«SEO-компании не умеют работать с большими молодыми сайтами»

Вопросы задавал Леонид Гроховский, руководитель ТопЭксперт.РФ


Леша, привет! Твой профессиональный путь может быть лучшим примером того, как должен развиваться хороший SEO-аналитик. Расскажи о том, как тебе удалось так быстро набраться опыта?

Привет, Лёня! Здесь есть 4 важных фактора, которые вместе мне помогли:

1. Хорошее образование и опыт работы в науке. Я закончил физический факультет МГУ, потом некоторое время работал в лаборатории нано физики в Германии.

2. Правильное место работы. Мне предоставлялись все необходимые ресурсы.

3. Сложные задачи. Мне сходу пришлось решать проблемы, для которых не существовало рецептов.

4. Большое время и силы, которые я посвящал работе. Я работал постоянно. И вечерами, и на выходных.

Расскажи, как именно ты развивал отдел аналитики в Wikimart.ru, какую структуру он имел на разных этапах и какую имеет сейчас?

Долгое время отдел поисковой аналитики состоял из меня одного. В декабре 2010 года к нам присоединился Миша Сливинский. Он стал вторым SEO-аналитиком, а я координировал весь процесс. В начале весны 2011 мы нашли лингвиста, потом взяли несколько стажёров. Летом я перешел на должность руководителя всего департамента SEO, а Миша - на должность ведущего аналитика.

Какой-то жёсткой иерархии в отделе нет. Есть один ведущий аналитик, который координирует процесс.

Скажи, как ты считаешь, с чем связаны такие сложности в поиске сотрудников на должности аналитиков?

Во-первых, на рынке не существует сформировавшейся профессии SEO-аналитик. Такие должности есть в некоторых компаниях, но понимание у всех различается. Поэтому практически неоткуда взять сложившегося специалиста. А новичку – некуда пойти, если он хочет быть именно аналитиком, а не оптимизатором. Отсюда дефицит кадров.

Во-вторых, SEO-аналитик должен иметь соответствующий склад ума и (желательно) хорошее образование (Физфак/Мехмат/ВМК МГУ, МФТИ, МГТУ, и.т.п.). Это большая редкость в SEO.

По сути SEO-аналитик сам не продвигает, но планирует стратегию продвижения. Ты можешь прокомментировать распространенное мнение, что теоретики ничего не умеют, а только вводят всех в заблуждение?

Аналитик сам не продвигает – это факт. Но это не потому, что он не умеет. Ему просто не интересно заниматься подобной ручной работой. Во время множества собеседований мы заметили, что если человек больше полугода был оптимизатором, то аналитиком он уже не станет.

Но аналитику часто приходится искать решения в сложных случаях – когда нужно разрешить проблемы с индексацией сайта, или понять критерии новых спам-фильтров. Поэтому ярлык «теоретик» для SEO-аналитика не актуален.

SEO – очень непрозрачная область, а учитывая среднюю квалификацию SEO-специалистов на рынке и общее нежелание думать и разбираться, можно сделать вывод, что скорее оптимизаторы больше теоретики, чем аналитики. Ведь очень часто они в продвижении полагаются на мнение, а не результаты исследований и не умеют устанавливать связь между совершаемыми действиями и результатом. Ты со мной согласен?

У SEO есть две особенности - большой временной лаг и быстрое изменение алгоритмов поисковых систем. Если в данной среде оптимизатор будет полагаться исключительно на результаты исследований, то к моменту завершения корректных экспериментов как раз подоспеет новый алгоритм. Поэтому опора на наблюдения и гипотезы – вынужденная мера.

С тех пор, как ты занял позицию руководителя департамента по SEO, продолжил ли ты курс, действовавший ранее, или внес какие-то существенные изменения?

Поскольку я был соавтором структуры отдела, я полностью продолжил курс, установленный ранее.

Как ты можешь объяснить потребность в таком большом количестве сотрудников? Кстати, сколько их сейчас у вас?

В нашем департаменте сейчас работают 16 человек. Департамент состоит из трёх отделов – оптимизации, автоматизации и аналитики.

Отдел оптимизации. Наш сайт состоит из множества товарных категорий и каждая из них по объёму равняется нишевому интернет-магазину. Например, категории «ноутбуки» или «мобильные телефоны». У нас на сайте категорий таких более 5000, в активном продвижении их более 500. В крупных SEO-компаниях один оптимизатор может вести около сотни проектов, поэтому уже необходимо минимум 5 оптимизаторов. Но это конвеерный подход. Сделали шаблонные действия, а вылезло/не вылезло – это «карма». Мы же ориентированы на качественное продвижение. А чем меньше проектов у оптимизатора – тем лучше результат. В нашей команде 8 человек так или иначе занимаются оптимизацией. Поэтому вопрос, который должен возникать - не «почему так много», а «почему так мало».

Одел автоматизации. Автоматизация – очень важная часть SEO, потому что это мультипликатор всех усилий оптимизатора. Если мы автоматизируем стандартные действия оптимизатора, такие как закупка ссылок, генерация анкоров, настройка SEO-элементов на сайте, заказ текстов, то мы добьемся существенного увеличения производительности одного оптимизатора. Кроме того, при работе с большим сайтом, оптимизаторы просто не смогут его охватить. Аналитик без автоматизации как без рук.

Отдел аналитики. Выполняет важную функцию по обеспечении оптимизаторов информацией о том, как продвигать сайт. Анализируются поисковые алгоритмы, ставятся эксперименты и делаются выводы, которые позволяют либо усовершенствовать алгоритмы продвижения, либо изобрести новые. Кроме того, отдел аналитики работает с большим количеством внутренней информации, которая позволяет оценить коммерческую эффективность продвижения.

Wikimartчасто называют русским Amazon. Можно ли то же самое сказать о вашем отделе SEO? Был ли какой-то прототип, или всё приходилось придумывать самим?

Структура отдела, к которой мы в итоге пришли, была получена опытным путем. Мы ни с кого не копировали. На данный момент эта структура достаточно эффективна и отвечает большинству требований.

Как ты считаешь, что было бы с продвижением Wikimart, если бы это поручили какой-нибудь SEO компании?

Всё было бы очень грустно и печально.

Начиная с банального сбора семантики. На самых ранних этапах, когда отдел состоял из одного человека, были попытки поиска внешнего подрядчика. Семантика предлагалась или в виде списка из пары десятков запросов с большим вордстатом (разумеется, без региона, кавычек и восклицательных знаков), откуда предварительно выкидывались конкурентные, или большой список абсолютно «нулевых» запросов.

К сожалению, на данный момент SEO-компании не умеют работать с большими молодыми сайтами и, конечно же, наличие внешнего подрядчика вместо внутреннего отдела не позволило бы выстроить настолько эффективное взаимодействие с другими отделами. В частности – с нашим заказчиком, коммерческим департаментом.

Как ты считаешь, что должно измениться в работе SEO-компаний, чтобы они смогли оказывать услуги хотя бы близкого по качеству уровня к тому, что получилось у вас?

Во-первых, SEO-компания должна отойти от практики потока и оставить себе небольшое количество клиентов, которыми она будет заниматься. Во-вторых – необходима интеграция в бизнес заказчика. Скорее всего, потребуется работа одного или нескольких специалистов внутри его компании.

По-твоему мнению, в каком случае и когда компании к этому придут?

Компании к этому придут, когда на рынке появится более грамотный заказчик, который будет знать, чего он хочет, и будет требовать этого от исполнителя. Пока люди готовы платить «за позиции» - принципиальных изменений не произойдёт.

Т.е. самое простое решение – это просвещение заказчиков?

Оно не самое простое, скорее самое сложное. Но - единственно возможное. Ведь это то же самое, что с телевидением: бесполезно бороться с «отупляющими» программами, пока их смотрит большинство телезрителей. Пока бизнес требует «а выведите мне вот этот запрос в топ» мы будем наблюдать то же, что есть сейчас.

В поиске сотрудников, ты пообщался с большим количеством специалистов, можно сказать, через тебя прошел весь SEO-рынок, по крайней мере, значительная его часть. Попадались ли люди, с выдающимися достижениями?

Смотря, что считать выдающимся. Результаты были у кого-то лучше, у кого-то хуже, но поразивших до глубины души не встречалось.

Кто-нибудь спалил коммерческие тайны о своей компании, в надежде, что это поможет устроиться на работу?

Узнали много интересного про одну очень известную SEO-компанию. Причём прослеживалась интересная закономерность – парни выкладывали всё, а девушки даже на самые безобидные вопросы отвечали «это коммерческая тайна».

