Юзабилити станет понятней. На вопросы отвечает Дмитрий Сатин

Дмитрий Сатин - один из ведущих юзабилити-специалистов в России. Ведёт активную общественную и подвижническую деятельность, президент Российского отделения UPA, ответственный редактор User Experience Magazine по странам СНГ и восточной Европе, автор учебных курсов и рецензент международных конференций по юзабилити. Активно работает над развитием юзабилити-рынка России и его интеграцией с рынками других стран.

Получил высшее образование в московском государственном университете им. Ломоносова на факультете психологии. В конце 90-х годов одним из первых в России начал заниматься вопросами проектирования пользовательских интерфейсов и юзабилити. С 2003 по 2006 в компании IT-Online возглавлял отдел проектирования и тестирования, который впоследствии выделился в отдельную структуру - USABILITYLAB.

На сегодня USABILITYLAB занимает 50% рынка юзабилити услуг России. Компания обладает современной юзабилити лабораторией и работает с известными заказчиками, например, Samsung, Motorola, Альфа Банк, Яндекс, Билайн, Microsoft Россия и другие.


Мухач Дмитрий Александрович | 26.06.09 | 19:03
Добрый день! У нас на сайте много разделов + большой каталог товаров и услуг (www.tophouse.ru), а ещё новости и статьи. И все эти ссылки на главной. ОЧЕНЬ много ссылок... Может подскажете решение, удобнее?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:32
Дмитрий, закажите у нас консультацию, это недорого и очень полезно. В формате прямой линии я не смогу Вас проконсультировать качественно. Или обратитесь в сообщество UX Russia (http://groups.google.ru/group/uxrussia/), мои коллеги из разных компаний очень любят разбираться с трудными случаями.

Verov Roman (romver.ru) | 29.06.09 | 00:10
Дмитрий Каков процент юзабилити анализов составляют web интерфейсы, промышленные, мобильные и если имеются виртуальные, то и их. Я не делю на on-line и offline, а именно в той градации что я описал

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:35
Роман, мы не проводим анализы. Мы исследуем, проектируем и оцениваем. Это, наверно, вопрос словаря.

Промышленным дизайном мы до сих пор не занимались. По количеству проектов доминируют web-интерфейсы, а по объему работ - мобильные. Наши сотовые операторы являются двигателями нашей профессии.

Михаил Анатольевич | 28.06.09 | 08:53
Дмитрий, скажите, почему у вас нет публичного портфолио? И где интерфейсы тех магазинов, о которых вы постоянно говорите?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:34
Михаил, не понял Ваш вопрос. Список выполненных проектов, согласованный с нашими заказчиками, опубликован на нашем сайте. Наверно, Вы говорите о том, о чем спрашивает ниже Сергей Мухин (прочитайте мой ответ ему).

Для Вас добавлю к тому, что ответил Сергею: сплошь и рядом мы не изменяем интерфейсы интернет-магазинов полностью. Очень часто клиент приходит с конкретным вопросом: что-то не так с формой доставки, помогите. Поэтому вычленить нашу работу из того, что было, можно только в виде showcase – «было/стало». Но таких описаний, которые бы разрешил публиковать заказчик, очень мало, и скорее всего, Вы всё уже видели на конференциях. Это связано с тем, что наш клиент не хочет обучать за свой счёт своих конкурентов. Это можно понять, и нужно уважать.

Кондратюк Роман | 27.06.09 | 16:17
Дмитрий, какова динамика рынка юзабилити-услуг за последние 2-3 года?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:34
Роман, интересный вопрос. Правда, ответить на него непросто. В чем измерять эту динамику? Я стараюсь отслеживать судьбу каждого человека в России, который публично заявил себя юзабилити-специалистом (если Вы заметили, у меня очень широкий круг знакомств в социальных сетях). Я вижу, что количество таких людей растёт фантастически. Некоторых людей этот рост расстраивает, они считают, что в стране стало много плохо обученных специалистов, которые могут нанести урон имиджу профессии. Я же считаю, что без такого роста развитие профессии обречено на тайные общества и кулуарные посиделки. Важно, что много молодых людей хотят связать себя с этой работой, и наша задача – создать условия для их реализации.

