Имя Максима Спиридонова известно практически каждому человеку, который хоть сколько-нибудь интересуется Рунетом и тем, что в нем происходит. Для тех, кто по каким-либо причинам подзабыл, напомним: Максим является руководителем электронного издательского дома «Ройбер», ведущим аналитических программ «Рунетология» и «Рунет сегодня», а также создателем множества других известных проектов. В прошлом году Максим присоединился к проекту «Нетология», основателем которого является Юлия Микеда.
В конце февраля Максим и Юлия посетили Тулу. SEOnews не удержался и расспросил их не только о подробностях работы школы интернет-маркетинга «Нетология», но и о многом другом.
О Туле
Максим, вчера вы в своем профиле в Facebook отметили, что вы неожиданно оказались под Тулой. Скажите, это ваш первый визит в наш город?
Максим: Я не первый раз в Туле. Я был здесь в далеком детстве. И также несколько лет назад приезжал по работе, общался с редакцией одной местной газеты. Была длинная история с консалтингом о том, как печатной прессе выйти в онлайн.
Юлия, а вам как в Туле?
Юлия: Я в Туле первый раз. Интересно побывать в таком историческом и славном городе. Очень понравилось. Уютный город. Похоже, что весной здесь очень зелено. Уже успела запомнить все ваши основные улицы: проспект Ленина, улицу Октябрьскую и Советскую.
О первых проектах
Максим, как началась ваша интернет-деятельность?
Максим: Еще давно у меня была в Петербурге небольшая компания оффлайн-сектора, и в качестве одного из каналов продаж я использовал Интернет. Поскольку было интересно, постепенно переходя от одной версии сайта к другой, мы сделали очень эффективный инструмент, через который приходило 90% заказов. Сначала собирали команду из знакомых, имеющих хоть какое-то отдаленное представление о том, что такое сайтостроительство. Потом мы уже делали сайт с одной известной петербургской студией. Вот таким образом, постепенно вошел в Интернет. Дальше начал заниматься проектами, которые не имели прямого отношения к оффлайн-бизнесу, а были исключительно в онлайне.
Расскажите о ваших первых проектах.
Вначале были просто эксперименты, которые постепенно развились в более-менее заметные проекты. Скажем, сайты, которыми сейчас владеет моя компания - издательский дом Ройбер «ШколаЖизни.ру» и «Calend.ru». Вначале это был не бизнес, а эксперименты в области поисковой оптимизации. Если анализировать, то в обоих случаях, кроме того, что контент ресурса был познавательного характера, это были своего рода сетки для запросов широкого профиля. В случае с «Calend.ru», запросы были праздничной тематики, от названий праздников до календарных чисел. А в случае с «ШколаЖизни.ру» - запросы «how to...» – как познакомиться с девушкой, как поменять колесо и т.д.
О «Нетологии»
Максим, в Рунете вы известны как автор огромного числа самых разнообразных проектов. Скажите, а есть ли среди них для вас особенно любимый?
Любимого проекта, как и любимых детей, не бывает. Но есть те, которым уделяется больше внимания и больше интереса, хотя бы потому, что они младшие. Как и с детьми. Безусловно, для меня сейчас «Нетология» - это главный фокус, если не сказать единственный. В течение последних месяцев многие направления своей работы я сознательно сократил практически до ноля. И занялся оперативно «Нетологией», для того чтобы построить нечто, как мне хочется верить, более зрелое, чем то, что я делал прежде.
Как возникла идея создания «Нетологии»?
Юлия: Идея проекта навеяна моей любовью к образованию. Когда я начинала работать в сфере интернет-продвижения, я ходила на разные семинары и конференции. Знания, можно сказать, собирала по крупицам, потому что никакой системности не было. И в какой-то момент я поняла, что нет курсов, о которых бы я сказала «Вау! Это то, что мне нужно!». Я увидела, что есть некий сегмент, который недостаточно представлен в Интернете. После этого родилась идея «Нетологии», с которой я ходила долго, пока в какой-то момент полностью не освободилась и не приняла решение все свое время посвятить этому проекту.
Максим, почему вы решили присоединиться к проекту?
Максим: Сначала было желание помочь Юлии советом, в качестве старшего товарища. Я наблюдал, как она строила проект на первых стадиях, и понимал, что мой собственный опыт может быть полезен. А затем меня постепенно затянуло. Довольно быстро пришло осознание того, что в каком-то смысле «Нетология» для меня – это не столько бизнес-проект, сколько возможность очень логично продолжить ту опосредовано-образовательную линию, которую я веду в своих статьях, в блоге, в программах «Рунетология» и «Рунет сегодня». Там название «образовательный» опосредовано, в «Нетологии» – это буквально. И очень логичное развитие и продолжение моей деятельности.
Сколько учеников выпустила уже ваша школа?
Юлия: Мы недавно подсчитали: около 800 человек, включая «онлайн-учеников» - пользователей, которые проходили обучение через онлайн-трансляции, которые максимально приближены к реальным условиям в процессе обучения.
Как отбираете темы для лекций и семинаров?
Юлия: Здесь я больше ориентируюсь на то, есть ли у рынка объективная потребность в этих знаниях. Я много хожу на конференции, читаю литературу, в общем, стараюсь быть в курсе событий. Разговариваю опять же со многими специалистами, которые приходят, в том числе, и на наши семинары. Из этого рождается видение того, какие семинары сейчас востребованы. Дальше мы их разрабатываем, запускаем и проверяем, насколько наша идея была правильна.
