Артур Латыпов: «Отказываться от покупки ссылок нецелесообразно»

Тема кризиса сейчас не обходит стороной ни одну отрасль. В сфере интернет-маркетинга последнее время активно обсуждается, как будут вести себя рекламодатели в изменившихся условиях, что нужно делать агентствам, чтобы их удержать. На ваш взгляд, на что будут ориентироваться клиенты при выборе подрядчика в 2015 году?

Кризис догнал SEO-отрасль, и был заметен небольшой отток сайтов. Однако сейчас начался сезон, и клиенты возвращаются, чувствуется заметный приток сайтов на продвижение. Последние годы в целом, и особенно в 2015 году, клиенты начали нацеливаться на результат — им уже не интересны позиции и трафик, им необходим результат и, в конце концов, продажи.

Как в свою очередь будет меняться работа SEO-агентств?

Крупные агентства, скорее всего, будут оказывать полный комплекс услуг и делать допродажи — юзабилити, аудиты, консультации (в том числе по организации онлайн-бизнеса). Средние компании будут предлагать комплексные тарифные планы, т.е. не просто обеспечение позиций и трафика, а некое комплексное ведение проекта: улучшение продающих качеств ресурса, борьба за трафик, как в поисковых системах, так и в контексте; полностью забирать проект, вести его и выполнять задачи клиента, т.к. если клиент хочет продаж, а сам на сайте ничего не делает, то и результаты не будут достигнуты.

Какие тренды в SEO-технологиях вы сейчас видите?

Все наконец-то поняли, что нужно делать сайты для людей, хорошие, мощные, с разветвленной структурой. Для работы с такими сайтами простому оптимизатору нужно много времени и ресурсов, поэтому сейчас мы идем к автоматизации всех процессов — сбор запросов, покупка ссылок, внутренняя оптимизация и т.д., весь полный спектр подконтрольных оптимизатору сервисов, ускоряющих работу в несколько десятков раз.

Как я вижу из практики, на SEO-рынке есть много умных специалистов, которые знают, как работают поисковые системы, осуществляется ранжирование, но продвигать сайты они не умеют. Они могут помочь со стратегией, построить методологию продвижения, подсказать, на что обратить внимание. Но сайты продвигаются, только когда с ними работают. И можно не знать всю подноготную, не быть супераналитиком, но быть старательным оптимизатором и, используя соответствующие инструменты автоматизации, можно заставить «расти» большинство проектов и получить результат.

Что вы скажете про отмену ссылочного ранжирования?

На SEO Conference 2014 мы совместно с Sape представили исследование, основным выводом которого было следующее: ссылки оказывают влияние на ранжирование до сих пор. Но был нюанс: сделанные выводы нельзя было трактовать однозначно — условно, если мы видим снижение ссылочной массы, то обязательно за этим мы видим снижение позиций, но сказать наоборот было нельзя: снижение позиций — это обязательно снижение ссылочной массы. Поэтому мы пришли к выводу, что исследование сделано не полностью, нужно его продолжение. С Sape мы уже предварительно договорились о продолжении исследования, в которое войдет выгрузка большого количества данных не только по внешним ссылкам, но и по внутренним факторам.

Также я проводил небольшое дополнительное исследование, в котором уже изучал отключение ссылок по запросам. На данный момент на рынке мы имеем следующее:

  • заявление Яндекса, что ссылки не работают,
  • исследование, сделанное вместе с Sape, где отмечена корреляция, что ссылки имеют значение,
  • знаем, что ссылки отключены позапросно в коммерческих тематиках по Московскому региону.

Мы научились определять по запросам, где ссылки работают, а где — нет. Я взял сто запросов, по три сайта на каждый запрос и провел мини-исследование. Было доказано, что для 70% доменов по запросам, где мы определяем ссылочное, как отключенное, позиции при покупке ссылок растут. Полная версия исследования будет выложена позже.

Резюмируя: ссылки работают и оказывают влияние на ранжирование, даже если это влияние не прямое, поэтому отказываться от покупки ссылок нецелесообразно.

Артур, на днях инженеры Google представили исследование с описанием алгоритма, который может работать без ссылок. Насколько, на ваш взгляд, реален такой подход?

Google делал много заявлений, большая часть из которых очень спорная — неизвестно, что действительно работает. То, что они описали, реально использовать по информационным запросам, но как это будет работать с коммерческими запросами, где у всех один и тот же товар и описание, пока смутно представляется. Скорее всего, это будет лишь один из факторов. Я не думаю, что Google полностью откажется от каких-то стандартных подходов.

Как, на ваш взгляд, стоит правильно работать с поведенческими факторами?

В паблике я не видел ни одного реального успешного кейса продвижения сервисами накруток. Обычно все кейсы звучат так — мы взяли проект, купили 1000 переходов, все выросло. Но это не кейс.

Я всегда советовал не заниматься накруткой именно в жесткой форме, а увеличивать приток посетителей на сайт естественными способами — создавать инфоповоды, скидки, распродажи, акции, рассказывать о них в социальных сетях. В крайних случаях можно привести контекст.

Как сейчас влияют на выдачу социальные сети и сигналы из них?

