Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
7 Октября 2008 в 11:48

Рамблер в состоянии «конструктивной боязни»

Россия +7 (495) 139-20-33
0 3710
Подпишитесь на нас в Telegram

В октябре этого года «Рамблер» показал пользователям свое новое лицо. В свежую концепцию входит портальность и открытость – появление ссылок с главной страницы «Рамблера» на собственные сервисы и другие популярные ресурсы Рунета.

Над новой концепцией работали 12 лет

Аркадий, как долго велись подготовки к изменениям?

С 96 года :) На самом деле, в каждой шутке есть доля шутки. Активно работать над новым «Рамблером» мы начали в конце прошлого года. Но жизнь развивается по спирали, и все то, что происходило, накапливалось в компании долгое время, и привело к новой концепции.

В чем вообще состоит новая концепция, стратегия Рамблера?

В первую очередь, это «открытость» портала. Мы говорим о том, что интернет большой, что модель закрытого портала, при которой все материалы, по интересующим людей темам, пытались генерить внутри портала, устарела. Нам не обязательно всю информацию производить самим. Мы можем агрегировать информацию, собирать, давать ссылки на полезные сервисы и темы. Краеугольный камень нашей новой стратегии – создание портала, который не подменяет собой интернет, а дает дорогу в него.

Второй принцип - «Что нового?». Мы не просто хотим дать людям статический проводник по интересным сайтам. Наша задача постоянно обновлять информацию. Например, пользователь заходит в автомобильный раздел «Рамблера», видит новости из мира авто, находит новые модели и предложения. И если человек заинтересовался этим, мы можем агрегировать объявления о продаже или технические характеристики той или иной машины откуда угодно. Если он уже захотел узнать об этом более подробно, у него есть возможность пойти на интересующий его источник и наслаждаться всеми прелестями этого сервиса.

С каких сервисов начнете обновление «Рамблера»?

Из первых будет новостной сервис, наш новый социальный сервис «Рамблер-Друзья», сервис закладок. Потом уже потихоньку и другие проекты.

О Рамблер.Друзьях все уже видели seonews .ru/news/.info_news/3252/">релизы. Можно подробнее о работе новостного сервиса?

Да. В новом портале мы будем переходить на модель новостного агрегатора. До сих пор мы работали по классической модели перепечатки. С одной стороны, был некий плюс в том, что человек у нас мог сразу прочитать статьи. Но мы ограничивали объем доступной информации только теми источниками, которые давали возможность перепечатывать материалы. Сейчас мы переходим на схему агрегации всех новостных лент. Будем собственно из них агрегировать картину мира по рубрикам, по разным темам. И плюс будем добавлять в нее мультимедийность и свои ежедневные авторские материалы.

Вертикальный поиск подается только с гарниром

А что будет с вертикальным поиском Рамблера? Предположим, я ввожу запрос в Рамблере, мне показывается традиционная выдача, а дальше…

А дальше поиск. Например, вы вводите «красный Ниссан микро», вам выдаются результаты поиска по «красному нисан микро» в интернете. Что там будет выведено – кто его знает? С другой стороны, рядом могут быть ссылки: узнать цену на Ниссан микро, тест-драйвы Ниссан микро, характеристики Ниссан микро и так далее.

Одно другому не мешает. Ведь идея вертикального поиска состоит в том, что внутри тем, которые интересуют пользователей, мы выбираем отдельные темы, которые:
А - интересны аудитории,
Б - мы можем представить более удобно, в традиционном виде они неудобны, В - трафик на них имеет хорошие шансы на монетизацию.
Почему бы не выделить это как отдельное направление.
Примеров, где традиционный способ подачи результатов поиска неудобен, много. Начиная со сравнения цен, туров, фильтрации отдельных отзывов, поиск расписаний, обзоров.

То есть отдельно вертикального поиска не будет?

Да, отдельно его нет.
На самом деле, отдельного вертикального поиска не существует. Вертикальный поиск – это способ предоставления человеку релевантной информации по его запросам. Поиск и есть. Просто почему-то иногда традиционно разделяют поиск по интернету и поиск не по интернету. Но в чем разница? Вертикальный поиск - это в некотором роде портальный поиск. Наша задача показать человеку результаты поиска не только в интернете, но и по нами отобранным, агрегированным по разным темам, ресурсам.

Отдельно вертикальный поиск был просто потому, что мы все это тестировали, чтобы не замешивать в какую-то общую систему.

Встать впереди толпы

Являясь точкой входа в интернет, Рамблер будет раздавать трафик чужим ресурсам. В чем ваша выгода?

Существует ключевое правило политика: «найди толпу, которая куда-нибудь идет, и встань впереди нее». Люди и так ходят в интернет, в разные места. Если мы сумеем облегчить им этот процесс хождения, ориентацию, навигацию в большом интернете, мы сможем добиться того, что большее количество людей будет проходить через нас на эти сервисы.

То есть аудитория будет уходить с главной страницы портала. Вы собираетесь зарабатывать на этой главной странице?

На главную страницу вынесены, как мы их называем, анонсы и блоки портальных сервисов. Человек проходит в портальный сервис, просматривает там что-то и потом уже уходит. Те же поисковые системы с глубиной просмотра практически в 1 страницу хорошо живут. И на монетизацию никто не жалуется даже. А страница с результатами поиска это и есть тот же открытый портал. Так что зарабатывать собираемся на рекламе, размещенной на странице с результатами поиска.

Рамблер тоже не последний человек в рунете :)

В рунете есть уже один портал, прочно занявший свое место на рынке. Я о Mail.ru. Зачем рунету еще один портал?

Давайте посмотрим реальные цифры. Да, он раскрученный, популярный. Но если мы возьмем открытую статистику портала и все сервисы в процентах от общего объема аудитории, то увидим одну простую вещь: почта – 100%, главная страница – 90%, МойМир@Mail.ru – 20% и все остальные сервисы – не более 10% каждый. И то, 20% проекта «МойМир» - результат безмерных усилий Mail.ru.

И все же, Mail видит в вас серьезного конкурента, если с ним так и не удалось договорить о сотрудничестве?

У нас есть договоренность с рядом почтовых служб. Это и яндексовская почта, это и Почта.ру, открытый протокол Gmail, еще ряд почт. С Mail.ru мы общались на эту тему. По их открытым сервисам мы договоренности достигли. По почтовому сервису Mail.ru договоренности еще не достигнуто. Но я думаю, что жирной точки в разговоре у нас нет. Мы с Mail.ru находимся в постоянном диалоге, по разным темам. Посмотрим, как дальше будут развиваться события. Естественно, мы уважаем Mail.ru как крупнейшую почтовую службу, естественно, понимаем, что наличие мэйлрушного информера – это полезное свойство Рамблер.Друзей. Да и Mail.ru понимает, что Рамблер тоже не последний человек в интернете. Поэтому я думаю, что какое-нибудь решение мы найдем.

Буквально сразу после релиза о Рамблер.Друзьях Яндекс объявил, что у него на главной теперь будут оповещения о сообщениях в социалках (Одноклассники, Вконтакте). Как вам такой поворот событий?

Ну наконец-то складывается ситуация, при которой мы делаем, а другие подхватывают. Я счастлив. Мне это нравится. Совершенно очевидно, что приоритетом на эксклюзив мы обладать не можем. Но мы первыми двинулись к открытию.

Вы не боитесь, что сейчас Яндекс подхватит ваши идеи и, с его популярностью в интернете, просто затмит ваши наработки?

Боюсь, я, конечно, многого. У любого чувства есть два состояния: конструктивное и неконструктивное. Неконструктивная боязнь, когда ты забиваешься в угол, как маленький ослик, и начинаешь дрожать всеми четырьмя ножками. Конструктивная боязнь будит в тебе агрессию, и ты начинаешь наскакивать на все, долбить себя по голове и говорить «вари, вари котелок, придумывай новые идеи». Пытаешься реализовывать, что придумал, максимально быстро. Мы скорее в состоянии конструктивной боязни. Мы понимаем, что ситуация сложная, что нужно работать. Это только приводит к рождению мыслей и идей.

