В Яндексе демократизм есть
Что такое «Яндекс.Украина»?
«Яндекс. Украина» — это дочернее предприятие российского «Яндекса», своеобразный департамент по делам Украины. В наши задачи входит продвижение сервисов «Яндекса» в нашей стране, продажа контекстной и медийной рекламы украинским клиентам, маркетинговые активности и развитие локального бизнеса. Украина очень важна для «Яндекса», ведь по объему его аудитории она занимает третье место после Москвы и Санкт-Петербурга.
Чем обусловлено такое высокое место, как вы думаете?
Во-первых, «Яндекс» уже сделал много хорошего для украинских пользователей: появились местные карты, погода, новости, каталог, много специальных проектов, например Дни городов. Практически в любом из сервисов «Яндекса» есть информация, интересная локальному пользователю, и это находит отклик среди аудитории. Кроме того, у нас хороший поиск не только на русском, но и на украинском языке, который мы постоянно улучшаем.
Есть и другие причины, которые не касаются сервисов «Яндекса», а связаны с проникновением интернета. В России большинство пользователей интернета живут в Москве и Санкт-Петербурге, а в регионах проникновение существенно меньше. Из-за большого размера страны и дороговизны каналов доступа существует не то чтобы пропасть, но большой зазор между столичными городами и периферией. У нас тоже наблюдается «столичность» интернета, но она не так выражена, как в России, и в целом проникновение интернета растет равномернее.
Существует мнение, что для предприятий вашей сферы деятельности характерен если не попустительский стиль управления, то очень демократичный. Это так?
Попустительство и демократичность имеют очень мало общего. У нас действительно очень демократичный стиль управления. Многие сотрудники, особенно топ-менеджеры, знают друг друга очень давно, некоторые вместе стояли у истоков «Яндекса». Они привнесли в компанию дух неформального общения, который в свое время сложился в научно-исследовательских институтах, в среде программистов. Когда-то нашему главному редактору, Лене Колмановской, задали вопрос, в какой одежде принято ходить в «Яндексе» на работу. Она ответила, что в «Яндексе» принято ходить на работу одетым.
Демократизм есть. Мы общаемся на «ты», дискуссии у нас проходят достаточно вольно, и, кстати, почти все решения принимаются в результате совместного обсуждения. Но при этом у компании есть четкая структура. У нас есть Совет директоров, поскольку у компании есть акционеры. Компания в течение последних восьми лет проходит аудит, и от жестких стандартов бухучета никуда не деться. Да, при этом еженедельное собрание руководителей департаментов называется «политбюро», а еженедельная планерка менеджеров — «хурал». Это такие внутренние названия, чтоб все не было уж слишком серьезно.
А почему нельзя, чтобы все было серьезно?
Не то чтобы нельзя. Просто скучно и долго говорить «совещание руководителей департаментов». А во-вторых, «политбюро» понятнее человеку, выросшему в Советском Союзе. Ясно, что выше политбюро ничего нет (смеется).
«Позади самый тяжелый период года»
Изменилось ли что-то в работе компании в связи с экономическим кризисом, как конкурируете в этих условиях? Или у вас все благополучно?
Неправильным было бы говорить, что мы никак не почувствовали кризис. Основа нашей деятельности — это реклама, цена на которую формируется по принципу аукциона, а торги остыли. Когда на рынке были лишние деньги, рекламодатели легко тратили свободные средства, рассматривая рекламу как вклад в будущее. Может быть, свою роль играл азарт. Как бы там ни было, рынок был перегрет. Когда начался кризис, люди перестали вкладывать в перспективу, и цена клика упала. В зависимости от сегмента произошло падение на 10-20%.
С другой стороны, вложения в контекстную рекламу достаточно быстро окупаются: например, вы рекламируете книжный магазин, по объявлению к вам зашли покупатели, часть из них из них что-то купила. Вы сразу получили прибыль, которую можете снова инвестировать. Иными словами, цикл «товар-деньги-товар» очень короткий. Учитывая такую особенность, число наших клиентов не только не уменьшилось в кризис — оно выросло и продолжает расти.
Большинство наших клиентов — мелкий и средний бизнес. Размещаться у нас можно, начиная с 60 гривен. Поэтому, несмотря на то, что цена клика упала, за счет роста числа и активности клиентов наши обороты держатся примерно на уровне прошлого года. Видимо, расти будем медленнее, чем планировали.
То есть вы все-таки растете?
Пока можно говорить о том, что обороты не падают. Позади самый тяжелый период года, а впереди еще сентябрь-октябрь — время, когда некоторые компании традиционно собирают чуть ли не половину годового оборота. Аудитория интернета постоянно растет, и уже не за горами время, когда никто не будет мыслить развитие своего бизнеса без продвижения в интернете.
Есть тенденция, особенно с началом кризиса, ухода многих компаний в интернет: печатных СМИ — в связи с высокими ценами на полиграфию и доставку, магазинов — из-за высоких затрат на аренду и штат сотрудников. Действительно ли в интернете дешевле вести бизнес, чем в традиционной среде?
Не совсем. Во-первых, нельзя сказать, что ведение бизнеса в интернете обходится намного дешевле. В интернет легко прийти, но изготовление качественного сайта и рекламных материалов, проведение рекламных кампаний стоит немалых денег. При этом стоимость контакта в контекстной рекламе, конечно, на порядок дешевле, чем в печатных изданиях, она сравнима со стоимостью контакта на телеканале.