Несколько лет назад была некая волна на эту тему, поднятая экспертами и сервисами по накрутке лайков, твитов и т.д. Было несколько мощных докладов, где сопоставлялась покупка соцсигналов и роста сайта. Все было очень похоже на правду, и будто бы действительно увеличение соцсигналов влияло на позиции. Но все это достаточно быстро сошло на нет.

Что мы имеем сейчас — можно взять сайт, не оптимизировать его, получить или купить на него несколько сотен постов в ВК, Facebook, Twitter и особого результата не увидеть. Мы это четко прослеживаем в своих работах по продвижению. Однако в нашем бюджете мы все равно закладываем небольшую часть на покупку соцсигналов — для ускорения индексации, распределения ссылочной массы. Очень важно выбирать качественных ботов и, по возможности, стараться получить трафик.

Как стоит выстраивать работу с проблемными клиентами — доказывать свою эффективность и правоту или отказываться от них и возвращать деньги?

Однозначно, не всех клиентов можно удовлетворить. Есть клиенты, которые недовольны всегда и всем, а есть те, которым не нравится, когда что-то действительно не получается.

Если мы видим, что с проектом все хорошо, просто не хватило времени на достижение необходимого результата, можно дать клиенту скидки, предложить дополнительные работы либо финансовые каникулы на определенный срок.

Если по работам все хорошо, но клиент все равно недоволен, мы стараемся пригласить его к нам на семинары, чтобы он понял специфику всей работы. После прослушки курса он становится более знающим, требовательным, но, по крайней мере, начинает понимать, что не все так просто.

Если совсем все плохо, то лучше просто разойтись и вернуть деньги.

Сегодня существует много SEO-курсов, которые пользуются большой популярностью. А как обстоит дело с компетенциями тех, кто такие курсы проходит? Действительно ли они становятся хорошими специалистами?

Тут необходимо понимать следующее:

Во-первых, тех, кто преподает (в том числе и наш учебный центр Search Engine Education), всегда обвиняют в том, что они преподают одно и то же. Мы стараемся обновлять информацию, но на самом деле в SEO есть база, которая не поменяется. Люди, приходящие на разные SEO-курсы, получают базовую часть одну и ту же. И потом уже в зависимости от опыта преподавателя они получают информацию, которая может отличаться.

Во-вторых, необязательно идти на платные курсы. Есть очень много бесплатных мероприятий и контента, например, бесплатный курс на MegaIndex.tv, который мы ведем вместе с Дмитрием Севальневым, «Пиксель Плюс», который ничем не хуже штатного платного мероприятия. Можно его послушать, понять азы SEO и решить, нужно ли вообще этим заниматься, и потом уже идти дальше на какие-то платные курсы. Еще одна проблема заключается в том, что люди изучают SEO, но на практике свои знания не применяют. В итоге, обладая большим количеством знаний и информации, они не знают, что делать с сайтом.

В-третьих, в последние несколько лет появились так называемые оптимизаторы-маркетологи, особенно часто они встречаются на конференциях. У них в портфеле, как правило, есть пара успешных кейсов, по счастливому стечению обстоятельств вышедших в ТОП без базового SEO и получивших трафик и конверсию благодаря маркетинговым приемам. Но таким людям лучше работать в связке с техническими оптимизаторами, либо самим набираться технических знаний. Простой пример — к нам пришел сайт после такого маркетолога,  по итогам первого же аудита мы прописали базовые вещи — метатеги, заголовки и т.д. — и трафик на сайт увеличился в несколько раз. И уже после этого этапа хорошо было бы подключить такого маркетолога, чтобы он внедрил на сайт свои маркетинговые решения.

Какие бы вы посоветовали полезные для SEO-специалистов конференции, книги?

Сегодня существует очень много онлайн-курсов и мероприятий, на которые, в силу отсутствия нового контента, приходят одни и те же люди и говорят одно и то же. Среди офлайн-мероприятий я бы посоветовал казанскую конференцию в сентябре и питерскую в мае.

Кроме того мы сами запускаем онлайн-проект — Ежегодную онлайн-конференцию по SEO "Битва гладиаторов", к участию в которой приглашаем все SEO-агентства, фрилансеров, блогеров и т.д. Они представляют свои кейсы, «зрители» выбирают наиболее понравившиеся, и таким образом на самом мероприятии будет только то, что нужно и интересно пользователям, и не будет воды. Важно, что в проекте будут принимать участие не только крупные агентства, как например, Трилан или Perfect SEO, но и небольшие компании.

Что касается книг, новичкам с нулевыми знаниями лучше всего начинать с «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах». Для людей с высшим техническим образованием я бы посоветовал прочитать «Введение в информационный поиск». Кроме того, большую часть информации можно найти онлайн — в популярных блогах, форумах люди описывают, как они что-то делают, например, увеличивают информационный трафик. Такие методики, даже если изначально являются платными, впоследствии всплывают в свободном доступе.

Также не нужно стесняться покупать консультации у экспертов, известных специалистов, просто заказывать в агентствах, чтобы узнать подход других оптимизаторов к решению определенной задачи.


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)