Профессия SEO-специалиста развивается. Ей уже более 10 лет. К чему пришла отрасль сегодня? Как ты чувствуешь, что изменилось в сознании самих специалистов по отношению к своей работе и в сознании общества, клиентов?
За 10 лет произошло много изменений как на рынке, так и внутри SEO-области.
Сейчас ощутима большая конкуренция за клиентов: во-первых, проникновение интернета достигло своего насыщения (см. рис. 1), а во-вторых, количество доменов перестало линейно расти (см. рис. 2).
Рис. 1. Динамика проникновения интернета по данным ООО «инФОМ», в млн человек
Рис. 2. Распределение доменов зоны .RU по данным stat.nic.ru
Информации в интернете «как продвигать сайт» стало очень и очень много: от разнообразных статей с кейсами и примерами до целых книг, от копирайтинга до digital-маркетинга, я уже не говорю о вебинарах, обучающих тренингах, SEO-школах и множестве профильных конференций.
А поисковые системы растут в своем развитии не по дням, а по часам. За 10 лет, например, в Яндексе произошло более 30 знаковых смен алгоритмов (от «Магадана» до отмены ссылок), разработано и внедрено более 50 веб-сервисов и программ. Google также не отстает, вспоминаются сразу его известные алгоритмы «Панда» и «Пингвин», Google Analytics, претерпевший много изменений, набирающий популярность Google Chrome и т.д.
Таким образом, за 10 лет мы пришли к точке, где интенсивное развитие рынка сменяется экстенсивным (качество предоставляемых услуг выходит на первое место), где SEO-знания доступны, разнообразны и открыты, где инновационность и технологии при постоянно меняющихся правилах игры со стороны поисковых систем являются важными составляющими профессии SEO-специалиста.
Конечно, все это не могло не повлиять на сознание самих специалистов по отношению к своей работе и на восприятие клиентов. Если говорить о самих SEOшниках, то для себя я выделяю 2 категории:
Первые только становятся на этот путь, в большинстве случаев считая, что сфера деятельности достаточно простая и приносящая хороший доход. Поэтому, набравшись информации по верхам, считают себя «профи» и не стесняются просить много денег.
Вторая категория — опытные SEO-специалисты, которые прошли за 10 лет огонь и воду, развиваясь вместе с поисковыми системами, доставая и анализируя информацию через эксперименты и личный опыт. Часть таких специалистов уходит во фриланс или обрастает командой и становится мини-агентствами, часть переходит на работу в штат клиента и ведет его сайт, а дома фрилансит, оставшаяся часть остается в агентствах, либо развиваясь вертикально в сторону менеджмента, либо горизонтально в сторону ведения самых крупных и ответственных проектов в компании. Например, у нас в Ingate возможен как горизонтальный, так и вертикальный рост (см. рис. 3).
Рис. 3.Распределение SEO-должностей в Ingate
Клиенты также претерпели эволюцию в восприятии SEO-специалистов: стали более образованными в рассматриваемой области, SEO для них перестало быть «интересной игрушкой», а стало неотъемлемой частью маркетинга, которая должна приносить деньги! Клиенты хорошо понимают, что органический трафик на сегодняшний момент является самым дешевым и конверсионным, поэтому продолжают вкладывать в сайт деньги. И если раньше от SEO-специалиста требовался только вывод запросов в топ, то сейчас клиент воспринимает его как человека, который помогает увеличить продажи и заказы с сайта.
Как преодолеть кризис роста у опытного SEO-специалиста, который уже 5 и более лет в профессии? Как поддерживать в сотрудниках и в себе самом желание развиваться в этой области?
В Ingate мы осознанно для этих целей ввели систему уровней, которая позволяет расти человеку по горизонтали. Каждый уровень — это набор дополнительный компетенций к предыдущему, которые нужно приобрести и научиться использовать. А за более высокие компетенции мы готовы платить больше, такие сотрудники получают интересные и нестандартные проекты, от компании ездят на профильные конференции с последующей презентацией услышанного своим коллегам.
Также у нас имеется возможность вертикального роста до руководителя группы или даже отдела. Для этого нужно обладать соответствующим потенциалом менеджерских компетенций.
Есть возможность начать развиваться в другой, но близкой сфере, например, веб-аналитика, стратегирование и другое.
Недавно мы организовали у себя закрытый SEO-клуб, который живет собственной жизнью, результатом которой должны стать инновационные решения для всего SEO-направления компании.
Лично я считаю, что если задавать периодически себе вопрос «Почему так?» и ставить действительно достойные для себя задачи, то и кризиса роста не будет, и желание развиваться в профессии не пропадет. Ведь столько интересного можно найти при анализе тех же поисковых алгоритмов, а проведение экспериментов всегда увлекательно и захватывающе! А еще никогда нельзя себя жалеть, уж лучше взять и попытаться изменить ситуацию.
Чем вы привлекаете, удерживаете у себя специалистов?
