1. Введение
2. Научные и теоретические статьи по работе ПС
3. Статьи в открытом доступе
4. Форумы
5. Эксперименты
6. Конференции и семинары
7. Заключение
1. Введение
Данный мастер-класс будет направлен на обобщение и классификацию источники получения знаний по поисковому продвижению, в частности, по продвижению в поисковой системе Яндекс.
Прежде всего, материал ориентирован на начинающих оптимизаторов и представляет собой что-то вроде «желтых страниц Интернета» с комментариями. Плюс к этому мастер-класс имеет прямое практическое назначение – например, используя приведенные источники, можно построить обучение новых сотрудников на фирме, занимающейся продвижением сайтов или заняться самообразованием, если Вы решили стать фрилансером.
Поводом для написания данного мастер-класса послужил тот факт, что новичкам, начинающим осваивать азы seo достаточно сложно разобраться в той противоречивой, во многом недостоверной и необъективной информации по продвижению сайтов, которая есть в Интернете. Такое невысокое качество информации вызвано несколькими факторами:
2. Научные и теоретические статьи по работе ПС
Прежде чем непосредственно заняться продвижением сайта, надо ознакомиться с принципами работы поисковых систем, в частности Яндекса.
Прежде всего, нужно обратиться к самому поисковику. На сайте компании есть небольшая подборка интересных статей.
Самая важная и полезная статья здесь это - «Как работают поисковые системы» - за авторством директора по технологиям Яндекса Ильи Сегаловича. Из названия статьи сразу понятно ее содержание. Статья написана доступным языком и хотя после первого прочтения материал может быть не полностью понятен, тем не менее, к прочтению статья обязательна!
Достаточно интересная статья расположена здесь. Материал посвящен архитектуре поисковой системы Turtlе, однако будет интересен нам с теоретической точки зрения. В работе авторы представляют "Turtle" как «прототип распределенной, крупной и масштабируемой поисковой системы по интернет-ресурсам гипертекстовых документов», поэтому в статье рассмотрены основные особенности работы поисковых систем. Материал достаточно сложный и напрямую на практике (в плане продвижения сайтов) неприменим, однако будет полезен тем, кто хочет стать специалистом SEO широкого профиля.
Сложная для понимания, но очень полезная статья «Яндекс на РОМИП-2004». Некоторые аспекты полнотекстового поиска и ранжирования в Яндекс». Материал довольно сложен для восприятия неподготовленному пользователю, однако в Интернете есть комментарии и пояснения к этой статье.
Статья «118 факторов ранжирования в Google». Представлен переведенный англоязычный материал, полученный путем опроса группы seo-специалистов по поводу влияния различных факторов на ранжирование в ПС Google. Опять же на практике материал не очень-то применим, но зато мы получаем практически исчерпывающий список факторов ранжирования, который можем в дальнейшем исследовать более подробно.
Обязательна к прочтению статья «Растолкованный PageRank, или Все, что вы всегда хотели знать о PageRank». Здесь подробно, с комментариями, дается толкование pagerank’a – понятия, с которым очень часто сталкивается seo-специалист.
И еще одна интересная переводная статья «Патент Google: получение информации, основанное на временных данных». В предисловии говорится - «Данный материал был создан с целью помочь SEO в понимании концепций информационного поиска и его практических приложений». В документе не только описываются факторы, влияющие на ранжирование, но и дается толкование – «а в чем смысл данного параметра?».
И напоследок для закрепления прочитанного материала - замечательная статья от Миныча «Поисковые машины. Алгоритм Яндекса как результат исследования "черного ящика". Этапы "поиска" и ранжирования документов». Очень емко, понятно и полезно.
Итак, что же можно усвоить, прочитав вышеизложенные труды?
Во-первых, мы определимся с основными терминами в области seo: поисковая система, кворум, робот-индексатор, факторы ранжирования, бэклинки…
Во-вторых, узнаем о принципах работы поисковых систем: в какой последовательности она происходит, каков принцип построения индексной базы поисковой системы, как анализируется запрос пользователя, как происходит ранжирование.
Далее, ознакомившись с теорией (что в общем-то необязательно, однако очень рекомендуется) нужно переходить к практике. В этом частично помогут статьи, написанные непосредственно оптимизаторами.
3. Статьи в открытом доступе
В Интернете очень много различных статей на тему оптимизации сайтов. Однако, как уже говорилось, публикуемая информация не очень качественна и просто прочитав ее и приняв как данность, сложно научиться успешно продвигать сайты. Именно «успешно», так как про основные приемы и методы продвижения, позволяющие достичь более и менее приемлемых результатов, написано много и хорошо.
При прочтении надо руководствоваться несколькими правилами:
Итак, сами статьи. Конкретно описывать каждую мы не будем, приведем лишь адреса сайтов, где есть интересная и полезная информация.
Прежде всего, стоит зайти на сайт компании «Ашманов и партнеры», а точнее в рассылку
При продвижении сайта надо обязательно знать технические факторы, которые могут воспрепятствовать этому. Вот хорошее описание некоторых из них.
Также нужно знать запретные факторы, которые могут привести к санкциям со стороны поисковых систем - «Оптимизация: осторожно передозировка!».
Прочитав достаточное количество статей, можно уловить их общий подтекст - «Продвигайте сайт белыми методами, т.е. методами, которые не запрещены поисковыми системами, и ни в коем случае не черными!». Однако полезно будет узнать и противоположное мнение. Статья про один из черных методов продвижения и далее обсуждение по ней – «Почти Вся Правда о Дорвеях И Дорвейщиках, Или Все, Что Вы Знали о Дорвейщиках, Но Стеснялись Им Сказать».
4. Форумы
Форумы по продвижению сайтов – очень хороший источник получения информации… но не знаний. Т.е. пищи для размышлений вы найдете предостаточно, однако ничего полезного, применимого на практике, могущего принести доход при реализации – нет. Что, в общем-то, логично, ведь каждый бережет свои секреты. Единственное – есть несколько тем, в рамках которых можно получить ответ на вопрос.
Самым популярным вопросом на форуме, скорее всего, является вопрос «Что с моим сайтом? Помогите! Может меня забанили? Как проверить?». Участники форума отвечают охотно, советуют, приводят различные примеры из жизни.
Также практически после каждого апдейта на форумах происходит его обсуждение. Оптимизаторы делятся своими мыслями, рассуждают, комментируют предложения других. Однако, что же произошло, поменялся ли алгоритм Яндекса, какие факторы стали оказывать большее влияние, точно никто не говорит, в основном высказывают одни догадки.
В общем и целом, информация с форума полезней, чем статьи, однако полностью все равно не может их заменить в качестве источника знаний. К чтению форумов надо подходить подготовленным, иначе уже очень скоро можно будет запутаться в море мнений участников.
Вот основные форумы по seo:
http:\/\/forum\.yandex\.ru\/yandex
http://forum.searchengines.ru/
http://mastertalk.ru/
http://seochase.com/
Что интересно, задав один и тот же вопрос на форумах, Вы получите различные ответы. Так что спрашивайте везде, где только можно.
У форумов есть еще одно полезное применение - их можно использовать на подготовительном этапе при проведении эксперимента – но об этом ниже.
5. Эксперименты
Начитавшись различных материалов, Вы рано или поздно придете к выводу, что единственный способ приобретения достоверных знаний – это самостоятельное их получение, в частности проведение опытов и экспериментов. Грамотно спланированный и правильно проведенный эксперимент может дать много полезной информации.
Последовательность проведения эксперимента следующая:
Когда нужно будет делать выводы по результатам эксперимента, следует придерживаться нескольких правил:
Тем, кто хочет провести группу экспериментов, можно предложить следующий план:
Методика исследования факторов продвижения в Яндексе (алгоритма Яндекса).
Можно предложить такую стратегию - начать исследование факторов с самых неизученных, но самых влиятельных. Закончить на хорошо изученных и менее влиятельных.
6. Конференции и семинары
По поисковому продвижению регулярно проводят конференции и семинары, организуемые самыми известными участниками рынка. О чем там можно узнать и для какой публики эти мероприятия?
Тематика конференций достаточно обширна:
Доклады бывают различной сложности – как для специалистов, так и для начинающих, т.е. каждый может для себя узнать что-то новое. Как правило, семинары можно разделить на два типа: для специалистов SEO и для клиентов SEO-компаний. Первые делают акцент на рассмотрение технических приемов оптимизации, вторые – скорее раскрывают общие принципы SEO и делают акцент на маркетинговую составляющую продвижения. Хотя иногда обе части объединяют в один семинар, например, посвящая теоретическим и общим вопросам первый день, техническим и практическим – второй.
Одними из первых семинары по SEO начали проволить специалисты компании «Ашманов и партнёры». Сегодня двухдневный семинар этой компании стоит 12500 рублей и проводится один раз в месяц.
Также достаточно регулярно семинар «Поисковые машины и оптимизация сайтов" проводит компания «Текарт». Уже несколько лет проходят тематические семинары компании ViPro. Существуют и он-лайн курсы разной продолжительности, однако, отзывов о них в Сети не много.
Сказать однозначно, какой семинар стоит посещать, какой нет, какой хуже, какой лучше затруднительно. Существуют мнения, что организуемые семинары больше ориентированы на новичков и клиентов SEO-компаний. Матерым оптимизаторам там не скажут ничего нового, дабы сохранить секреты фирмы. Для общения с опытными оптимизаторами больше подойдут конференции, форумы, личные неформальные встречи. Тем не менее, выбирая семинар, ориентируйтесь на ведущих и программу: известные и опытные оптимизаторы плюс конкретная и ясная программа помогут в некоторой степени могут гарантировать эффективность посещения мероприятия.
7. Заключение
Итак, мы ознакомились с большинством источников информации по поисковому продвижению. Видно, что каждый из них может по-своему помочь в обучении.
Конечно же, оптимально начать обучение с рассмотрения некоторых теоретических работ, затем посмотреть советы непосредственно по продвижению, а потом уже, посмотрев мнения на форумах и изучив серьезные теоретические работы, переходить к самостоятельным исследованиям принципов ранжирования Яндекса. Хотя, различной информации достаточно много в Интернете и каждый может выбирать свой путь обучения, ориентируясь на своих потребностях в знаниях на данный момент.
Но необходимо помнить, что поисковая система – сложный механизм, ориентированный на отбор для пользователя лучших сайтов Интернета. Хотелось бы, чтобы данный мастер-класс показал, что продвижение это, прежде всего процесс создания таких сайтов и последующего их непрерывного совершенствования на основе изучения принципов работы Яндекса как информационно-поисковой системы.