31 Июля 2015 в 16:53

Что происходит на рынке интернет-маркетинга на Украине? Мнение экспертов

1 14204
Редактор-переводчик,
SEOnews

В последнее время, говоря о кризисе и тенденциях рынка интернет-маркетинга, мы больше рассматриваем ситуацию в России, оставляя в стороне другие страны, тоже относящиеся к русскоязычному сегменту интернета. Редакция SEOnews решила исправить этот недочет и обратилась к представителям украинского рынка, чтобы выяснить, как они переживают кризис, что происходит на рынке и чего хотят клиенты.

1.png

На наши вопросы ответили:

  • Александр Полищук, директор компании WebPromo
  • Александр Колб, генеральный директор компании Promodo
  • Геннадий Охримчук, менеджер по работе с клиентами агентства Авеб
  • Елена Камская, руководитель компании SiteClinic

Как чувствует себя украинский рынок интернет-маркетинга? Какие тенденции можно отметить? (Слияния, уходы с рынка, сокращения штата, уход в автоматизацию)

Александр Полищук, директор компании WebPromo: По сравнению с другими рынками хорошо, сейчас многие клиенты испытывают сложности, но интернет-маркетинговые бюджеты не сокращаются, так как по эффективности интернет-маркетинг заменить нечем, поэтому общий кризис сказывается на сегменте не очень сильно.

Общая ситуация и тренды:

  1. Клиенты на рынке становятся все более образованными и понимающими.
  2. Клиенты ищут лучшую эффективность, чаще готовы менять инструменты и подрядчиков.
  3. В предоставлении услуг тренд прозрачность и белые методы (белое SEO, контент-маркетинг, крауд-маркетинг).
  4. Предложение всех участников становится все более комплексным.

По слияниям и поглощениям ничего не могу сказать, я думаю, рынок пока к этому не готов. Сокращений системных на рынке я не вижу, есть сильные растущие компании, есть слабые сокращающиеся, но можно сказать? что в текущей ситуации изменения происходят быстрее.

Александр Колб, консультант компании Promodo: Мы не заметили существенных изменений на рынке. Возможно, не состоялось того роста, который ожидался, но в целом ситуация стабильная. Из тенденций, которые можно отметить: клиент стал гораздо более требователен к подрядчику, сроки планирования рекламных кампаний стали меньше, во всех рекламных коммуникациях обязательна привязка к KPI, глубокое начальное планирование и изучение рынка.

Геннадий Охримчук, менеджер по работе с клиентами агентства Авеб: Как бы парадоксально это ни звучало, но кризис прибавил клиентов агентствам. Раньше (в стабильное время до кризиса) бизнесу хватало продаж из других каналов — теперь нужно искать альтернативные источники клиентов. Поэтому за продвижением в интернете приходят бизнесы, которые раньше никогда не пробовали развиваться онлайн. Если до кризиса множество клиентов кочевали от агентства к агентству в поисках лучшего сервиса и результатов, то сейчас многие заказывают услуги интернет-маркетинга впервые.

Ну и никуда не делись клиенты, которые недовольны результатами работы агентства-предшественника и ищут другого подрядчика.

Также увеличилось количество клиентов, которые ранее занимались SEO и контекстной рекламой силами штатных специалистов, но теперь уперлись в потолок результатов и обращаются в агентства за экспертизой.

Выросло количество обращений из других стран (России, Казахстана, Белоруссии). Зарубежные клиенты говорят, что в Украине много действительно хороших специалистов, которые умеют эффективно строить свою работу и давать рост результатов. Например, наш крупный клиент из РФ — сталепромышленная компания — был очень удивлен, когда мы за первые 6 месяцев работы показали рост органического трафика на 54,9% , в то время как он привык к росту 10% в год, работая с местным подрядчиком.

Предполагаю, что сокращение штата произошло во многих агентствах: кризис «снимает жирок» компании. Здесь важно отметить, что увольняют в кризисное время либо лишних, либо неэффективных сотрудников.

Нужно понимать, о какой автоматизации идет речь. Автоматизация бизнес-процессов повышает продуктивность, и заниматься ею нужно систематически, а не только в кризисные времена. Но автоматизация услуг, к примеру, SEO — означает ухудшение качества. Такой подход не может быть выигрышным в долгой перспективе.

Мы считаем, что тщательная проработка каждого аспекта в интернет-маркетинге гораздо эффективнее автоматического конвейера. Так, к примеру, мы стали еще более скрупулезно размещать ссылки (вручную), больше внимания уделяем качеству текстов для сайта клиента. А автоматизации подверглась инфраструктура: мы внесли улучшения в CRM систему для работы над проектами и укрепления отношений с клиентами.

Елена Камская, руководитель компании SiteClinic: Многие большие агентства сократили рекламные бюджеты, нацеленные на украинский сегмент, и пробуют продвигаться на западных рынках. О сокращениях штатов и уходе из бизнеса пока не слышно — даже наоборот, появилось несколько новых активно пиарящихся компаний.

За какими услугами сейчас чаще всего обращаются клиенты?

Александр Полищук, директор компании WebPromo: К нам чаще всего обращаются за SEO и контекстной рекламой, сейчас это понятные для клиентов инструменты, но другие возможности и предложения клиенты тоже принимают хорошо и готовы пробовать.

Александр Колб, консультант компании Promodo: Популярность услуг зависит от профиля и специализации агентства. Если у нас популярные услуги поискового маркетинга, контекстной рекламы, медийной рекламы, аналитики и проектирования, то это вовсе не значит, что рынок повернут в сторону этих услуг. Это специфика нашей компании.

