Продолжая и развивая тему недавно опубликованного Рейтинга известности бренда SEO-компаний 2010, SEOnews попросил экспертов рейтинга высказать свое мнение о результатах, а заодно и поделиться мыслями о том, что интересного произошло на SEO-рынке в 2010 году.
На вопросы ответили:
Владислав Кочетков (ФИНАМ)
Инга Скворцова (Клифф)
Сергей Цыплаков (Mainlink)
Какие яркие изменения, на Ваш взгляд, произошли на рынке SEO в 2010 году?
Владислав Кочетков: Кардинальных перемен на рынке SEO в 2010 году не произошло - скорее, мы наблюдали развитие уже имеющих место тенденций. Спрос на SEO сохраняется, причем продолжается процесс консолидации рынка за счет постепенного сокращения доли кустарей-одиночек. Правда, это компенсируется появлением новых компаний, которые чаще всего специализируются на интернет-рекламе, но продвигают пакетные предложения, включающие в себя поисковую оптимизацию.
Павел Рогожин: Рынок SEO хорошо тряхнул Матрикснет от Яндекса, безусловно, это сказалось и на новом рейтинге, но не в первой десятке.
Никита Пальянов: В последнее время наблюдается тенденция к более тщательному подходу, так как требования заказчиков возросли. Прошли те времена, когда представители SEO-рынка зарабатывали только на обещаниях. Клиент хочет понимать, за что он платит. Многие компании перешли на схему - оплата за результат.
Наравне с этим, возросла популярность сервисов автоматического продвижения. Это напрямую отразилось на количестве клиентов SEO-компаний. Постепенно у владельцев сайтов приходит понимание как это работает и сколько это должно стоить. Что не на руку представителям SEO-рынка. Я имею в виду компании и фрилансеров.
Сергей Котырев: Бизнес автосеошных систем, типа Сеопульт, вырос до внушительных размеров. Про Маремото и Сеоиндекс не знаю, но рынок большой.
Какие результаты рейтинга известности SEO-компаний 2010 года стали для Вас неожиданными?
Владислав Кочетков: Принципиальных изменений в расстановке сил, по меньшей мере, крупнейших SEO-компаний не произошло. В частности, тройка лидеров данного рынка по-прежнему представлена компаниями «Ашманов и партнеры», «Корпорация РБС», «Ingate». Более существенные трансформации мы наблюдаем в десятке лидеров, где смогли упрочить свои позиции компании с наиболее эффективной моделью бизнеса.
Павел Рогожин: Это как раз продолжение первого пункта. ;) Стали отыгрываться компании, которые смогли сконцентрировать усилия на качестве аккаунтинга (клиентского обслуживания), маркетинге и комплексных услугах. Именно поэтому, на мой взгляд, и произошли изменения в 5-ке лидеров. Ну и конечно, вопрос работы с регионами. К сожалению, у меня нет данных по региональному распределению клиентского портфеля 10-ки лидеров, но есть большое подозрение, что это очень сильно повлияло на результаты.
Никита Пальянов: Не могу сказать, что результаты рейтинга меня удивили. Скорее наоборот. Все остались на своих местах.
Сергей Котырев: Ничего неожиданного. :)
Согласны ли Вы с переменами в первой 5-ке лидеров по сравнению с рейтингом 2009 года?
Владислав Кочетков: По сравнению с 2009 годом, в рейтинге-2010 изменились позиции лидера. Если в прошлом году первое место принадлежало компании «Ашманов и партнеры», то в 2010 году они поменялись местами с «Корпорацией РБС». Следует отметить, что «Ашманов и партнеры» стремятся позиционировать себя как поставщик высокотехнологичных решений более широкого спектра, чем поисковая оптимизация – компания осуществляет деятельность в сегменте поисковых систем. Вероятнее всего, это в определенной степени и определило смену лидера, учитывая, что «Корпорация РБС» в большей степени представлена именно в сегменте оптимизации. Принципиально, по сути, за год практически ничего не изменилось, учитывая минимальный отрыв компании «Корпорации РБС» от «Ашманов и партнеры». Эти две компании на рынке SEO значительно оторвались от остальных участников рейтинга.
Павел Рогожин: Да, согласен, причины выше.
Никита Пальянов: В общем и целом согласен. Расстановка мест справедливая. Приятно, что отметили ребят из Demis.
Сергей Котырев: Вполне согласен.
Как Вы считаете, влияет ли известность компании на качество ее услуг? На что вообще влияет известность бренда?
Владислав Кочетков: Безусловно. Известность компании, ее деловая репутация (основанная на уже имеющихся заслугах среди клиентов), во многом являются подтверждением качества оказываемых услуг.
Следует отметить, что обладатели «сильного» бренда, при равном качестве и наборе предоставляемых услуг и сервисов, могут устанавливать на них более высокий прайс, что находит позитивное отражение в финансовых показателей. В свою очередь, это позволяет SEO-компании содержать штат высококвалифицированных специалистов, что способствует высокому уровню конкурентоспособности предоставляемых услуг.
Павел Рогожин: Да, влияет, к сожалению, не для всех одинаково положительно. Те, кто смогли обеспечить в последние пару лет задаток роста клиентского обслуживания – выиграют. В остальных случаях это просто рост среднего ценника.
Никита Пальянов: Несомненно, известность бренда влияет на качество услуг, а чаще на стоимость этих услуг. Жаль только, что многие именитые SEO-компании сидят на крупных клиентах и попросту осваивают их бюджет. Что в свою очередь отражается не лучшим образом на качестве.
Сергей Котырев: На качество услуг не влияет. Известность может быть и негативной, типа МММ. Известность бренда влияет на ожидания клиентов. Если бренд известен, у клиентов завышенные ожидания от качества и часто более глубокое разочарование.
Зато известность бренда позволяет иметь более высокую цену при равном с конкурентами продукте.
Инга Скворцова ответила на вопросы SEOnews по Skype и рассказала о том, зачем клиентам рейтинг известности бренда SEO-компаний 2010.
SEOnews дозвонился и до Сергея Цыплакова, который ответил на вопросы интернет-издания, касающиеся рейтинга известности бренда SEO-компаний 2010.