю историю Admitad в Рунете составляет более 1 млн рублей в сутки. Как изменился сейчас этот показатель?
Сейчас этот показатель изменился, главным образом из-за прихода на российский рынок западных компаний, чьи обороты растут. «Смерть» финансового сегмента тоже сыграла свою роль, разумеется. Так что сейчас таких денег уже никто не зарабатывает.
Число мобильных пользователей растет с каждым днем. Как это отражается на партнерках — как меняются офферы, рекламодатели?
Мобильное направление пока не сильно влияет на Россию и страны СНГ. Что касается офферов, то тут все просто: бюджетов на приложения не было и не будет. Вообще, я считаю, что мобильное направление — это мыльный пузырь, который со временем лопнет. Уже сейчас компании стали обращать внимание на рентабельность, активность пользователей, скачивающих приложения, а раньше никто об этом не задумывался. Работать за продажи компании вроде Lamoda или, скажем, Delivery club, не хотят, они будут работать только за установки. Поэтому всем нужно перестраиваться.
Какие инструменты и проекты вы планируете реализовать или уже реализовали в этом году?
Это, конечно, технология Call tracking, которая отлично подходит для b2c сегмента, где требуется разговор со специалистом и отличается долгим временем конверсии: недвижимость, услуги, финансы и конечно же e-commerce.
Работает все это таким образом: пользователь заходит на сайт и видит уникальный номер телефона, который привязан к одному из наших партнеров. Благодаря фиксации пользовательской сессии, во время которой совершается звонок в ваш call-центр, определяется источник привлечения этого пользователя с уникальным ID нашего партнера, а затем данный звонок отразится в личном кабинете в нашей системе.
Весь июнь месяц мы тестировали эту технологию с интернет магазинов mebelion.ru и получили следующие результаты (со слов их директора по маркетингу).
- средний чек заказа с call tracking оказался выше на 40%;
- СPO стал меньше на 30%;
- конверсия в заказ выше стандартного в 12 раз сравнению с данными по CR в один и тот же период (июнь 2015) c CPA канала.
Они довольны результатом, мы тоже.
Каков будет ваш прогноз относительно дальнейшего развития рынка?
Если рассматривать текущий год, то часть CPA-компаний исчезнет. Компании, вкладывающиеся в разработку, инструментарий и развитие других рынков, останутся на плаву и суммарный оборот их средств составит от 6 до 7 млрд рублей.
Недавно я читал статью, в которой говорилось, что интернет-реклама стагнирует, и единственным сегментом рынка, где будет наблюдаться рост, станет контекстная реклама. Я считаю, что это не так, так как сегмент CPA растет более активно. Те игроки рынка, которые, положившись на какую-то «золотую жилу», в последние годы расслабились и сосредоточились исключительно на заработке, уйдут. Останутся только те, кто действительно что-то делал.
Что нужно предпринять для создания успешной партнерской сети?
В первую очередь, конечно, важна своя разработка. Сейчас мы выходим на международный рынок и часто замечаем, что компании в других странах, входящие в ТОП-3, используют сторонние скрипты. Таким образом, они начинают зависеть от чужих разработок.
Во-вторых, важна команда. У нас часто спрашивают, зачем нам столько сотрудников, работающих с рекламодателями. Однако те, кто спрашивает, не понимают, что с рекламодателями нужно работать очень активно. Это не CPC-компания, в которой нужно просто один раз пополнить бюджет. Мы должны постоянно действовать, и для этого нужна очень хорошая команда.
Также не стоит забывать о прозрачности — рекламодатель всегда должен знать, откуда и что он получает, чтобы понимать, кто хороший вебмастер, а кто — плохой.
Какие основные каналы для привлечения трафика вы используете?
Если посчитать в процентах, то на данный момент 25% отводится купонному сегменту, или промо-кодам, 10% — контент-сайтам, 20-25% — ретаргентингу, 10% — email-маркетингу и сторонним сервисам.