Я думаю, что по темпам роста: вовлечения людей в ценности ориентированного на человека подхода, мы опережаем западные страны (по крайней мере, Европу). Нам, конечно, не хватает профессионального уровня, но, как я сказал, это скорее задача, чем проблема.

Сергей Мухин | 26.06.09 | 20:33
1. Почему на сайте usabilitylab.ru нет нормального портфолио в формате "было" / "стало"? С реальными цифрами по конвертации? 2. Покажите хотя бы один сайт (помимо usabilitylab.ru), который был создан под вашим руководством. 3. Как кризис отразился на вашей компании помимо концентрации на направлении "образовательного" юзабилити? Не собираетесь ли, наконец, начать продавать свои услуги хотя бы с 30% маржой?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:33
  1. Сергей, заказчики не очень любят обнародовать детали своих проектов. Мы бережем их приватность, хотя нам не меньше Вас хотелось бы рассказать все детали проектов, но приходится держать себя в руках. Мы работаем над тем, чтобы поощрять наших клиентов, рассказывать о проектах, выполненных с нами. Иногда это удается довольно эффектно, когда мы выступаем с ними на конференциях.
  2. Мы не создаем сайты, и в этом, наверно, главная проблема в восприятии наших услуг. Мы исследуем пользователей, проектируем их интерфейсы, оцениваем их качество. Но вопрос Ваш абсолютно понятен. Многие клиенты стали просить нас нанять разработчиков и контролировать качество их работы. Чтобы предоставить им такой сервис, мы должны быть уверены в своих партнерах. Работа по выбору партнеров идет постоянно: от кого-то мы отказываемся, если не сошлись в мировоззрениях, с другими завязывается сотрудничество. Посмотреть описание некоторых кейсов, вы можете в нашем пресс-центре http://usabilitylab.ru/press-center/
  3. Кризис интересным образом изменил нашу работу: заказчиков стало больше, но запросы их стали меньше. Таким образом, мы уже превзошли 2008 год по количеству проектов, хотя оборот за первое полугодие отстает от аналогичных значений прошлого года. Мы тоже не сидим на месте, и создаём новые продукты, например, «Управление взглядом пользователя» - пакетная услуга для разработки входных страниц для рекламного трафика на сайт. Кстати, пользуется большой популярностью, т.к. мы здесь гарантируем увеличение конверсии, такого, кажется, до нас никто не делал. Относительно нашей «маржи» Вы ошибаетесь, она не такая большая, как может показаться. Основной фактор высокой стоимости работа в том, что наша работа построена на измерениях, на оценке полученного результата, а это более трудоёмко, чем создание «дизайна» вслепую, что делает большинство компаний. Кстати, в условиях кризиса мы стали предлагать некоторым клиентам уж совсем необычный сервис – мы работаем за свой счет, клиент оплачивает результат. Чтобы это было возможно, мы стали партнерствовать с венчурными фондами, которые после анализа бизнеса клиента и оценки возможного возврата инвестируют деньги в нашу работу.

Шевченко Ярослав | 26.06.09 | 14:54
Добрый день Дмитрий. Вы уже 3 года являетесь генеральным директором "USABILITYLAB". Что вы можете сказать о развитии юзабилити рынка в странах СНГ, насколько растет спрос на данный вид услуг и как будет расти данный рынок в будущем. Отечественные компании начинают "принимать" юзабилити как необходимость для успеха или же считают это лишним плюсом для проекта который бы не помешал ("справимся своими силами" прим. Директор). Какие компании вы можете подчеркнуть в данной сфере и кто повлиял на вас как специалист в этой области?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:32
  1. В этом году очень позитивно нас воспринял Киев - дважды выступал там на конференциях. Люди находят в юзабилити новую ступень маркетинга. Один очень умный человек, вообще назвал юзабилити поведенческим маркетингом. Но это не даёт еще повода говорить, что в СНГ есть юзабилити. Мои коллеги из Белоруссии находят ситуацию в Минске не самой обнадеживающей, это притом, что в московских компаниях работает довольно много юзабилити-специалистов из Белоруссии. Так что Россия пока в этом отношении лидирует, хотя это не повод для гордости, легко лидировать на неразвитом рынке.
  2. Кризис и помогает, и мешает развиваться. Мешает то, что заказчики беднеют, и часто идут на катастрофические для себя меры, последние деньги вкладывают в продвижение сайтов, которые пугают и дезориентируют посетителей. С другой стороны, компании, еще не дошедшие до отчаяния, стремятся к повышению эффективности своих продуктов, и юзабилити им в этом помогает.
  3. Я неплохой ученик, и впитываю знание даже от своих младших коллег, которых я привел в профессию. Поэтому выделить одного-двух специалистов, которые оказали на меня наибольшее влияние, я затрудняюсь.