Геннадий Охримчук, менеджер по работе с клиентами агентства Авеб: Как было сказано ранее, много клиентов обращаются впервые за услугами интернет-маркетинга. Поэтому самые востребованные услуги базовые: определенный комплекс работ начального этапа продвижения.

Доминирующими услугами все так же являются продвижение в поисковых системах и настройка контекстной рекламы.

Елена Камская, руководитель компании SiteClinic: Большинство наших клиентов не могут самостоятельно определиться, какая услуга им нужна — они приходят к нам с проблемой, которую нужно решить.

Например, с отсутствием роста трафика и заказов, или с залипанием позиций, или с просадкой посещаемости в Google. Если раньше было много заявок на продвижение сайта, то сейчас все больше клиентов заказывают инструкции по внутренней оптимизации или стратегию продвижения сайта под самостоятельную реализацию.

Как распределяются бюджеты на интернет-рекламу?

Александр Полищук, директор компании WebPromo: У нас основные бюджеты это контекстная реклама, потом SEO.

Геннадий Охримчук, менеджер по работе с клиентами агентства Авеб: Это очень обширный вопрос, на который нельзя ответить однозначно: все зависит от особенностей продвигаемого проекта, от бизнес-модели и т.д. Но если речь идет о клиентах, которые обращаются в экспертные агентства, то бюджет обычно распределяется в два канала: SEO и контекстная реклама. Это два столпа продвижения в интернете. У большого онлайн-бизнеса кроме аутсорсного бюджета еще выделяются средства на штатных специалистов интернет-маркетинга для более эффективной работы.

Елена Камская, руководитель компании SiteClinic: Все зависит от специфики сайта и бизнеса, но продвижение в органике и контекст по-прежнему в приоритете.

Как изменилась ситуация на рынке труда?

Александр Полищук, директор компании WebPromo: Легко искать молодых специалистов, многие хотят в интернет-маркетинг, мало опытных. На опытных стабильный спрос со стороны клиентов, большой спрос на интернет-маркетологов, куда часто переходят узкие специалисты, работавшие в агентствах.

Александр Колб, консультант компании Promodo: Специалистоd по контекстной рекламе и поисковому маркетингу стало гораздо больше, но по-прежнему кадровый голод в специалистах с глубокой экспертизой, управленческими навыками.

Геннадий Охримчук, менеджер по работе с клиентами агентства Авеб: Ситуация для малых и крупных агентств разная. Маленькие студии не могут держать большой штат, ведь крупные клиенты не спешат вверять им свои бюджеты. Но некоторые лидеры интернет-маркетинга нанимают новых сотрудников, в связи с тем что появились новые клиенты на рынке. Что касается зарплат, то они начинают немного расти, чтобы компенсировать рост курса доллара. Во всяком случае крупные агентства, которые понимают важность человеческого ресурса, поступают именно так. Иначе специалисты будут разбегаться к конкурентам, а компания погрязнет в постоянном поиске и найме дешевой неквалифицированной рабочей силы.

При этом на рынке труда профицит кадров. Много специалистов хотят попробовать свои силы в этой сфере, покидая другие отрасли, в которых дела в кризис обстоят иначе. Из-за этого в интернет-агентствах увеличилось количество входящих резюме, а значит, есть выбор.

Хороших специалистов можно найти не только в больших городах. Многие агентства (и Авеб в том числе) уже работают с удаленными сотрудниками и очень довольны результатами.

Елена Камская, руководитель компании SiteClinic: Весной и летом большинство людей больше думают об отпуске, чем о работе. Если что-то и поменялось, то заметно это будет не раньше начала октября.

Назовите главную проблему рынка интернет-маркетинга на Украине.

Александр Полищук, директор компании WebPromo: На мой взгляд, главная проблема рынка — это сложности в экономике и, соответстенно, проблемы клиентов. Сейчас новых проектов достаточно мало, старым клиентам тяжело, есть только небольшая часть клиентов, которые рассматривают ситуацию как возможность роста и у них есть возможность инвестировать.

Александр Колб, консультант компании Promodo: Мы считаем, что главной проблемой рынка все же является низкая экспертиза сторон, принимающих решение по интернет-продвижению бренда. Недостаточное понимание KPI, инструментария, отсутствие общей стратегии присутствия бренда в сети. Экономическая ситуация в стране, считаем, влияет косвенно. Для многих кризис — это возможность для роста и рывка вперед.

Геннадий Охримчук, менеджер по работе с клиентами агентства Авеб: Я бы выделил две проблемы:

  1. Кризис подкосил даже крупный бизнес, поэтому вместо комплексного продвижения все чаще клиенты заказывают базовые услуги. С другой стороны, новые клиенты на рынке еще не готовы к комплексному продвижению и также отдают предпочтение набору базовых услуг интернет-маркетинга. В такой ситуации экспертиза уходит на второй план. Клиентов, которые заказывают комплексный интернет-маркетинг с гипер-серьезным подходом мало.
  2. Вторая проблема связана с тем, что бизнес не прилагает усилий для общения со своей аудиторией. Очень мало внимания уделяется контент-маркетингу. Большинство западных компаний имеют проработанную формализованную контент-стратегию, в то время как у нас бизнес редко ведет интересный и полезный блог.

Елена Камская, руководитель компании SiteClinic: Нестабильность курсов валют. Это влияет на все рынки без исключения.


С аналогичными вопросами редакция обращается и к нашим читателям из Украины. Каким вам видится этот кризис и какие выводы сделали вы? 


1 комментарий
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • Гость
    больше года назад
    А что происходит на рынке интернет-маркетинга на России сейчас?
    -
    14
    +
    Ответить
    Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть