Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
2 Июля 2008 в 01:28

«Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм»

Россия +7 (495) 139-20-33
0 4473
Подпишитесь на нас в Telegram

Анатолий, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска компании «Яндекс», своим главным качеством считает неравнодушное отношение к работе. Именно это помогло ему стать руководителем. Теперь перед Анатолием стоит сложная задача – создать такое же отношение к работе у своих подчиненных.

Какая твоя главная компетенция?

Есть такой человек – Игорь Ашманов, у него есть так называемый закон Ашманова-Архимеда. Если посмотреть его выступление на первом РИФе, он сказал там интересную вещь: «Когда программист общается с людьми из бизнеса, а они ему говорят про релизы, про то, что надо продавать продукт, его эти проблемы глубоко не трогают. Людей, которых эти проблемы начинают трогать, жизнь по закону Архимеда вытаскивает в руководители». По-моему, это очень правильно. Для того, чтобы руководить, нужно фактически две вещи: первое – чтобы было не «по фиг», чтобы хотелось что-нибудь сделать, и второе – чтобы была возможность это сделать. Все остальные компетенции очень сильно помогают, но реально они не являются главными.

Антипример про тех, кому на работу «по фиг»

У нас есть компании, которые внедряют разные процессы управления разработкой – CMM/CMMI и так далее, и я очень часто видел внедрения в компаниях, которые выглядели как так называемый «культ карго».

Американцы, когда воевали с Японией, строили военные базы на островах. На островах жили туземцы, они смотрели на американцев и видели, что у американцев есть очень много крутых вещей – оружие, огненная вода. И они стали выяснять, откуда же это всё у них берётся. Выясняется, что им это всё приносят большие железные птицы. Почему же они им приносят, а нам не приносят? Наверное, мы каких-то ритуалов не знаем. И вот аборигены стали повторять ритуалы американской армии: вырубали в лесу просеки, где у них будет посадочная полоса, ставили будку с мачтой, как радиостанцию, где шаман пытался имитировать позывные.

Это классическая вещь, когда подобным образом компании часто имитируют процесс разработки. Есть умные книги по CMM, PMI и так далее, люди их читают и считают, что если скопировать все процессы, которые там описаны, то будет всё хорошо. Люди, не понимая, зачем это нужно, просто бездумно копируют.

Анатолий Орлов, руководитель отдела инфраструктуры веб-поиска Яндекс



Можно так замотивировать людей, чтобы они работали до полуночи совершенно добровольно?

Можно, но мотивация – это сложная вещь, она у всех разная. Я читал одну книгу по HR – «Искусство подбора персонала: Как оценить человека за час». В ней есть небольшая глава о мотивации, в которой сказано, что существует порядка 60 видов мотивации и у одного человека, как правило, не бывает больше двух-трёх. Основная ошибка всех руководителей заключается в том, что они проецируют свою мотивацию на других людей. Есть очень много людей, которые эффективно работают, но, почему они это делают, объяснить сложно. Я понимаю, почему я эффективно работаю: наверное, мне это интересно или у меня повышенное чувство долга. Я верю, что есть люди, которые могут работать за деньги. Не знаю, есть ли люди без мотивации, но совершенно очевидно, что её удаётся найти не всем.

Какие отношения ты выстраиваешь с подчинёнными?

У нас очень демократичная компания, у меня хорошие отношения с сотрудниками, со многими из них мы дружим. Всё определяется понятием «корпоративная культура», в которую не все верят, но она, наверное, есть. У нас настолько демократичная атмосфера, что начальник не может зайти к сотруднику и заставить его делать что-то определённым образом, потому что он должен его убедить. Иногда я жалею, что у нас не тоталитаризм, потому что очень сложно собрать 30 человек и заставить их договориться: они все думают по-разному, и эту задачу приходится решать окольными путями. Я думаю, что большинство талантливых людей, которые здесь есть, в других условиях работать бы просто не стали.

Что представляет из себя твоя команда?

На первый взгляд всё это выглядит, как кавардак, но, как ни странно, мы очень неплохо работаем. В такой среде очень важное значение имеют такое явление, как opinion-лидеры, которых слушают. Это необязательно руководители, это могут быть хорошие программисты. Правильные слова: наш коллектив – это нечто среднее между Академией наук и детским садом.

Особый критерий оценки программиста в «Яндексе»

Простейший пример – у нас есть шутка про карму, что у разработчика есть карма. Откуда взялось это слово? У нас есть система контроля версий, а когда в ней нет прав куда-то закоммититься, она говорит: «Not enough karma». И вот у нас есть такая полушутка, что есть разработчики с большой кармой. Если программист сделал что-то хорошее, например, запустил что-то серьёзное, у него растёт карма, если он сделал что-то плохое, то у него падает карма. Чем больше у разработчика карма, тем больше у него возможности влиять на окружающую действительность. С одной стороны мы это рассматриваем, как полушутку, а с другой стороны – в обсуждении можно услышать аргумент вроде «вот эту задачу будет делать вот этот разработчик, так как у него карма больше».

Какие требования ты предъявляешь к программистам?

Человек, который ко мне пришёл, во-первых, должен уметь программировать на своем основном языке программирования – это значит, что за час он должен уметь написать программу размером в сто строк, и чтобы эта программа не упала на старте. Как ни странно, уже этот критерий отсекает большое количество людей. Во-вторых, мы хотим от наших программистов некоторой базовой алгоритмической подготовки – чтобы, например, алгоритм сортировки или сложная структура типа B-дерева не вызывала у программиста шок. Также я обычно спрашиваю, чем программист до этого занимался. И если человек не может внятно объяснить сущность его работы, это тоже вызывает некоторые подозрения.

Расскажи какую-нибудь смешную историю, связанную с собеседованием

Интервью назначено на утро, я, проходя мимо ресепшна, говорю девушке, что сейчас ко мне должен прийти человек и, когда он придёт, чтобы она мне позвонила. Девушка спросила, почему я всегда прихожу на ресепшн и говорю, что должен придти такой-то человек, потому что они мне и так бы позвонили. Я говорю, что бывает так: приходит кандидат и не помнит, к кому он пришёл. Она мне не поверила. Через некоторое время раздаётся звонок, и девушка, едва сдерживая смех, говорит, что пришёл какой-то человек и не знает, к кому он пришёл, может он и ко мне. Так и оказалось!



Беседовала Елена Писарева, Good2Work

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть