Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (909) 261-97-71
21 Апреля 2015 в 08:00

SEO-образование: кому, сколько и зачем?

Россия +7 (909) 261-97-71
2 21238
Подпишитесь на нас в Telegram
Выпускающий редактор,
SEOnews

Недавнее исследование коммуникационной группы iMARS и HR-бюро Big Fish Recruitment показало, что в первом квартале 2015 года спрос на SEO-специалистов на российском рынке труда вырос на 23%. И это неслучайно: как показывают исследования, поисковое продвижение прочно обосновалось на втором месте среди самых эффективных, по мнению клиентов, инструментов интернет-маркетинга, уступая лишь контексту. Так что есть вероятность, что в ближайшее время рынок поискового продвижения ждет новая волна молодых специалистов.

Редакция SEOnews обратилась к представителям крупнейших образовательных центров в сфере интернет-маркетинга, чтобы выяснить, повлиял ли кризис на рынок SEO-образования, кто и зачем приходит учиться, а также как понять, что обучение стоит своих денег.

В опросе приняли участие:

experts.png

  • Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts
  • Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy
  • Мария Трушкова, руководитель обучающего центра CyberMarketing
  • Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

Изменилось количество заявок на курсы SEO-тематики в условиях кризиса? От кого преимущественно поступают заявки на обучение — это выпускники вузов или люди, желающие сменить работу? Каков их средний возраст?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

На рынке Украины спрос на SEO-специалистов в течение последнего полугодия остается стабильным, приблизительно 7 человек на место (по данным HeadHunter-Украина), а значит, отрасль нуждается в грамотных сотрудниках и профессионалах. Если говорить о спросе на учебный курс по SEO-оптимизации, то за последний год поток заявок вырос незначительно, но курс по прежнему является флагманским для академии WebPromoExperts, включает в среднем один поток, около 30 студентов и проводится чаще, нежели другие модульные программы.

Что касается аудитории студентов и их возрастной группы, то соотношение мужчин и женщин приблизительно равное, а вот возраст может колебаться от 25 и до 45 лет (в зависимости от целей и задач поставленных при посещении курса).

Основные запросы, с которыми к нам приходят наши студенты это:

  • желание освоить новую профессиональную область (и они в большинстве),
  • ответственность за сайт компании и желание сделать его работу эффективной,
  • контроль подрядчиков.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Количество заявок выросло, но незначительно. Те, кому действительно необходимы знания, находят самостоятельно всю информацию и занимаются по книгам, читают статьи на форумах, смотрят открытые вебинары. В принципе, всему можно научиться самостоятельно, но это делают только те, у кого есть на это время.

На курсы же идут те, кому нужно быстро научиться и получить компиляцию практических знаний и навыков для текущей работы.

На наших курсах по SEO средний возраст слушателя — 27 лет, но значительно интереснее портрет аудитории. Преимущественно это владельцы небольших бизнесов, чаще региональных, которым нужны знания для продвижения своего дела у себя в регионе. Вторыми по частоте являются люди, уже работающие в какой-либо организации и занимающиеся там поисковым продвижением, на мой взгляд — это весьма заинтересованная в обучении аудитория. Наименее часто как раз встречаются те, кто хочет сменить деятельность. Не все, но часто бывает, что люди из этой категории приходят за волшебной таблеткой, которую преподаватель им даст, и они сразу станут гуру в осваиваемой профессии. А так не бывает.

Мария Трушкова, руководитель обучающего центра CyberMarketing

С каждым годом число заявок на курсы SEO-тематик в нашем образовательном центре только растет. При этом, если раньше под «SEO-шником» подразумевался в первую очередь веб-мастер, то сейчас «SEO-шник» — это уже и маркетолог, и копирайтер, и много еще кто. Чаще всего наши слушатели — это люди, которые не столько хотят кардинально изменить свою сферу деятельности, сколько повысить квалификацию и подняться вверх по карьерной лестнице.

Средний возраст — от 26 до 34 лет.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

На специальность «Поисковый маркетинг» действительно повышенный спрос, особенно по сравнению с другими специальностями в «Академии». Также постоянно пользуются спросом флагманские курсы, смежные с темой SEO, такие как юзабилити, контекстная реклама и веб-аналитика.

К нам на обучение в «Академию» приходят или специалисты, которые уже погружены в интернет-маркетинг и им нужно освоить дополнительные каналы и повысить свой профессиональный уровень, или люди, которые хотят обучиться новой специальности, средний возраст студентов 30–35 лет.

SEO-специалист — это человек-оркестр. Он и проектировщик, и копирайтер, и аналитик и много кто еще в одном лице. Как эта особенность профессии учитывается при составлении курсов? Из чего состоит базовый курс SEO?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

Начнем с того, что любой курс должен не просто чему-то научить, но и «закрыть» одну или несколько проблем/вопросов студентов. И мы им в этом помогаем. Именно поэтому наш курс SEO-оптимизации не является базовым, а, скорее, позиционируется как профильный. Основная задача курса — дать поэтапную методику продвижения сайтов в поисковых системах, а также практический инструментарий по удержанию их . В нем нет «голой теории», и студенты много времени проводят за практическими занятиями.

Что касается самой программы, то студенты изучают и основы общей стратегии, и контентную стратегию, и верное составление семантического ядра ресурса, и массу технических настроек внутренней оптимизации сайта; учатся правильно анализировать конкурентов и выстраивать ссылочный профиль своего ресурса и многое другое. В конце курса каждый студент защищает свой экзаменационный проект, который является SEO-аудитом сайта и получает обратную связь и дополнительные рекомендации от экзаменаторов.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Хороший SEO-специалист — это тот, кто знает, что нужно сделать, чтобы продвигаемый сайт был более оптимизирован для поисковых машин. Ему не обязательно полностью менять сайт, не всегда нужно переписывать все тексты на сайте, забивая их ключевиками.

Конечно, когда мы формировали программу курса, мы смотрели на требования работодателей в вакансиях SEO-специалистов и старались учитывать их. Однако нашей целью было не подогнать человека под требования работодателей, а дать ему знания, которые он сможет применить на практике и получить опыт.

В MyAcademy «Базовый курс по SEO» состоит из основных аспектов оптимизации сайта, их теоретической базы и практической применимости. Преподаватель сразу показывает, что и где нужно сделать, чтобы внедрить только что прочитанную теорию. Мы намеренно не планируем сделать из этого курса подготовку человека-оркестра, потому что это уже будет общий курс по интернет-маркетингу или по производству сайтов и их дальнейшему продвижению с помощью SEO и других инструментов. Мы же преследуем цель научить именно поисковому продвижению.

Мария Трушкова, руководитель обучающего центра CyberMarketing

У нас есть несколько типов курсов по SEO. «Базовый курс» состоит из теории, которая необходима на начальном этапе (что такое продвижение, как работают поисковые системы, какие виды продвижения существуют и прочее).

Следующим этапом для новичка является «Продвинутый курс», где наши преподаватели (не просто теоретики, а практикующие специалисты) рассказывают о тонкостях продвижения. Продвинутый курс подойдет для тех, кто уже знаком с азами SEO и хочет повысить уровень своих знаний. В рамках курса рассматриваются стратегии продвижения, влияние внутренних и внешних факторов ранжирования, поведенческие факторы и идеология «Матрикснет».

Помимо этих курсов, у нас существуют отдельные семинары и вебинары, посвященные различным SEO-направлениям, например, семинар для интернет-магазинов «Интернет-проект — от идеи до клиента!» или серия вебинаров «SEO для сайтов разной тематики» про особенности оптимизации сайтов различных типов и т. д.

Также мы активно сотрудничаем с представителями поисковых систем, которые делятся с нашими слушателями знаниями в области SEO.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

SEO-специалист действительно должен понимать, какая структура должна быть у продающего текста на странице, как узнать реакцию пользователя на удобство сайта, как найти узкое место в воронке продаж на сайте. Это все мы постарались учесть в программе курса. Кроме этого, в программе есть большой блок про менеджмент в SEO, в котором преподаватели рассказывают про взаимоотношения с заказчиком, проведение аудита сайта, KPI и схемы работы.

Стать хорошим SEO-специалистом без практики невозможно. Как вы проводите обучение? Сколько места в нем занимают практические занятия? И насколько вообще реально учить SEO на практике, если результаты работы можно увидеть ориентировочно через полгода?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

Наше обучение проходит в двух форматах — очном (у нас в академии) и дистанционном (на любой удобной студенту локации). Но для того, чтобы получить качественные знания и приобрести навыки, мы делаем большой упор на практические занятия, их в курсе около 70%.

Почти на каждом занятии студенты выполняют практические задания, которые им задают преподаватели, а также получают задания на дом, правильность выполнения которых проверяет куратор группы, закрепленный за студентами курса, — он является не только лектором и экзаменатором, но и основным наставником для учащихся. Именно от кураторов групп студенты получают массу обратной связи и не только по домашним работам, но и профильным вопросам, касающимся их проектов.

Если говорить о курсах дистанционного формата, то они максимально приближенны к офлайновым по подаче материала, за студентами тоже закреплены кураторы, но встречи с преподавателями, которые отвечают на вопросы учащихся, проходят в формате вебинаров.

Обучать на практике нужно всегда, независимо от срока получения результатов. Быстрые результаты не всегда могут быть эффективны, а учитывая специфику SEO-продвижения, здесь очень важен системный подход, который принесет не столь быстрый, но хороший результат. К счастью, наши студенты готовы к этому.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Наше обучение проводится всё же по классической схеме. Сначала теория: мы рассказываем, что и как нужно сделать, показываем, как это делается непосредственно на сайте или в инструментах работы SEO-оптимизатора, а дальше уже предлагаем проделать такую же работу самостоятельно на практике. Как правило, ребята приходят на курс со своими сайтами и выполняют задание для них. Если такового нет, то мы предлагаем сделать такую работу на примере реального сайта какого-либо бизнеса, но, к сожалению, без внедрения, то есть в этом случае преподаватель проверяет логику мышления и правильность исполнения.

Если говорить о соотношении теории и практики, то у нас в курсе теория занимает около 25 часов лекций и демонстрации примеров работы, а самостоятельная практика слушателей примерно в два раза больше, около 50 часов. Так происходит потому, что полученные знания приходится применять на большом объеме страниц сайта, и, соответственно, этими действиями нарабатывается ценнейший опыт.

Учить SEO на практике вполне реально, потому что у преподавателя есть опыт работы, и он сразу видит, правильно оптимизирован сайт или нет. Только через полгода результаты будут заметны по позициям, а почти сразу можно проверить количество проиндексированных страниц, например. Хотя и за месяц обучения позиции вполне могут стать немного выше, и это будет заметно по количеству органического трафика.

Мария Трушкова, руководитель обучающего центра CyberMarketing

Мы стараемся равноценно распределять внимание между теорией и практикой. Увидеть первые результаты продвижения вполне реально: наши студенты с удовольствием делятся своими успехами.

Если что-то не получается, то наши преподаватели во время семинара могут провести аудит сайта и проанализировать его на предмет ошибок как с точки зрения внутренней оптимизации, так и юзабилити. На проводимых нами вебинарах мы рассматриваем практические кейсы, отвечаем на вопросы участников и разбираем реальные примеры.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

Мы считаем, что в процессе обучения обязательно должны быть практические занятия и домашние задания, которые в «Академии» занимают примерно треть времени.

Практическое задание по продвижению сайта, растянутое на несколько месяцев, может оказаться не самым эффективным способом обучения, потому что ситуация на рынке поиска меняется каждые полгода. Мы хотим выпускать таких специалистов, которые не будут бояться никаких ежегодных изменений и будут знать, где копать.

Многие SEO-компании не жалуют выпускников разного рода курсов и предпочитают учить специалистов уже на месте. То есть они сознательно тратят свое время и деньги, вместо того чтобы принять уже готового сотрудника. С чем это связано?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

Факторов может быть много:

  • не очень хорошая репутация учебного заведения,
  • полученных знаний может быть попросту недостаточно для полноценной работы,
  • человек может банально «отмечаться» на обучении, но не учиться, и потом получить сертификат об окончании курса. А знаний в этом случае, конечно же, не будет.

И для того чтобы не идти на подобные риски, работодателю проще взять новичка и обучить его, исходя из специфики работы своей компании.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Возможно, это связано с недоверием к курсам, и работодатель с большей заинтересованностью посмотрит на опыт и реальные результаты оптимизации других сайтов. Но готового специалиста на рынке найти достаточно сложно, и стоят они дорого, поэтому иногда проще воспитать своего сотрудника, сначала делегируя ему простые задачи и постепенно усложняя их. Таким образом воспитывается сотрудник, приверженец компании, знающий методы и принципы работы компании, которые могут несколько отличаться.

Я не могу критиковать такой подход компаний, каждый находит свой путь, однако, исходя из нашего опроса, многие работодатели смотрят на наличие пройденных курсов по специальности как у молодых специалистов, так и у опытных, и это считается преимуществом при прочих равных.

Мария Трушкова, руководитель Обучающего Центра CyberMarketing

Наш образовательный центр не сталкивался с подобного рода проблемами: наоборот, сертификаты нашего центра помогают специалистам при устройстве на работу и при продвижении по карьерной лестнице.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

Выращивание специалистов внутри компании — это нормальная ситуация. Многие компании имеют свой отдел обучения и программы для стажеров. Это может быть связано с тем, что в компании есть какие-то свои уникальные методы работы или речь идет о творческих профессиях, и для этой компании выгоднее учить самим, нежели переучивать выпускника курса. Но также нормальна и другая ситуация, когда компания может сократить расходы времени и сил, взяв выпускника курса и обучив его только корпоративным методикам, потому что базовые он уже будет знать.

Много ли клиентов приходит на курсы, чтобы разобраться в тематике и не быть обманутыми подрядчиком?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

Да, достаточно много. К сожалению, не всем подрядчикам можно верить, а тратить собственные деньги впустую, естественно, никому неинтересно. Разбираться в специфике тематики всегда полезно и выгодно, потому что в таком случае вас вряд ли смогут обмануть.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Немного, но приходят. Как правило, у этих людей нет времени, чтобы проходить полностью курс и тем более заниматься практическими заданиями. Им мы рекомендуем воспользоваться комплексным аудитом сайта, который включает анализ поискового продвижения, либо предлагаем частные консультации, в которых наши преподаватели отвечают на все вопросы, дают рекомендации и советы, что конкретно нужно сделать на сайте и как можно проверить подрядчиков.

Мария Трушкова, руководитель Обучающего Центра CyberMarketing

Да, процент генеральных директоров и владельцев компаний высок. Это вполне объяснимо: чтобы продвижение вашего ресурса было эффективным, необходимо разговаривать с подрядчиком на одном языке и не оставаться в стороне.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

Условных «клиентов» на обучении в «Академии» больше половины, и все они приходят с разными целями. Например, руководитель департамента или генеральный директор малого и среднего бизнеса учатся для того, чтобы понимать, как работают сотрудники внутри компании и как правильно ставить им задачи, а совсем не с целью обнаружить место для обмана в работе подрядчиков.

Насколько прибыльным бизнесом является образовательный центр?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

Цель образовательного центра — передавать студентам качественные знания в определенной области. Если говорить о прибыльности, то бизнес, который искренне настроен на удовлетворение потребностей своих клиентов и помогает им в решении их задач, всегда будет приносить как материальную, так и моральную прибыль.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Всё относительно. Jaguar XJ с месячной выручки не купить. :)

Однако все зависит от количества слушателей за один курс.

Многие школы грешат тем, что набирают слишком много студентов, из-за этого теряется качество обучения, так как преподаватель физически не сможет посвятить время каждому. Мы очень хотим давать качественное образование, поэтому много работаем со студентами и не набираем группы больше 10 человек.

Мария Трушкова, руководитель Обучающего Центра CyberMarketing

Наши семинары бесплатны. Профессиональное SEO-сообщество собирается на нашей конференции, которая традиционно проходит осенью. Участие в конференции является платным, но мы стараемся держать его стоимость в разумных пределах.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

Возможно, образовательный центр может быть высокоприбыльным бизнесом. «Академия» начала свою работу в июне 2014 года, и, конечно, это коммерческий образовательный проект, на котором мы зарабатываем деньги, но образование в сфере интернет-маркетинга находится на стадии становления.

Как строится ценообразование в этой сфере? Как понять, что за обучение назначена адекватная цена и вас не пытаются обмануть?

Ольга Оникиенко, руководитель отдела образования Академии интернет-маркетинга WebPromoExperts

Ценообразование в нашей (как и в любой другой сфере) основано на совокупности спроса и предложения на продукт. Благодаря конкурентному анализу мы можем отследить среднюю стоимость по рынку, а дальше в силу вступает множество факторов (таких как длительность курса, его программа, докладчики, сопровождающие материалы и т д.).

Если говорить о понимании адекватности цены, то в приоритете всегда должно быть качество образования. Если в результате обучения вы получите хорошее, качественное образование и массу полезных инструментов и навыков, которые пригодятся в вашей дальнейшей работе, то цена, которую вы заплатили, в любом случае покажется вам адекватной. А вот если вы не получите того, за чем пришли, вам будет жаль любых, даже самых минимальных, вложений.

Алексей Коссе, руководитель школы интернет-маркетинга MyAcademy

Читайте отзывы, приходите в школы на дни открытых дверей, ищите информацию о преподавателе. На основании вашего впечатления и степени проработанности программы курса вы сами сможете составить мнение об адекватности цены курса.

И надо заметить, что адекватная цена у каждого своя: кто-то подбирает курс по программе обучения и исходит из мыслей о будущей прибыли, которую он сможет получить после образования, и для этого человека важен именно результат и вряд ли будет существенно ощутима разница в стоимости курса. Кому-то важно просто пройти курсы и отчитаться перед начальством. Кто-то ищет курс с наименьшей ценой или лучшим соотношением цена-качество-известность преподавателя или бренда.

Мария Трушкова, руководитель Обучающего Центра CyberMarketing

Время необоснованно высоких цен уже прошло: кризис все расставил на свои места.

Константин Рощупкин, руководитель учебных программ «Академия интернет-маркетинга»

Серьезно к образованию в сфере интернет-маркетинга подходят лишь единицы, рынок не сформирован, поэтому и ценообразование далеко не прозрачное. Цена часто строится по методу «на этого звездного спикера народ пойдет, поэтому можно заломить». По мере роста конкуренции ценообразование станет рыночным и потом уже будет строиться от себестоимости и окупаемости.

На наш взгляд, оценивать адекватность цены пока можно только по двум параметрам: сравнивать с аналогичными предложениями на рынке и смотреть на историю учебного центра.

Мы не первый год занимаемся образовательной деятельностью и «Академию» создали, увидев, что растущему рынку интернет-маркетинга не хватает именно основательного образования.

2 комментария
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
  • Гость
    больше года назад
    Вот именно кризис.... Опять тучи  "гуру" набежит после подобных курсов. Хотя как мне кажется, все эти курсы это обычное вымогательство денег с доверчивых людей. На самом же деле что бы стать нормальным сеошником надо как минимум учиться на реальных проектах, использовать методов проб и ошибок именно таким образом можно стать нормальным специалистом. А теперь, если посмотреть см другой стороны то все эти так называемые преподаватели ведут тучу курсов а сами на реальных прое...
    Вот именно кризис.... Опять тучи  "гуру" набежит после подобных курсов. Хотя как мне кажется, все эти курсы это обычное вымогательство денег с доверчивых людей. На самом же деле что бы стать нормальным сеошником надо как минимум учиться на реальных проектах, использовать методов проб и ошибок именно таким образом можно стать нормальным специалистом. А теперь, если посмотреть см другой стороны то все эти так называемые преподаватели ведут тучу курсов а сами на реальных проектах не работают как они могут научить своих курсантов?все времени нет чтобы сходитьт на подобные курсы и просто не по орать на такими преподавателями и учителями)))))))
    -
    0
    +
    Ответить
  • Гвость
    2
    комментария
    0
    читателей
    Гвость
    больше года назад
    Я думаю "кризис" повлиял только на пенсионеров. Лично я ничего страшного так и не заметил. Кроме того что пропал нормальный сыр.
    -
    0
    +
    Ответить

Отправьте отзыв!
X | Закрыть