Николай Белин | 26.06.09 | 05:41
Приведите, пожалуйста, официальные данные, о доле занимаемой Вашей компанией на рынке - "до 50%" понятие очень растяжимое, это и 1% и 50%. P.s. "Motorolla" - это такой новый бренд?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:37
Спасибо, что помогли увидеть неточности в описании «прямой линии». Их сразу же исправили.

В течение 2008 года мы завершили 88 проектов для 39 заказчиков, что составляет, по нашим оценкам, более 50% российского рынка юзабилити-услуг. Оборот компании превысил 1 млн. долларов США.

Жихарев Александр Сергеевич | 25.06.09 | 20:36
Добрый день, Дмитрий. Вы, наверное, лучший в СНГ специалист в данном направлении, поэтому решил обратиться именно к Вам. Подскажите, пожалуйста, сколько будет стоить Ваша консультация по начальным принципам юзабилити для интернет магазинов и корпоративных сайтов. Возможно ли форма консультаций - вопрос - ответ по icq или skype. Кроме этого подскажите, что из книг представленных на http://humanoit.ru/resources/usability_books.htm Вы бы рекомендовали прочесть. Я представляю веб студию, мы могли бы предлагать Ваши услуги своим клиентам за небольшую компенсацию, возможно ли такое сотрудничество? Думаю данный вопрос будет интересен не только мне.

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:37
Александр, да, именно для интернет-магазинов мы стали предлагать консультации. Я рекомендую 8-часовую консультацию, разбитую на два дня по 4 часа. Такой режим, по опыту, самый оптимальный – и обсудить удается почти всё, и внимание заказчика остается острым в течение всей консультации. Это одна из самых доступных наших услуг. Про цены здесь говорить не буду, присылайте запрос на консультацию на info@usabilitylab.net.

Относительно книг, рекомендую Вам посмотреть страничку на сайте сообщества UX Russia: http:\/\/groups\.google\.ru\/group\/uxrussia\/web\/russian - здесь собраны ссылки на книги на русском языке. Советую начать чтение с книги Уодтке.

Относительно партнерства, да, мы приветствуем расширение сети партнеров. Я предлагаю пройти у нас обучение для партнеров, как это сделали Трилан и i-Media (см. http://usabilitylab.ru/projects/?SID=297) – это поможет Вам не только эффективно продавать юзабилити-услуги, но и оказывать их самим, например, экспертную оценку.

Олег | 25.06.09 | 13:52
Какой процент интернет компаний пользуются услугами юзабилити специалистов?

Dmitry Satin | 18.08.09 | 16:36
Олег, к сожалению, я не располагаю статистикой, позволяющей ответить на Ваш вопрос с точностью до процента. Мне неизвестно, сколько в мире интернет-компаний. Я даже не знаю, как определить, какая компания интернет, а какая нет. Если у компании есть свой сайт – это интернет-компания? Услугами юзабилити-специалистов пользуются не только интернет-компании, т.к. юзабилити востребована везде, где нужно оптимально организовать взаимодействие человека и технологий.

Поэтому смогу дать только абсолютное значение. В течение 2008 года нашими услугами воспользовалось 39 компаний. Распределение по отраслям описал в ответе Роману Верову.

(Голосов: 6, Рейтинг: 5)