SEO-специалист, как любая личность, зависит от своих желаний и мотивов, от психологических особенностей и социальных навыков. Если человек заинтересован в материальной составляющей, то грамотная система мотивации поможет ему расставить приоритеты и выбрать свой путь. Наиболее распространенная схема поощрения для SEO-специалистов — фиксированный оклад и ежемесячная премиальная часть за результат по его проектам. В некоторых компаниях вместо или вместе с премиальной системой используется депремирование, когда за невыполненный план по результату срезается часть выплаты. Есть еще один подход, который в Ingate мы сейчас активно применяем: командная мотивация, когда в команду по ведению группы проектов входят и специалисты, и аккаунты, и их руководители, так как только от слаженной работы можно получить высокий результат.
Другим важен коллектив, удобство его рабочего места, руководитель, и другие социальные аспекты.
У нас есть комната отдыха, где расположено массажное кресло, различные настольные игры и, конечно, Xbox. Например, в Ingate мы для своих сотрудников организовываем различные праздничные мероприятия. А что касается SEO-руководителей, то каждый из них в Ingate начинал с более низкой должности, поэтому все понимают своих сотрудников и всячески им помогают!
Особенно хочется заострить внимание на людях, которые в SEO ради высоких планок. В моей практике были случаи, когда SEOшники, перешедшие с фриланса в компанию, остаются в ней ради работы с крупными, нестандартными и интересными проектами. Для таких сотрудников очень важно развитие. И отвечая на вопрос, от чего зависит это развитие, я скажу, что и от клиента, и от поисковых систем. Как я уже отметила выше, клиенты изменились, поэтому SEO-специалист все больше приобретает навыки маркетолога, чтобы получать не только трафик на сайт, но и продажи с него. При этом органический конверсионный трафик можно привести с популярных поисковых систем, продвигая транзакционные и целевые запросы, что в свою очередь налагает на специалиста ответственность по изучению изменений алгоритмов поисковиков.
Какие есть внутрицеховые проблемы?
Наверное, сейчас одной из важных проблем является самоидентификация. Поясню, что имею в виду. Раньше под SEO подразумевалась только оптимизация сайта под поисковые системы (в основном работа с текстами и ссылками). Сейчас SEO воспринимается как инструмент по получению конверсионного трафика или даже как инструмент продаж. Для получения желаемого результата в стратегию включаются разные каналы — из organic и paid источников — и занимается ими во многих компаниях один специалист. Одним из возможных вариантов решения данной проблемы может стать разделение обязанностей: SEO-специалисты отвечают за органический трафик (трафик из поисковых систем, трафик из подсказок и т.д.), а специалисты по контекстной рекламе — за оплачиваемый трафик (контекстная, баннерная, медийная, тизерная и т.д. реклама), веб-аналитики — за увеличение конверсии и комплексное предложение по сочетанию источников.
Еще одной проблемой является усложнение поисковых систем: алгоритмы становятся более совершенными, меняется сила и скорость апдейтов (см. рис. 5 по изменению характера апдейтов в Яндексе с 2007 года).
Рис. 5. Динамика апдейтов по силе в ПС Яндекс. Данные AnalyzeThis.ru
Также можно выделить проблему кризиса роста у SEO-специалистов. Все мы люди, и однотипная работа со временем приедается. И тут есть два пути: уходить на вольные хлеба в собственный бизнес (кто-то даже уходит не в SEO-бизнес и применяет свой опыт только для собственной раскрутки) либо с помощью старших коллег попытаться преодолеть этот кризис и вновь влюбиться в свою профессию.
Никита Андросов в своем интервью сказал, что основная проблема интернет-отрасли — отсутствие компетенций. Это относится к SEO-специалистам? Как ты чувствуешь это?
Я абсолютно согласна с данным высказыванием. И отсутствие компетенций считаю четвертой и очень важной внутрицеховой проблемой.
Если говорить о «молодой крови», то сейчас как раз идет время, когда рождение текущих выпускников приходится на начало демографического кризиса (1993 — 2000 гг.). Это предвещает еще большую конкуренцию за молодые кадры в будущем.
Рис. 6. Демографический кризис в России
Если вспомнить теорию поколений, то на это время как раз приходится рождение поколения Z, которое придет на смену «поколению Y». По оценкам HR-специалистов, «сосредоточенность на себе, характерная для игреков, у зетов еще более концентрирована. Она переросла в отрешенность от всего внешнего и того, что напрямую не касается этих людей. Она превратилась в индивидуализм. Инфантилизм тоже достиг апогея: представители поколения Z, кажется, не желают действовать, даже если это необходимо для них лично и для их жизни и поможет удовлетворить их интересы. Они легко обходятся без живого общения».
Мне как руководителю очень часто в кандидатах на собеседовании не хватает глубины знаний, самоотдачи, нацеленности на результат и проактивности. Поэтому мы помимо поиска опытных сотрудников на рынке вакансий растим своих специалистов с нуля. Это дает свои плоды, более 41% SEO-специалистов в Ingate выросли c должности оптимизатора, мы уверены в этих людях и гордимся ими!