Сколько преподавателей в «Нетологии» сегодня?
Юлия: Сейчас точной цифры не назову. Навскидку 20-30 преподавателей.
Как вы их привлекаете?
Юлия: Совершенно по-разному. Некоторых привлекаем мы, если видим, что человек подходит для той или иной программы. Некоторые приходят сами, мы с ними общаемся и деликатно выясняем их мотивы, для чего они хотят преподавать. Для нас очень важно, чтобы человек был не просто специалистом в своей теме, а и хорошим спикером, и педагогом, и методистом. И что еще более важно, чтобы он старался поднести объективную информацию.
Максим: Главное, чтобы сошлись интересы. Мы живем в материальном мире. Есть несколько мотивов, которые движут специалистом в том, чтоб начать преподавательскую деятельность. Есть ряд мотивов, которые для нас неприемлемы. Например, желание собрать потенциальных клиентов и, тем более, продать на семинаре какой-либо вариант продукта, консалтинга - это категорически недопустимо. И в то же время для нас приемлемо, когда, например, специалист хочет подзаработать. Хорошим специалистам мы платим не сказочно большие, но вполне осязаемые деньги за преподавание, ожидая за эти деньги качественного и глубокого преподавания и серьезного отношения к тому, что он делает. Самый лучший вариант – когда преподаватель видит в этом некую социальную миссию и возможность разумного пиара. Работая в образовательном проекте, он позиционирует себя как эксперт, как грамотный специалист. Это как бы заявка на то, что в Интернете принято называть «гуру». Такой статус можно получить написанием статей, выступлениями на конференциях, можно вести программы в радио- или телеварианте, а можно преподавать в известном образовательном проекте. Такой путь для нас вполне приемлем. Человек действительно сосредотачивается на том, чтобы преподнести качественный материал, а мы помогаем ему доточить программу, в итоге получаем тот самый искомый качественный образовательный продукт. Все стороны удовлетворены: слушатели, мы (как образовательный проект) и человек, получающий экспертный пиар.
В прошлом году школа «Нетология» объявила о начале сотрудничества с корпорацией Microsoft. Скажите, что планируется делать в рамках данного сотрудничества?
Максим: Мы уже делаем. Сейчас информация о нас появляется на сайтах Microsoft , в их официальных аккаунтах в социальных сетях, в их рассылках. Сейчас мы досогласовываем условия, по которым анонсы наших семинаров будут также представлены на портале ru.msn.com.
А почему в качестве партнера был выбран именно Microsoft?
Максим: А почему бы и нет? Мы сотрудничаем со всеми компаниями, имеющими отношение к интернет-отрасли и находящимися рядом, если они разделяют нашу позицию и точку зрения. Мы активно сотрудничаем не только с Microsoft, но и с SuperJob, LiveJournal, Sape и Seopult, Mail.ru, ДубльГИС, ассоциацией РАЭК и многими другими заметными игроками Рунета – все они оказывают довольно серьезную информационную поддержку.
Охарактеризуйте проект «Нетология» тремя словами.
Юлия: Я бы сказала, «идеологичный», «динамичный» … (смеется)
Максим: «идеологичный», мне кажется, не совсем наполненное слово. Давай «инновационный». Так же, важное слово здесь «образовательный», поскольку для нас это один из ключевых моментов. Мы бизнес, но бизнес социально ответственный - про образование, про просвещение. Если образно сформулировать, то мы проект про то, как неопытные маркетологи, pr-менеджеры, бренд-менеджеры из оффлайна стоят на краю разверзшейся пропасти, которая преграждает им путь к эффективной работе в Интернете, а мы эту пропасть помогаем им преодолеть. Именно поэтому образовательная составляющая так важна.
«Инновационный», «образовательный» … и, пожалуй, такое слово как «модный» или «современный», потому что мы стараемся представить проект красиво, «вкусно», в лучших традициях современного маркетинга.
О книге
Максим: Книга в каком-то смысле суммирует итоги существования «Рунетологии» на сегодняшний момент. Мы отобрали 20 самых ярких интервью за последние 1,5 года. Идея и желание аккумулировать информацию в виде книги возникли достаточно спонтанно. Сама книга – это некое обобщение в виде фолианта того, что представляет программа «Рунетология», выходящая в звуке и тексте несколько лет. Я считаю, что это любопытный, красивый, сувенирный продукт, с одной стороны, для тех, кому интересна «Рунетология». А с другой, это способ познакомиться с «Рунетологией» тем, кто к этому вообще не имеет отношения. Это хорошая дорожка от магазина к самой программе - человек купил, почитал и стал постоянным слушателем «Рунетологии».
Стоит ли читателям ждать продолжения?
Максим: Возможно. Книга продается хорошо, почти полтиража было реализовано еще в прошлом году, в первый месяц продаж. И если «Рунетогия» будет продолжаться годик-полтора (а оснований закрывать проект я пока не вижу), то появится и вторая книга с «избранным». И она также будет вести людей из книжных магазинов в «Рунетологию», а те, кто слушает «Рунетологию», смогут поставить такой сувенирный продукт на полочку.