Виктория Наумова – исполнительный директор digital-агентства Quick Shock и директор по развитию внутренних проектов рассказала SEOnews об опыте адаптации агентства к новым реалиям digital-трансформации.
Что такое digital-маркетинг в вашем понимании и почему вокруг него такой ажиотаж?
Это то, за чем стоит будущее. Реклама в принципе будет жить вечно, так как каждый день появляются новые бизнесы, а без рекламы их существование невозможно. Офлайн-реклама – это, конечно, хорошо, но она подходит не всем, и охват у нее ниже, чем у онлайн-рекламы.
В digital-маркетинге существует множество нетрадиционных инструментов, которые использует и наша команда для увеличения прибыли клиентов, например, digital-art, технологии VR и AR, внедрение чат-ботов. Самое важное, что данная сфера не стоит на месте, с каждым днем появляются новые фишки, за которыми необходимо следить и умело их использовать. Поэтому всегда выходите за рамки привычных всем инструментов и способов продвижения. Чем интереснее вы интегрируете различные инструменты, тем выше конкурентоспособность компании.
Вдохновляйтесь известными брендами и кейсами. Например, «Ив Сен-Лоран» придумали автоматизировать подход к подбору губной помады, разработав приложение. Это же гениально. И не обязательно дорого.
Как меняется рынок в локдаун? Сокращают ли клиенты бюджеты на рекламу и digital-продвижение?
Все зависит от того, какой клиент: если бизнес получает доход только от офлайн-точек, на которые распространяются «ковидные» меры (магазин одежды, салон красоты и так далее), то таким бизнесам целесообразнее приостановить рекламу до того момента, пока не будет полностью подготовлена онлайн-площадка для реализации продаж, так как без этого смысла в рекламе не будет.
Если мы говорим про онлайн-бизнес – интернет-магазин кроссовок или образовательные онлайн-курсы, – то тут рекомендовано даже увеличить бюджет. Это связано с тем, что люди активнее ищут привычные для них товары в интернете, нужно расширять геолокации и количество охваченной аудитории.
Есть третий вид бизнес-деятельности. Тут речь идет про ниши, которые, на первый взгляд, должны приостановить осуществление услуг, однако благодаря локдауну спрос на данные услуги идет в гору. Пример – свидания на крыше. В момент закрытия ресторанов, баров и кинотеатров люди мечтали выбраться и немного развеяться. Со свиданиями дела обстояли проще: маленькое помещение, небольшое количество людей и меры безопасности. Ничего не мешает продолжению деятельности в период самоизоляции. В рекламе мы делали акцент на том, что сейчас локдаун, но мы работаем.
Все зависит от ниши: иногда лучше приостановить траты на рекламу и потратить их на усовершенствование онлайн-процессов.
Коснулся ли локдаун digital-агентств? Как у них получается справляться с кризисом?
Рынок рекламы и маркетинга аналогично другим сферам «ушел на карантин». Только на первый взгляд кажется, что онлайн-профессии пользуются куда большим спросом в период изоляции. Это, конечно, так, но необходимо учесть несколько нюансов.
Что касается функционирования агентств в период локдауна, то тут все сложно и просто. В период борьбы за клиента агентства начинают придумывать различные стратегии, как помочь офлайн-точкам. Помимо креативных размышлений, digital-агентства вводят различные акции, тем самым немного снижая цены на услуги. Но и тут есть небольшой нюанс – как это компенсировать, чтобы не уйти в минус.
В прошлом году весной, когда была первая волна пандемии, к нам обращались рестораны, которые были на грани закрытия. Чтобы этого не допустить, мы их «переупаковывали» на онлайн-доставку. Тем самым вместо одной услуги – продвижение, – получалось две – продвижение и разработка бизнес-стратегий. Аналогичная ситуация с другими сферами, например спа-салонами. В период пандемии все точки были закрыты. Для многих клиентов мы предлагали перейти на офлайн-выезд на дом, активно говорили об этом в рекламных креативах, тем самым сохраняя клиентам прибыль.
Таким образом, те кто продумывают наилучшие решения для клиента, остаются в плюсе.
Какие аспекты маркетинга могут поставить вашу команду в тупик?
Честно, даже не знаю. Наверное, если можно это считать аспектом, – нежелание клиента или непонимание необходимости правильной упаковки своего продукта.
Нет упаковки – никакая реклама не поможет, даже самая инновационная разработка.
Чаще клиенты, обращаясь в рекламные агентства, понимают, что раз они обратились за рекламой, значит, нужно следовать рекомендациям от профессионалов. Повторю, агентства зарабатывают, только если зарабатывает клиент, поэтому заинтересованы сделать ему такую упаковку, которая будет продавать сама себя.
Какие тренды digital-маркетинга вы видите через 5 лет?
Мне кажется, что digital-маркетинг ворвется в офлайн-сферу. Попытаюсь объяснить это в двух словах.
Скоро в обиходе по всему городу появятся экраны, которые собирают данные для таргетинга – пол, возраст людей, которые проходят мимо того или иного места. Далее клиенты смогут получить полную картину того, кто живет в том районе, какой возраст больше преобладает, кто во что одет и т.д., и на основе этого анализа открывать бизнес.
Таких инновационных технологий будет много через несколько лет. Именно они поднимут бизнесы на новый уровень.
От привычных нам инструментов продвижения также никто не откажется – видеоконтент, иммерсивный сторителлинг, геймификация и персонализация – все это будет развиваться и станет не только конкурентным преимуществом, но и острой необходимостью, как когда-то наличие социальных сетей у компании.
Пандемия немного ускорила процесс перехода в онлайн и резко поменяла наши ориентиры. Сегодня мы наблюдаем новую реальность, которая приблизила нас к тотальной диджитализации. Аспекты этого прогресса перешли во все: в коммуникации, продвижение, в образ жизни. Задача маркетологов – мягко адаптировать данные реалии под новый ход мыслей потребителей.
Какие факторы тормозят переход к полнейшей цифровизации? Почему то, что вы описали, не происходит прямо сейчас?
Пандемия ускорила процесс цифровизации. Без нее та картина, которую мы наблюдаем сейчас, случилась бы только лет через 10.
Я согласна с тем, что успешных кейсов мало. Связано это с нехваткой специалистов и с непониманием целей digital-трансформации. Многие компании вводят ряд инноваций только лишь потому, что это модно. Как итог, большие траты средств и совсем небольшой выхлоп.
К сожалению, даже при наличии четкой стратегии, бывает некому ее реализовать. Эта проблема касается не только отечественных компаний. Основной выход из этих проблем – переподготовка кадров и создание образовательных центров.
В чем кроется залог успеха digital-агентств в 2021–2022 году?
Все просто. Наш мир каждый день становится инновационнее. Я не удивлюсь, если скоро абсолютно все будет оцифровано.
Далеко идти не надо, появилось цифровое искусство в криптосфере (NFT), где люди устраивают онлайн-аукционы. К моему большому сожалению, в наше время очень мало осталось каких-то материальных вещей. Но от прогресса никуда не деться, поэтому этим нужно пользоваться и зарабатывать.
Те, кто впервые внедрит что-то подобное, автоматически выдвинется в ТОП.