Я недавно запустил сервис, представляющий среду для SEO-аналитики – СайтРепорт.РФ. Опытные в публичных сервисах коллеги пророчат мне максимум 100 пользователей, объясняя это тем, что SEO-специалисты не привыкли думать и анализировать. Что ты думаешь об инструментах аналитики и потребности в них? Всё, правда, так плохо?

Инструменты аналитики используются не потому что хочется, а потому что необходимо. Конечно, большинство SEO-специалистов на рынке хочет кнопку «бабло». Этот принцип мы видим в ссылочных агрегаторах. Однако, если задача состоит не вытряхивании денег из клиента, а в продвижении сложного проекта, то аналитические инструменты станут необходимостью.

Расскажи немного об исследованиях, которые проводились в компании Викимарт. В частности, были ли исследования влияния кликабельности на передаваемый вес по ссылке.

Некорректно говорить про передаваемый вес в случае кликов. Например, есть PageRank и BrowseRank. Первая технология использует граф ссылок, вторая – граф переходов. Термин «вес» относится к первой технологии, а клики влияют на факторы ранжирования, основанные на второй.

На круглом столе SEOConference в начале дискуссии прозвучала позиция, с которой согласилось большинство, что промышленную накрутку невозможно скрыть от поисковых систем. При этом резюме обсуждения получилось таким: будем продолжать экспериментировать с поведенческими факторами. Кто-то неуверенно упоминал, что начал думать в сторону удобства пользования сайтом, но в полноценную работу над юзабилити мне пока слабо верится. Что ты думаешь по этому поводу?

Вполне очевидный вывод, что любую массовую накрутку поведенческих факторов поисковая система очень легко может спалить. Поскольку нет более существенных факторов, чем поведенческие, на которые поисковые системы могут опираться при ранжировании, они эти накрутки будут очень жестко пресекать. Мы это уже видим на примере megaseo и bdbd. Поэтому, если нет желания попасть под жёсткие санкции, придётся использовать «белые» методы улучшения ПФ.

Будем надеяться, что seo-компании мыслят так же. Ты участвуешь в учебном курсе ТопЭксперт.РФ. Как, по-твоему, необходимо построить качественное SEO-образование, чтобы оно готовило интересных таким работодателям, как Викимарт специалистов.

SEO-образование следует рассматривать как курсы повышения квалификации. Умение работать головой человек должен получить до этого. В школе и институте или где-то ещё. Это ключевой момент. Если этого не будет, курс ему не поможет. Здесь он просто получит некоторые дополнительные знания и навыки, которые по своему объему незначительны по сравнению со стандартными институтскими программами. Но которые помогут ему в дальнейшем развитии в SEO. Такой вот мини-трамплинчик.

Сколько времени ты сейчас работаешь в неделю? Удается ли всё успевать?

Сложно сказать. Ведь что называть работой? Например, я еду на работу и мне в дороге приходят интересные мысли. Это работа? Или какие-то интересные идеи приходят на выходных. Считать ли это работой? Я думаю, да. В целом я посвящаю работе около 50-60 часов в неделю. Успеваю ли я всё – это только вопрос грамотного планирования, а не количества рабочих часов.

Что бы ты посоветовал специалистам, которые в самом начале пути.

1. Постоянно улучшайте свои профессиональные компетенции. Их нужно наращивать любой ценой, даже в ущерб деньгам сейчас. Я не видел ни одного по-настоящему профессионального SEOшника, который бы мало зарабатывал. А чтобы нарастить компетенции - работайте над сложными проектами, решайте нетривиальные задачи, общайтесь с профессионалами.

2. Не уходите во фриланс в первый год. Фриланс – это лёгкие деньги. Большой соблазн. Но только работа над сложными проектами в профессиональной команде позволит вам быстро нарастить компетенции. А без них вы быстро растеряете клиентов.

3. Внимательно выбирайте место работы. Постоянно задавайте себе вопросы – «Хочу ли я идти на работу в понедельник?», «Останусь ли я здесь, если мне предложат на 10% больше в другом месте?», «Могу ли я назвать своих коллег настоящими профессионалами?». Если на подобные вопросы ответ отрицательный – немедленно меняйте работу.

(Голосов: 7, Рейтинг: 5)