Что касается фактической части вопроса, Яндекс большая компания. Как человек уже некоторое время работающий в большой компании, я могу сказать, что развернуть руль в большой компании, это, вообще говоря, задача весьма непростая. Чтобы Яндексу взять и развернуть всей своей махиной в сторону открытости ну или чего-то подобного, потребуется много времени. Я, честно говоря, не считаю, что они активно будут на это идти. Потому что все-таки ставка на поиск достаточно высока. Я думаю, что остальные проекты у них все-таки по остаточному принципу вынуждены финансироваться и развиваться.

Жизнь в предлагаемых обстоятельствах

Пример западного Yahoo показывает, что переход от поиска к портальности не очень хорошо сказывается на развитии поисковика. Не боитесь участи Yahoo?

Доля Yahoo и AOL падает, потому что они очень долго жили в той ситуации, когда считали себя круче всех. И они были вот тем самым внутри себя закрытым порталом. Вполне очевидно, Рамблер мнил себя ровно тем же, и я этого не скрываю. Тренд к открытости был упущен крупными игроками, а поиск вырвался очень сильно вперед. Если мы посмотрим на то, что сейчас делают и Yahoo, и AOL и другие поисковики, конкурирующие с Google, вы увидите, что часть из тех вещей, про которые я вам рассказываю, сейчас рассказывают и представители и Yahoo, и AOL, и Ask.com.

И отвечаю на вопрос, не боимся ли участи Yahoo. Ну а какая она, участь? Yahoo продолжает развиваться, хорошо зарабатывает, борется с Google за первое место в мире.

Но при этом не стоит забывать, что все меняется. Десять лет назад все считали, что есть два незыблемых столпа – Yahoo с его каталогами, который больше уважали, чем Altavista как поисковик. И все считали, что ничего изменить больше нельзя. А сейчас все ровными рядами встают на колени и говорят: о поиск, о Google! Я вот посмотрю на всех этих людей через 10 лет. Так что все развивается по спирали и то, что сейчас кажется безусловным, тоже может потерять актуальность.

В прессе прозвучала громкая цифра 10 млн. пользователей в сутки. И за какой срок вы планируете с 3 млн. дорасти до 10?

Я цифру 10 млн. никогда не называл. Это написали «Ведомости» безо всяких ссылок на любой источник. Когда они со мной говорили, они задавали точно тот же вопрос: «Ну, скажите, 10?» Я говорю: «Вы у меня спрашиваете не те вещи». Они: «Ну мы все равно напишем». – «Пишите».

Знаете, я бы с большим удовольствием поставил перед собой цель и 20 млн.. Суть состоит в том, что мы как публичная компания, не можем делать никаких заявлений относительно своих планов. Либо это должен быть официальный trading update с планами, по которому нас потом аналитики будут оценивать, либо мы должны молчать. Сколько-то у нас стоит в планах.

Хорошо, пусть мы не узнаем плана, но сроки скажете? Чтобы мы готовили поздравления Рамблеру с реализацией поставленных задач.

Я всю жизнь жил и работал в двух ипостасях. Был собственником и генеральным директором бизнеса. Одновременно с этим я все время был руководителем разработчиков. То есть я одновременно занимался и разработкой, и руководил бизнесом. В первые 8 лет я еще бился в судорогах по поводу сроков разработки. За всю свою жизнь я не могу припомнить практически ни одного случая, когда бы был выполнен хоть один такой план. Поэтому через некоторое время я с этим свыкся и стал пытаться жить, как Станиславский, в предлагаемых обстоятельствах.

Так что по поводу рамблеровских планов и сроков - в голове у меня есть некий идеальный план. Я почти уверен, что это план не выполнится в нужном объеме. Я бы хотел сразу и все. Так ведь не получается. Будем смотреть на динамику. Потому что если есть положительная динамика, если в нее вложить дополнительное количество маркетинговых усилий, дальше она будет расти круче.

Беседовала Анна Лебедева, редактор SEOnews
0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть