Здравствуйте Сергей! Благодарим, что согласились на разговор. Для начала — несколько слов о вашем проекте «Где Слон?».
Здравствуйте! Наша сеть начала работу в 2010 году, когда партнерский маркетинг в России делал свои первые шаги. Недавно нам исполнилось 4 года. Мы сосредоточены на e-Commerce, работаем со всеми крупнейшими рекламодателями в этом сегменте. Предоставляем партнерам профессиональные инструменты для работы с товарами, многие из инструментов являются уникальными на рынке.
Каковы на ваш взгляд в РФ основные проблемы партнерских программ с оплатой за действие? И как их исправить?
Давайте говорить не об оплате за действие, а о партнерском маркетинге. То есть о каналах продаж, которые завязаны на работу с веб-мастерами. CPA — это всего лишь наиболее удобная для данного канала модель оплаты. Такая модель наилучшим образом снижает риски рекламодателя и одновременно позволяет наиболее способным и энергичным вебмастерам заработать больше.
В то же время для некоторых партнеров, например для крупных контентных сайтов, вполне может работать CPC модель. Кстати, у нас в «Где Слон» уже есть подобные инструменты.
Как развивается рынок партнерского маркетинга сегодня, какие проблемы перед ним стоят и как их исправить?
Рынок партнерского маркетинга сейчас развивается очень быстро. С этим, в основном, и связаны проблемы. Наиболее способные партнеры успевают приспособиться, а вот другие участники рынка — нет. Не у всех рекламодателей есть понимание, чего ждать это этого рынка, не у всех рекламных агентств есть достаточная экспертиза и мотивация.
Только начал формироваться класс таких необходимых рынку игроков как профессиональные управляющие партнерскими программами. Получается, что многие рекламодатели недостаточно общаются с партнерами, недостаточно исследуют трафик, поступающий от партнерских сетей, недостаточно стремятся как можно скорее выплатить деньги партнерам. Рекламные агентства недостаточно им в этом помогают. Здесь кстати наиболее продвинутыми являются интернет-магазины, в E-Commerce хорошо умеют считать деньги. Некоторые магазины за последнее время заимели отличную экспертизу и успешно ведут свои партнерские программы. Но и здесь нам всем есть что улучшать.
Еще не хватает большей вовлеченности производителей контента в партнерский маркетинг. На западе больше половины вебмастеров, работающих в партнерском маркетинге являются производителями контента. Такие веб-мастера дают наибольшую ценность всему каналу. Поймите меня правильно — мы любим арбитражников, они любят нас. Они дают бОльшую часть нашего оборота — как их не любить. Основные усилия нашей сети направлены на то, чтобы арбитражникам хорошо работалось.
Но наибольшую ценность партнерскому каналу для его конечных точек — рекламодателей и покупателей товаров дают именно производители хорошего, продающего контента. Тем более, что поисковики прилагают много усилий к тому, чтобы единстсвенным способом продвинуть сайт стало производство хорошего контента.
Почему, на ваш взгляд, производители контента не так сильно пока вовлечены в партнерский маркетинг, как хотелось бы?
Это вопрос времени. Арбитражить народ у нас давно умеет, или имеет необходимые навыки для того, чтобы быстро научиться. Для создания контентных проектов нужны другие компетенции и личные качества. Сейчас рынок готов к таким проектам и люди уже на них зарабатывают. Первые получат существенный кусок рынка даже без существенных инвестиций.
Какие существуют правила у рекламодателей при работе с веб-мастерами? Может есть какие то «гласные» правила, которые прописываются в договоре, и «негласные»? Чтобы было понятней, возьмем правило Last Cookies Win (транзакция принадлежит тому каналу, через который произошел последний переход пользователя).
Правила по большей части пока только формируются. Насчет last cookie wins — это самое простое правило для attrubition, то есть для определения того канала, кто привел продажу. Но не самое справедливое, кстати. Например, купонный трафик должен вознаграждаться меньше чем, например трафик с контентного сайта. Иначе купонный трафик будет перебивать остальные виды за счет покупателей, которые выбрали вещь, придя с других каналов, а потом решили поискать купоны в поисковике. На Западе наряду с last cookie применяются и другие модели — например, пропорциональное разделение комиссии по вредней доходности каналов или какие-то производные от этих схем.
В чем основные плюсы партнерок CPA?
Работать по CPA выгодно тем, кто умеет хорошо искать трафик. Либо покупать его в поисковиках, социальных и тизерных сетях, либо писать контент, который привлекает целевой трафик.
Какой тип CPA сегодня популярен? Например, заполнение анкеты или формы на сайте рекламодателя, подписка на рассылку, заказ пробного образца товара или что-то другое?
Основные ниши — e-commerce, финансы, игры. Может быть ещё информационные продукты.
Для финансового сегмента пиковым был 2013 год. В 2014 обороты существенно упали.
Под игровые офферы существует множество источников трафика, всеми этими источниками веб-масетра активно пользуются. Достойная ниша для любого веб-мастера.
E-Commerce растет более чем на 100% в год, со стороны рекламодателей есть очень большой интерес к партнерскому каналу. Интернет-магазины быстро учатся работать с партнерами, сейчас уровень их экспертизы просто несравним с 2010 годом, когда мы только начинали с ними работать. Для вебмастеров искать трафик под продажу товаров — дело не такое уж простое, но и зарабатывать на E-commerce можно очень много.
Какие, по-вашему, должны быть основные показатели CPA-сети, чтобы пользователь сказал — «с ней точно буду работать»? Говоря о показателях, имел в виду средний заработок с одного лида, с определенного количества кликов и среднюю конверсию от клика к лиду.
Средний заработок с одного лида, ePC, CR — показатели скорее оффера в сети, а не самой сети. Те значения среднего заработка с лида или конверсии что дает сеть — это не самые важные показатели. Все равно вебмастера будут тестировать офферы и принимать решение именно по тем цифрам, что получатся у них. На цифры, которые показаны в профиле рекламодателя в партнерской сети, смотреть, конечно, нужно, но это чисто справочная информация. У каждого свой трафик.
В сети вебмастера ценят набор инструментов, быстроту выплат и надежность сети. Крупные сети стараются обеспечить партнеров мощными инструментами, чтобы партнеры смогли работать эффективнее. Это и XML-фиды, и различные баннерокрутилки и лендинги.
Новые сети появляются достаточно часто, и также часто исчезают. Важно не пострадать финансово при закрытии очередной сети-одновневки.
Сергей, существуют ли на сегодняшний день «запрещенные» способы продвижения офферов в CPA, насколько часто их применяют и насколько часто за это наказывают?
Да, конечно. Сейчас процент вебмарстеров, пытающихся применять различные запрещенные техники падает, но проблема все еще существует. Это самые странные люди во всей отрасли — они тратят столько сил, чтобы найти дыры и обойти запреты, а большая часть работы — впустую. Партнерские сети и рекламодатели научились эффективно вылавливать такие случаи. Если бы такие партнеры всю эту энергию пустили на зарабатывание денег по CPA честными способами — заработали бы гораздо больше. Видимо, ещё остались люди, которым «обмануть» гораздо важнее, чем «заработать»
Как раскручивать CPA-сети?
А надо их раскручивать? CPA-партнерки появляются и умирают десятками, не давая рынку никакой ценности, а их основателям — никакого заработка. Поймите меня правильно — мы давно не боимся новых конкурентов, но рынку сейчас не хватает других вещей. У нас все еще мало действительно крупных сервисов, работающих как партнеры, таких как, например thefind.com. Только начали появляться веб-агентства — объединения партнеров. Может быть, успешным партнерам, которые чувствуют, что способны на большее, стоит пойти по этому пути, а не делать очередную сеть?
Кроме того, волна контентных проектов, сайтов сравнения с монетизацией по партнерским каналам уже начала намечаться. Для многих партнеров-арбитражников это органичное продолжение их «карьеры». Переход от постоянной активности к созданию чего-то, что имеет ценность и стоимость само по себе. Можно, например, сделать проект и продать его, заработав приличные деньги. Тот же BeatThatQuote.com Google купил за $60млн. MoneySavingExpert.com купили за $130млн. Получается такой переход «от охоты к земледелию».
Сколько можно заработать на партнерских программах? В частности новичку? Какие факторы влияют на сумму?
Недавно прочел книгу «Краткое пособие для начинающих: начните». Сразу хорошо зарабатывать новичку вряд ли удастся. Нужно сначала учиться зарабатывать. Понять, что больше подходит по знаниям и по характеру — арбитраж, контент, купоны или что-то еще. В какой нише интересно работать. Главное — быть готовым к тому, что первое и второе время получаться не будет, вы будете терять и деньги и время, а для того, чтобы начать зарабатывать придется очень много работать. Гораздо больше, чем на прекрасной, спокойной должности менеджера по продажам чего-нибудь с окладом в 30 тысяч рублей.
Успешные партнеры-одиночки зарабатывают на уровне топ-менеджеров крупных компаний. Это сотни тысяч рублей в месяц. К тому же сейчас стали появляться веб-агентства и стартапы, работающие по аффилиатским каналам. Они зарабатывают значительно больше.
К нашему разговору присоединился Евгений Пруссаков — автор книг по партнёрскому маркетингу, международный спикер, один из наиболее авторитетных управляющих партнерскими программами в мире.
Евгений, какие есть примеры успешных западных контентных аффилиатов? Сколько они зарабатывают?
Иллюстрируя концепцию монетизации контента в своей новой книге и в видео-курсе на Lynda.com, я упомянул о Дэррене Роузе, которого по праву можно считать классическим примером контентного аффилиата. Его сайт Digital Photography School объединяет в себе такие виды контента как статьи, критику, рейтинги, форум, и множество обущающего материала. Согласно информации, опубликованной им в прошлом году, на одной только партнёрской программе гиганта электронной коммерции Amazon, Дэррен зарабатывает порядка $7,250 в месяц. Всем, владеющим английским языком, я настоятельно рекомендую почитать его статьи о монетизации контента путём партнёрского маркетинга.
На что бы Вы порекомендовали обратить особое внимание контентному аффилиату?
Один из ключевых моментов, с которым нужно определиться на ранних стадиях планирования своей работы, это цель, которой будет служить Ваш сайт. Как говорит Джим Кукрал, люди идут в онлайн по одной из двух причин: либо в поисках развлечения, либо для разрешения какой-то проблемы. Соответственно, и все сайты можно разделить на две основные группы:
- те, которые предлагают своим посетителям развлекательный контент,
- те, которые дают ответы на конкретные (часто срочные) вопросы.
Безусловно, в «чистом» виде сайты встречаются редко, но у самых популярных из них одна из этих двух направленностей всегда превалирует. Только тогда пользователи добавляют контентные ресурсы к своим «закладкам» и возвращаются к ним снова и снова.
Какие типичные ошибки контентных аффилиатов?
Когда мы говорим «контентные аффилиаты», то в подавляющем большинстве случаев, мы подразумеваем тех вебмастеров, которые создают текст. Текст, обрамлённый в рейтинги, отзывы, обучающие статьи-инструкции, интервью и многое другое. Таким образом, мы фактически фокусируемся только на одном виде онлайнового контента, ограничивая себя в возможностях. Важно помнить, что востребованный контент существует и в других формах! Помимо текста он также включает в себя видео, подкасты, инфографики, мемы, электронные книги и множество других видов контента, пользующихся популярностью у пользователей. Успешные контент-аффилиаты нередко комбинируют текст с другими видами онлайн-контента, например, часто с визуальным контентом, который согласно 3M Corporation, обрабатывается мозгом в 60 000 раз быстрее, чем просто текст. Комбинирование необходимо как для линкбейтинга и вирусного маркетинга, так и просто для обогащения контента своего сайта, делая его более привлекательным для конечного пользователя.
Почему так получилось, что на Западе более половины аффилиатов пишут контент, а в России успешного опыта мало?
Действительно, согласно данным последнего AffStat Report, вышедшего буквально на прошлой неделе, более 50% из опрошенных 1.800 аффилиатов пишут блоги. Это неудивительно. Google давно не делает секрета из того, что он отдаёт предпочтение сайтам, предлагающим своим пользователям качественный и уникальный контент.
Также давайте не забывать об инструментах. Существует множество удобных плагинов для WordPress (WP), способствующих как лёгкой интеграции товарных выкладок в сайты (и не только блоги), построенные на WP, так и контекстной монетизации. VigLink, к примеру, работает более чем с 300.000 сайтов, ориентированными на контент, тогда как их прямой конкурент, Skimlinks, фокусируется не только на блогерах, но ещё и на форумах (с 2011-го года являясь официальным партнёром vBulletin, который в настоящее время используется в качестве основной платформы 40.000 онлайн-форумов). В Рунете такие инструменты только появляются — как например Recommendator от «Где Слон».
Особый вклад в привлечение контентных сайтов к партнёрскому маркетингу вносит работа партнёрских сетей и агентств по управлению партнёрскими программами. И хотя согласно 2013 Digital Influence Report от Technorati (см. стр 26 на SlideShare) партнёрский маркетинг (41%) всё ещё уступает место прямой рекламе (баннеры — 61%, текстовые ссылки — 51%), тот факт, что из каждых десяти влиятельных контентных сайтов Запада более четырёх активно работают как аффилиаты, не может не ободрять.