23 Августа 2016 в 08:28

Анна Караулова (i-Media): как мотивировать сотрудников digital-агентства

0 10200
Анна Караулова
Директор по развитию,
i-Media

В последнее время все большую актуальность приобретают материалы, связанные с вопросами мотивации сотрудников в агентствах и оплатой труда. Ответить на вопрос, как замотивировать сотрудников digital-агентств, редакция SEOnews попросила директора по развитию i-Media Анну Караулову.

В чем особенности мотивации сотрудников в сфере интернет-рекламы?

Понятие мотивация состоит из двух больших частей: материальной и нематериальной. Мы с вами, как я понимаю, сейчас говорим сугубо про деньги.

Так исторически сложилось, что в последние годы рынок интернет-рекламы постоянно рос (до 2014 года – со скоростью 20% в год). Это означает, что digital был рынком сотрудников, а не работодателей: компании нуждались в новых специалистах. В условиях высокой конкуренции за персонал агентства были вынуждены создавать системы оплаты, которые отличаются от соседних отраслей:

  • У нас достаточно высокие базовые ставки для ведущих специалистов.
  • В digital-компаниях практически всегда есть премиальная часть. В нашей индустрии премии – это постоянные выплаты к окладу, размер которых зависит от результативности человека.
  • Лидирующие агентства доплачивают за сопутствующие активности, например, за выступления на конференциях или написание статей.
  • Есть доплаты за компетенции: если сотрудник получил сертификат или сдал внутренний экзамен, значит, его компетенции повысились, соответственно, оклад также увеличивается.
  • Практически у всех компаний есть соц. пакеты: оплата мобильных телефонов, ДМС и занятий спортом, печеньки в офисе :) Чем крупнее агентство, тем лучше соц. пакет.

Крупные агентства могут платить сотрудникам больше и предоставлять условия комфортнее, чем в среднем по рынку. Это – одна из причин миграции людей из небольших агентств в более крупные.

Кризис внес какие-то коррективы в вопросы материальной мотивации?

Могу привести пример из практики i-Media. У нас давно существует премирование за публикации, написанные сотрудниками. До кризиса система работала не очень хорошо: статей люди писали мало.

Наступил кризис, покупательская способность упала, и эта программа тут же заработала. Количество публикаций, которые стоят в очереди на размещение, у нас серьезно увеличилось.

Значение материальной мотивации для сотрудников заметно выросло. Любые дополнительные проекты сейчас развиваются намного активнее, потому что они позволяют и подниматься по карьерной лестнице, и увеличивать свой заработок.

Продолжая тему материальной мотивации: как сформировать адекватную оплату труда, например, для SEO-специалистов и контекстников?

В 2013 году на «Осенней сессии по контекстной рекламе» я выступала с докладом о схемах мотивации сотрудников. Помимо прочего, там говорилось, что премиальная часть должна стимулировать человека развиваться, тратить время на работе не на ловлю покемонов, а на полезные задачи. Желательно, чтобы задачи специалиста были составной частью работы всего агентства. Например, работа специалиста по контекстной рекламе – это часть большой работы по ведению проектов, в которые также включены аналитики, аккаунт-менеджеры, менеджеры по продажам.

В идеале мотивация специалиста по контексту должна побуждать его выполнять свой план работ, поддерживая при этом всех остальных.

Мотивация должна быть справедливой. Она работает в том случае, когда человек понимает, за что он получил премию, как она была рассчитана и что нужно сделать, чтобы премию увеличить. У людей должна быть уверенность в завтрашнем дне и вера: если они хорошо поработают, то хорошо заработают. Поэтому премии, которые руководитель определяет субъективно, ‒ неэффективная история. Сотрудник может испугаться: если он, например, поругается с руководителем, выплатят ему премию или нет?

Много говорят о нематериальной мотивации. Но не очень понятно, как это работает на практике.

Вопросы психологии очень плохо стандартизируются. И схемы нематериальной мотивации индивидуальны для каждой компании. На то, каким будет агентство, сильно влияет личность лидера агентства. Это может быть генеральный директор, владелец бизнеса, который приезжает в офис раз в месяц, коммерческий директор, руководитель отдела продаж – человек, чей голос всегда будет решающим. От того, во что верит этот человек, от того, по каким критериям он принимает решения, зависит атмосфера внутри компании.

Компетенции команды – капитал агентства, и лишь в немногих агентствах все процессы регламентированы. Большой текучки персонала допускать нельзя: с людьми теряются знания и навыки. Именно от внутреннего духа компании, ее корпоративной культуры зависит, сколько люди будут работать на этом рабочем месте.

Атмосфера в компании – это не то, что можно поменять, прочитав одну статью.

Странно, но факт: на российском digital-рынке ведущие позиции занимают те агентства, в которых установилась теплая дружелюбная атмосфера.

Как успокоить сотрудников, которые боятся сокращений штата или зарплаты в условиях кризиса?

Это тоже вопрос корпоративной культуры. Страх потерять работу – нормальная ситуация для любого человека, который отдает себе отчет в происходящем. Эти опасения могут усилиться, если на трудностях компании делается акцент. Например, в агентстве кого-то сократили. Это – маркер для всех остальных: если сократили коллегу, то и меня могут сократить. Страх потерять работу усиливается.

Задача руководителя – вдохновлять, успокаивать людей, давать им ощущение надежности и надежды.

Все удары судьбы топ-менеджер принимает на себя, их нельзя транслировать коллективу: они могут разрушить команду.

Если ходить и рассказывать, как у нас все плохо, – конкуренты поджимают, клиенты уходят, – люди задумаются, зачем им здесь оставаться.

Чтобы успокоить сотрудников, в первую очередь нужно перестать говорить о плохом и научиться говорить о хорошем. Нужно перестать ругать и начать хвалить. Рассказывать о достижениях, а не о проигрышах. Акценты стоит сместить.

Люди работают лучше, когда не испытывают страха.

Как по-вашему, почему агентства стали глубже интересоваться вопросами мотивации сотрудников? Может, дело все в том же кризисе?

Рынок перестал расти такими темпами, как раньше. Больше не получится увеличивать бизнес только за счет продаж новым клиентам. Продажи стали тяжелее, клиенты – более требовательными, рекламодатели лучше разбираются в инструментах продвижения. Мы хорошо обучили рынок: все хотят конверсий, соблюдения жестких CPO, штрафов за невыполнение KPI и т.д. Конкурентная ситуация обострилась. Встает вопрос: как выжить и развиваться?

Сделать это можно, только увеличивая эффективность работы, повышая качество. Повторюсь, 50% успеха агентства – это работа персонала. Вот и возникают вопросы, как учить, как стимулировать, как рассчитывать зарплаты, как работать с людьми, чтобы результаты работы были выше, а клиенты – довольнее. В «Фейсбуке» есть группа для руководителей агентств, я постоянно вижу, как там всплывают эти темы.

Кризис повлиял не на агентства, а на рынок интернет-маркетинга, который перестал быстро расти. Отсутствие роста влияет на стратегию игроков.

И финальный вопрос: а что мотивирует вас?

У меня все просто: деньги и слава. Я внешне-ориентированный человек, и я хочу хорошо зарабатывать. От выступлений на публике у меня появляется энергия. Для меня публичность – это хобби, которое дает мне силы для всего остального. 

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:

Отправьте отзыв!
X | Закрыть