С другой стороны, мы посещаем разнообразные маркетинговые конференции, общаемся с маркетологами, которые еще не очень хорошо знакомы с возможностями интернета, и часто слышим от них, что их компании собираются выходить в интернет. Мотивы у всех разные. От кого-то этого требуют западные владельцы, уже активно ведущие бизнес в интернете. Кто-то осознал особенности интернет-аудитории: ведь чтобы увидеть рекламу в интернете, человек должен как минимум иметь компьютер или работать там, где есть доступ к сети, а это с большой вероятностью может означать определенный уровень образования и доходов.
В интернете мусора не больше, чем и везде
Есть устойчивое мнение о том, что интернет полон ненужной информации, мусора, плохой рекламы, что информация не подвергается никакой проверке. Так ли это, на ваш взгляд, и связано ли это с легкостью входа в интернет?
На любом носителе много некачественной, назойливой, агрессивной рекламы. Не меньше, чем в интернете, его в печатных рекламных листовках и в БМБ-рассылках. Учитывая упования многих частных предпринимателей на маркетинг, таких примеров будет много и дальше. Надо общаться с клиентом. Но как? Я, например, трижды получал по электронной почте приглашение посетить мексиканский ресторан. Первый раз мне предложили взять с собой одноклассников и провести там вечер встречи. На открытке был бокал шампанского. Второй раз приглашение пришло на 14 февраля тоже с бокалом шампанского. Но когда потом меня пригласили на вечер ирландского виски...
Тоже с бокалом шампанского?
Нет. Но в мексиканский ресторан. Представляете, национальный мексиканский напиток! Таких примеров масса даже среди людей, занимающихся обучением маркетингу. Мне прислали приглашение весом в 5 мегабайт с массой неактуальных вложений. Приглашение было на семинар в Одессе, а программа — с семинара в Харькове. От этого письма можно было оставить килобайт 30, и был бы куда лучший эффект.
Да, безусловно, писать в интернете может любой: достаточно иметь компьютер и завести блог на любом бесплатном хостинге. Но так же, как и в печатной прессе, в интернете есть известные площадки, есть отработанные методики, есть специалисты, которые умеют этим заниматься, и понимающие люди ориентируются на них.
Может ли интернет заменить живое общение для детей, которые взрослеют сейчас и для которых компьютер — совершенно привычная вещь?
У меня так сложилось, что языки программирования я начал изучать лет с 12, а где-то с 90-го года я был все время с компьютером. Компьютер никогда не заменит живого общения. С появлением интернета у нас безумно вырос круг знакомств. Есть люди, с которыми мы бы не общались, не будь у нас «Скайпа», электронной почты или «В контакте». Но общение с глазу на глаз остается общением на более высоком уровне. Это почти правило: каждое новое, возникшее в интернете сообщество рано или поздно начинает развиртуализацию — люди встречаются, ходят на шашлыки или еще куда-нибудь. У меня тоже так — первый контакт происходит по электронной почте, это самый доступный способ, но потом встречаемся. То же самое происходит с клиентами.
Встретившись с клиентом лицом к лицу, понимаешь, что мы — живые люди. Появляется совершенно другое ощущение, общение становится более близким. Общаться с клиентом и уделять ему внимание нужно всегда, невзирая на кризис: разговаривать по телефону, отвечать на все его вопросы, писать письма, не делая в них орфографических ошибок. Вообще отношения с клиентами требуют очень серьезного подхода и постоянной работы над собой, здесь глупо надеяться на какую-то «волшебную палочку».
Яндекс двигает ощущение живой мысли
Насколько в вашей отрасли политика ведения бизнеса может измениться со сменой основного владельца или инвестора?
Многие компании принадлежат тем людям, которые в них работают, которые их основали. В инновационном бизнесе принято так прописывать устав, что портфельный инвестор, купивший часть бизнеса, не может влиять на политику компании. Есть примеры того, как инвесторы, пытаясь управлять бизнесом, достигли разрушительного эффекта. Управленец должен быть компетентным человеком.
В чем основная ценность вашей компании?
Это те люди, которые у нас работают, их знания, опыт. Когда мы несколько раз покупали компании, мы покупали прежде всего команды специалистов.
Отдельной личности придается большое значение? Или есть «Яндекс», а кто в нем работает, не так важно?
Сложно представить, что можно заменить всех и новые люди так проникнутся брендом, что ничего не изменится. Кроме того, мы не завод, не конвейер. Мы всегда считали, что гений более продуктивен. Вопросы взаимодействия нескольких гениев — это еще та головная боль, но если у вас есть такая мастерская гениев, общий эффект может быть колоссальным. Ощущение живой мысли продолжает двигать компанию.
Как обеспечиваете приток новой живой мысли?
У нас меняются люди, мы ищем новые тенденции. Всегда готовы подумать, как удержать хороших специалистов и найти им применение у нас в компании. Задач всегда много, всегда есть открытые вакансии, дефицит ресурсов. Я не помню ситуации, когда бы не шла битва за ресурс. Сейчас требования несколько ужесточились, а на рынке появилось больше доступных кандидатов, но не могу сказать, что уровень соискателей сильно вырос. Лучших-то специалистов не сокращают.
Вообще, у нас в компании принято постоянно развиваться, интересоваться новым, работать над собой — нужно плыть, иначе утонешь.
Оригинал интервью, газета «Портмоне»