На правах рекламы
«R-брокер» был создан 10 лет назад. Как появилась идея создания инструмента автоматизации интернет-рекламы? С чего начинался «R-брокер»?
Начнем с того, что мы были первыми в России, кто занялся оптимизацией сайтов. В 1998 г. мы обнаружили в Яндексе огромную «дыру», которая позволяла продвигаться по любому ключевому слову буквально за 15 минут. Помню, я попробовал предложить Rambler показывать рекламу по ключевым словам и оценил возможный доход в громадную сумму 200 тыс. $/мес. Там очень смеялись.
Контекстная реклама появилась через несколько лет, и примерно в 2004 г. стало ясно, что этот формат рекламы гарантирует дешёвый качественный трафик с минимальными рисками. Именно тогда мы закрыли направление оптимизации и занялись контекстом. А опыт использования собственного программного обеспечения в сегменте оптимизации натолкнул нас на мысль о создании системы управления контекстной рекламой.
Какие направления постепенно прирастали и чем это было обусловлено?
Здесь имеет смысл говорить о технологическом и организационном развитии «R-брокера». С точки зрения технологий в сервисе сначала появилось удержание мест и «портфельное» управление ставками. Затем мы добавили генератор объявлений, управление рекламой во ВКонтакте и Яндекс.Маркете.
Со временем на смену удержанию мест пришли стратегии – алгоритмы адаптивного управления рекламой, использующие показатели самих площадок и систем аналитики. Так как стратегий было довольно много, мы создали «Каталог стратегий», где собрали типичные алгоритмы управления, которые подстраиваются под индивидуальные критерии клиента. На данный момент у нас около 50 стратегий, без которых сложно представить себе работу с рекламной кампанией. Но это внешняя сторона сервиса.
Если говорить о конкретных цифрах, то мы ежедневно 96 раз в сутки управляем 1,5–2 млн фраз в 3000 рекламных кампаний. И можем себе позволить в случае необходимости быстро наращивать мощности.
Что касается организационных этапов, то «R-брокер» начинался как группа разработчиков внутри агентства Registratura.ru. Но потом понадобилось сделать денежные потоки более прозрачными, и мы выделились в отдельную небольшую компанию. И уже в рамках компании «R-брокер» выросло два направления: агентство контекстной и тергетированной рекламы и сервисное подразделение.
На чем сейчас сосредоточена работа сервиса?
Как я уже сказал ранее, в определенный момент клиентская служба «R-брокер» превратилась в агентство. Агентство «R-брокер» – это технологическая компания с минимумом рутинных работ, во всех бизнес-процессах использующая собственные технологические разработки. Это касается и ведения рекламных кампаний, и документального сопровождения заказов, и финансовой аналитики. К примеру, у нас нет традиционных контекст-менеджеров, но есть контекст-программисты, разрабатывающие стратегии.
Второе направление – сервис «R-брокер». Оно не работает с рекламодателями, только разрабатывает и продаeт инструментарий и оказывает техподдержку.
У вас большая экспертиза в области работы с Яндекс.Директом и таргетированной рекламой ВКонтакте. Почему именно эти площадки? В чем их достоинства / недостатки?
Основной плюс Яндекс.Директа заключается в том, что такого рода реклама отвечает на спрос, а не формирует его. Поэтому конверсия здесь чаще всего выше, чем из других источников интернет-рекламы. Неудивительно, что для рекламодателей это самый популярный вид рекламы.
А ВКонтакте – самая популярная социальная сеть в России с более чем 200 млн пользователей. Накопленная соцсетью информация позволяет с большой вероятностью показывать рекламу именно заинтересованным пользователям. К тому же рекламный интерфейс ВКонтакте очень удобный и понятный. Хотя есть одна распространенная проблема: неопытные рекламодатели часто «сливают» бюджет и после теста отказываются от площадки как от неэффективной. Но на самом деле она таковой не является.
Рынок интернет-рекламы сейчас находится в состоянии кризиса. Но это уже не первый кризис, который переживает «R-брокер», в чем его отличие от предыдущего?
Почти цитата: «Все хорошие времена хороши одинаково, все плохие – плохи по-своему». :)
Если вспомнить кризис 2009 года, то, на мой взгляд, тогда все просто были сильно напуганы плохими новостями и в результате на какое-то время перестали что-либо делать и просто ждали, что произойдет дальше, и выстраивали стратегию поведения в новых условиях.
Что касается истории этого года, то лично я с начала 2015 года пытаюсь увидеть кризис в контекстной рекламе и не нахожу его. Точнее, я вижу резкие изменения, но не вижу катастрофы.
В первом квартале 2015 года выручка Яндекса выросла на 13%, «R-брокера» – на 26%. Соответственно, в первом полугодии мы ожидаем прирост в районе +28%. Думаю, показатели Яндекса тоже будут лучше 1 квартала.
Конечно, +13% в 1 квартале 2015 года у Яндекса – это значительно хуже +36%, которые были у них в 1 квартале 2014 года, но это далеко не катастрофа. А «кризис» и «катастрофа» – понятия психологические и имеют противоположную эмоциональную окраску.
Как планируете развиваться дальше?
Здесь имеет смысл отдельно сказать о развитии каждого из наших направлений.
Агентство «R-брокер» на данный момент работает в трех направлениях:
Первое – агентство для агентств. В рамках этого направления мы берем на себя как разовые работы из всех областей контекстной, таргетированной рекламы и аналитики, так и полное обслуживание клиента, оставляя заказчику только коммуникацию с клиентом и бонусы от сотрудничества.
Второе – агентство для клиентов. Это основное направление нашей деятельности вот уже более 10 лет. За это время агентство выработало подход к клиентам любого уровня продвинутости в тематике и стартового бюджета.
Третье – образовательный партнер. Сотрудники агентства охотно делятся своим немалым опытом с клиентами в рамках обучающих вебинаров и серии видеоуроков; с партнерами – на обучающих семинарах; со всеми желающими узнать что-то новое или получить профессию в области интернет-рекламы – в рамках различных образовательных проектов, например, в «Нетологии».
Если говорить о сервисе «R-брокер», то по понятным причинам мы не сообщаем планы релизов этого года. Отмечу только, что, по нашему мнению, существующий сейчас подход к управлению рекламой себя исчерпал. Это относится и к нашему сервису, и к другим. Коренной разницы между системами нет. У всех есть свои сильные и слабые стороны. Мы, например, славимся изощренными алгоритмами управления и надежностью системы управления, но заметно проигрываем в интерфейсе – и в плане тяжеловесности, и в плане юзабилити. Так или иначе, все существующие сейчас сервисы построены по одному принципу, выработанному 5–6 лет назад, и должны будут либо видоизмениться, либо уйти с рынка.
Так что последние 2 года мы занимаемся коренной перестройкой сервиса с тем, чтобы он отвечал трeм актуальным требованиям.
Во-первых, количество видов качественного трафика и их поставщиков будет расти, и нынешние системы управления рекламой просто не успеют под них подстроиться. Выживут только те, кто найдeт способ «подключить» очередную площадку за пару часов – просто зарегистрировать очередного поставщика трафика в своей базе.
Во-вторых, площадки-поставщики качественного трафика непрерывно совершенствуют свои интерфейсы. Причем многие идеи они берут у независимых систем управления. Дальше всех в этом направлении продвинулся Google, его стремительно догоняет Яндекс. В итоге выживут только те, кто перейдет на сложные алгоритмы управления мультиканальным трафиком.
И в-третьих, ни один поставщик трафика не способен создать качественную RTB-систему – он оперирует только своим трафиком, а это всегда значительно меньше суммарного трафика в интернете. Те сервисы, которые выживут, будут исповедовать RTB-подход.
На рынке интернет-рекламы есть такая распространенная история: крупные компании отказываются от одновременного предоставления большого комплекса услуг и дробятся на отдельные сервисы/компании, ориентированные, например, на агентства, крупных клиентов или средний и малый бизнес. Есть ли у вас подобные планы?
История такая действительно есть. Дело в том, что разные сегменты клиентов требуют серьезно отличающихся бизнес-процессов и квалификации сотрудников. Отличия примерно те же, что между сетями ресторанов, фаст-фудов и ларьков с сосисками. Сети ресторанов и фаст-фудов не могут работать под одним брендом, даже если у них один владелец. У сервисов/компаний все аналогично.
У нас конкретных планов в этом направлении нет и не будет. Если образуется область, требующая отдельных бизнес-процессов и бренда, то мы их, конечно, выделим.
Сейчас наша основная аудитория – средние клиенты и агентства. Именно они дают нам обратную связь от рынка и при этом достаточно быстро принимают решения.
С крупными клиентами своя история: они неспешно приходят сами, если видят, что ты выдал на рынок хороший устойчивый технологический продукт, и так же неспешно уходят, если он устаревает. Для этого сегмента мы уже 2 года создаём новый «R-брокер». Если продукт окажется таким же хорошим, каким в своё время был «старый» сервис, крупные клиенты через некоторое время придут сами.
Вершина бизнеса – работа с огромной массой мелких клиентов и контекст-фрилансеров, которым требуется тот самый «ларeк с сосисками». Никто из автоматизаторов рекламы пока этого не достиг. Мы мечтаем решить эту задачу и уже сделали несколько пока неудачных попыток. Но, как говорил Эдисон, 1000 отрицательных результатов означают, что ты на 1000 шагов приблизился к верному решению. Так что мы продолжаем попытки.