17 декабря в московском офисе Яндекса состоялась встреча создателей интерактивных блоков ответов платформы Острова с вебмастерами, разработчиками сайтов и специалистами отрасли.
Олег Левчук, руководитель проекта Острова Яндекса, в интервью SEOnews рассказал о том, как развивается проект, представил новые технологии, запущенные в Островах, а также ответил на вопросы наших читателей.
Здравствуйте, Олег! Расскажите, пожалуйста, какие изменения произошли в развитии проекта Острова с момента его анонсирования и
Полгода назад, когда был запущен проект, мы говорили о возможности интерактивного взаимодействия пользователя с сайтом прямо на странице поиска. Для реализации этой концепции нам были необходимы 3 вещи:
Во-первых, перенести элементы управления из сайта в остров. Мы создали специальные
Во-вторых, была необходима технология real-time доставки данных. Раньше у нас было две скорости обновления результатов поиска:
- обычный робот, который обходит сайты с разной периодичностью (от нескольких дней до нескольких недель или месяцев) в зависимости от популярности сайта и частоты обновления его контента.
- быстрый робот, который работает со свежими, быстро обновляющимися документами, например, новостями.
Сегодня мы запускаем технологию, которая доставляет в остров данные в режиме реального времени. Она уже доступна на примере магазина Ozon.ru и сервиса Яндекс.Авто.
Например, если набрать
С сегодняшнего дня
И, наконец, самая интересная возможность — проведение транзакции на странице результатов поиска. Схема создания транзакционных островов будет отличаться, сейчас мы проводим эксперимент в этом направлении.
Так, несколько месяцев назад в Яндекс.Картах, а сейчас — в поиске Яндекса, появились транзакционные кнопки. Если набрать в основном поиске Яндекса запрос [
Как это реализовано. Существуют организации — рестораны, салоны красоты, медицинские центры, — которые уже сегодня поддерживают онлайн запись. На рынке появляются сервисы, которые представляют организациям техническую возможность онлайн-записи и контролируют, чтобы запись была проведена корректно. В порядке эксперимента мы объединили
Еще раз подчеркну, что в данном случае важен контроль за корректностью записи, бронирования или покупки. Яндексу проконтролировать этот процесс в одиночку невозможно, поэтому мы делегируем такой контроль сервисам, которые выступают провайдерами транзакции для своих партнеров.
Компании должны сами связываться с этими агрегаторами для участия?
Да. Пока это лишь частное решение с ограниченным количеством тематик (бронирование столиков в ресторанах, запись в салоны красоты, медицинские центры), но мы считаем такое направление создания транзакционных островов перспективным. Если эксперимент окажется удачным, то будем дальше распространять этот опыт.
Сколько готовых Островов сейчас находятся в бете?
Сейчас порядка 200 островов уже находятся в бете. И еще около 500 ожидают модерацию.
Некоторые вебмастера жалуются, что, даже имея ТИЦ 300 и готовый xml-файл, остров проходит модерацию более 2 месяцев. Когда модерация будет проходить обещанные «2 недели»?
Мы благодарны всем сайтам-участникам, создавшим острова и отправивших их на модерацию. Сейчас мы разбираемся с первым потоком островов. Вскоре этот процесс наладится и будет проходить быстрее.
Можете ли вы обозначить сроки, когда ожидать полноценного запуска Островов?
В настоящий момент мы находимся в стадии тестирования островов на отдельной тестовой площадке — beta.yandex.ru. В следующем году мы начнем эксперименты в боевых условиях, после которых должен последовать полноценный запуск Островов.
В каких тематиках вебмастера активнее развивают острова, а в каких нет?
Тематики определялись тем функционалом, который мы выкатили в первую очередь. Это были формы, привязанные, как правило, либо к параметрическому поиску, либо к началу транзакции (регистрации, отслеживание посылок). И поэтому большая часть островов были с сайтов, где есть каталог и есть поиск по параметрам внутри сайта.
При введении островов будут ли поведенческие факторы на самом сайте меньше влиять на позиции? И как они будут учитываться, если пользователь все будет делать в SERP’e?
Это закономерный вопрос, который нам регулярно задают. Сайты, на которых проходят транзакции, пользователи которых довольны, не пострадают. Прямо сейчас, пока это является экспериментом, и не является обширным явлением, это никак не влияет на позицию в результатах поиска.
Повторю традиционный вопрос, будет ли наличие острова влиять на ранжирование? Изменилось ли что-нибудь в концепции за полгода тестирования?
Нет, в биографии Пушкина с прошлого года изменений не произошло J. Мы неоднократно говорили об этом и на страницах вашего издания в том числе, что наличие островов на ранжирование в текущий момент не влияет.
На этапе тестирования модерации Островов вы установили ограничение по тИЦ до 300. Будет ли снижен этот порог?
Да, сегодня мы его снизили до 200.
Если
Давайте поговорим об этом, когда ссылочное ранжирование будет отменено.
Сколько островов будет на первой странице выдачи?
Количество островов на первой странице поисковой выдачи не ограничено. Другое дело, что необходимо выдерживать баланс между высокой читабельностью списка сайтов, представленных текстовыми сниппетами, и желанием расширенно представить каждый из них, превратив результаты поиска в длинный и пестрый список. У нас есть интерфейсное решение, при котором острова не будут существенно влиять на читабельность выдачи. Мы скоро его покажем.
Планируется ли разработка готовых решений по подключению к Островам для популярных CMS?
Пока нет. Но как только мы поймем, что в какой-то из тематик можно масштабироваться, мы разработаем и опубликуем дополнительные спецификации, и CMS смогут их использовать, консультируясь с нами при необходимости.
Острова направлены на то, чтобы дать пользователю наиболее полный ответ на интересующий его вопрос прямо в выдаче поисковика. То есть, с их введением удовлетворенность пользователя результатом выдачи должна вырасти. Как вы измеряете эту удовлетворенность?
У поисковых систем есть целый ряд метрик, который позволяет определить, на сколько человек удовлетворен результатами поиска. Эти метрики касаются и порядка сайтов на выдаче (ранжирования), и качества их представления (сниппетов). Чем ближе к началу мы даем ответ на запрос пользователя, чем понятнее сформирован сниппет или, в будущем, остров, тем выше эти показатели.
Какой сайт будет определяться более релевантным — тот, по которому пользователь совершил действие в острове, или тот, на который он потом ещё и перешёл?
Это относится к тому же вопросу «Как острова будут влиять на ранжирование». И как только у нас будет официальное решение, мы об этом дополнительно напишем и расскажем.
Есть ли у Яндекса данные по каким-либо запросам об изменении CTR сайтов в выдаче с Островами, по сравнению с выдачей без островов. Интересуют конкретные цифры, тенденции и т.д.
Острова находятся в бета-версии, и, поскольку это тестовая площадка, обычные пользователи на нее почти не попадают. Это означает, что первые подобные цифры мы получим в результате будущих экспериментов в основном поиске. Сейчас у сайтов есть возможность следить за используемостью островов в специальном разделе Яндекс.Метрики.
Чем будет заполнено пустое серое пространство справа от выдачи?
У нас есть множество идей по этому поводу. Как только мы придём к единому решению на этот счёт — обязательно его вам покажем.
Можно ли применить острова к новостным сайтам? Нужно ли? Если да, то как?
Сейчас острова не приспособлены для новостных сайтов. Как только мы разработаем инструменты для лучшего представления в островах контентных сайтов, то будем готовы вернуться к этому вопросу.