Что должен уметь SEO-специалист сегодня? Как ему и где учиться: самостоятельно, перенимать опыт коллег или идти в образовательные центры, интернет-академии?
Под SEO-специалистом я понимаю человека, который принимает решения по достижению цели клиента, а не выполняет стандартные действия по оптимизации сайта, которые должны выполнять оптимизаторы.
В моем идеальном восприятии SEO-профессии рисуется человек (это может быть как женщина, так и мужчина), обладающий самыми разными качествами и умениями:
- Опытный: имеет в портфолио продвижение как по городам-миллионникам, так и по регионам, как по ВЧ, так и по НЧ запросам, как по услуге «продвижение по словам», так и по трафику, высокие теоретические знания как поисковых систем, так и различного инструментария;
- Активный и инновационный: не опускает руки, если не получается, всегда ищет ответы и решения, умеет и проводит эксперименты;
- Высокий уровень самообразования: не ждет, когда ему что-то расскажут и научат, самостоятельно изучает алгоритмы, следит за тенденциями и помогает в развитии коллегам;
- Ответственный и надежный: если сказал, что сделает, значит, все будет исполнено в заданный срок и с заданным качеством;
- Клиентоориентированный: знает цели клиента, может спланировать их достижение, организовывает для этого всю свою деятельность;
- Командный: чтобы достигнуть целей клиента, нужен аккаунт, разработчик, копирайтер, оптимизатор, поэтому необходимо уметь работать в команде;
- Дополнительные знания: в веб-аналитике и юзабилити — для увеличения конверсии, в разработке — для общения с разработчиками, пригодятся и навыки общения для встреч команды с клиентом.
Программа обучения должна быть комплексной и сочетать в себе теорию, практику и самообразование. Интернет-академии и образовательные центры хороши тем, что там происходит поверхностное знакомство с теорией, человек начинает понимать логику, может задать вопросы и тем самым быстрее освоиться в терминологии. Далее обязательно нужно более углубленно заниматься самостоятельно — не только читая интернет-информацию и книги, но и практикуясь — создав сайт и пытаясь продвинуть его (создать свой сайт не так дорого и не так сложно). В процессе продвижения необходимо консультироваться с коллегами и во всем искать причинно-следственные связи. Такой подход научит самостоятельности, подарит бесценный опыт и позволит получить заветную профессию.
Но, к сожалению, не каждый обладает качествами, которые позволят ему спешно продвигать сайты любой сложности и стать действительно хорошим SEO-специалистом. Для меня действительно крутые SEOшники подобны супергероям — на них держится и бизнес агентства, и бизнес клиента!
«Работать на себя или на дядю» — на твой взгляд, что лучше? Плюсы и минусы работы фрилансером и в штате агентства.
Мне трудно ответить на вопрос, так как у меня нет опыта работы на себя, поэтому могу только предполагать.
Самое ценное, на мой взгляд, во фрилансе — это самостоятельное определение и распределение материального вознаграждения; при работе в штате агентства такой возможности нет, тут фиксированная окладная часть и определенный принцип премиальной части. Но зато на фрилансе общая прибыль зависит от количества клиентов, и нужно обладать хорошими коммерческими компетенциями, чтобы их заполучить, а в штате нет риска не получить деньги, и клиентов тебе раздает агентство.
На фрилансе можно работать в любое время и в любом месте, ты сам планируешь себе рабочий график, при работе в штате есть четкие сроки. Зато при четких сроках тебе не надо объяснять клиенту, почему ты не сдал что-то в срок, тебе не надо переживать, будет интернет в том месте или нет.
На фрилансе у тебя нет начальника кроме клиента; в штате это и клиент, и несколько уровней руководителей. Зато в штате тебе не нужно общаться с клиентами, для этого есть аккаунты. А настроенные бизнес-процессы не позволят человеческому фактору сыграть злую шутку, например, не выложить на сайт клиента обязательную вещь, что отложит результат на несколько месяцев, пока ошибка не будет найдена.
На фрилансе ты волен сам подбирать себе команду по духу, в штате это не так. Но зато в штате тебе не нужно этой команде платить, за тебя это делает агентство.
При работе в штате тебе не нужно думать о налогах, о социальных льготах — для этого есть бухгалтерия и соцпакет. При работе в штате тебе вероятнее одобрят кредит на покупку квартиры, машины и т.д. Также при работе в штате у тебя всегда под рукой есть коллеги, которые подскажут и поделятся своим опытом. А выборка из 100 и более сайтов агентства быстрее даст ответ, что изменилось в алгоритме, чем выборка из 10 своих сайтов. В штате больше ресурсов для автоматизации процессов и для проведения экспериментов.
За себя могу ответить, что придерживаюсь принципов: лучше синица в руках, чем журавль в небе, и лучше не распыляться, а сосредоточиться на одной цели. Поэтому для себя выбрала работу в штате и об этом не жалею. Но все мы разные, и каждому свое.