1. Введение
Конкуренция – важный и во многом определяющий показатель. Именно показатель конкуренции будет влиять на выбор тактики оптимизации, на трудозатраты, связанные с продвижением, и в итоге на стоимость продвижения.
Сразу определимся с терминами: понятие «конкуренция» мы будем приравнивать к понятию «конкуренция по запросу» и трактовать его как меру, характеризующую качество сайтов в выдаче и соответственно сложность продвижения по данному запросу. Иное толкование понятия «конкуренция» будет оговариваться особо.
В глубокий анализ конкретных конкурентов, с подробным изучением применяемых сайтами техник и технологий продвижения, мы вдаваться не будем – там применяются несколько иные способы оценки – мы же уделим внимание экспресс-анализу конкуренции, который используется в перед началом продвижения какого-либо коммерческого сайта.
2. Для чего нужен расчет конкуренции3. Методы расчета конкуренции
Существует очевидный вопрос – а в чем измерять конкуренцию? Какую нужно ввести меру измерения, чтобы можно было сопоставить конкуренцию и необходимое количество ресурсов для продвижения проекта.В общем случае расчет конкуренции нужно вести в следующей последовательности:
Пример 1.
У нас есть сайт по тематике «кондиционеры». Мы знаем, что для достижения top3 по запросам «монтаж кондиционеров» и «установка кондиционеров» надо поставить примерно 100 ссылок с различных каталогов и 20 платных ссылок с главных страниц. Нам нужно оценить конкуренцию для другого сайта по запросам «производство мебели», «офисная мебель», «продажа мебели» и т.д. По одному из методов мы рассчитываем конкуренцию. Допустим, получаем:«установка кондиционеров» | 450 |
«офисная мебель» | 900 |
«производство мебели» | 300 |
«продажа мебели» | 500 |
Теперь пересчитываем полученные условные величины непосредственно в ссылки. Получается, что на запрос «офисная мебель» нужно поставить в два раза больше ссылок, чем на запрос «установка кондиционеров», т.е. примерно 200 ссылок с каталогов и 40 платных. По аналогии пересчитываем для оставшихся запросов.
Конкуренцию в относительных величинах можно считать по-разному. Каждый способ служит своей цели и по-своему хорош. Вот основные методы:
1. Экспертный метод
Пожалуй, самый распространенный метод – здесь сам оптимизатор (или группа из 3-5 человек) на основе своего опыта определяют конкуренцию. Проводится качественный анализ сайтов первой десятки выдачи по запросу. Также используется опыт продвижения сайтов по аналогичным запросам.
Данный метод применяют в основном при расчете премиальных ставок клиентов. Запросы относят к какой-либо группе по степени конкуренции («очень высокая», «высокая», «выше среднего», «средняя» и т.д.) и назначают соответствующую ставку за продвижение по запросу.
Экспертный метод позволяет сделать быструю оценку конкуренции, однако она будет не совсем точной и будет напрямую зависеть от опыта продвижения эксперта.
2. Метод анализа бэклинков
Это наиболее точный метод. Заключается в том, что у сайтов top10, top5, top3 анализируются обратные ссылки (только те ссылки, что содержат текст данного запроса!). Анализируется количество и качество ссылок. Приблизительно охарактеризовать качество может показатель Page Rank. Однако еще нужно учитывать количество исходящих ссылок со ссылающейся страницы. Т.о. конкуренцию можно рассчитать по формуле:
Nlinksi - количество ссылок на i-й ссылающейся странице
Pri - page rank i-й ссылающейся странице
N - количество ссылающихся
Плюс к ссылочному ранжированию требуется прибавить весомость самого сайта. Т.о. окончательно получим:
Данный метод дает достаточно точную оценку. Однако здесь мы не анализируем факторы текстового ранжирования, поэтому для оценки низкоконкурентных запросов, где при продвижении большую роль играет контент страницы, данный метод не очень хорош. Стоит отметить также, что на сегодняшний день Яндекс не показывает всех ссылающихся на сайт, т.е. «обрезает» выдачу. Это может привести к неточным результатам.
3. Анализ стоимости Яндекс. Директ
Это косвенный метод оценки, который использует в качестве показателя конкуренции стоимость объявления Яндекс. Директ. Яндекс при определении стоимости объявления по запросу основывается на оценке конкуренции запроса – чем выше конкуренция, тем больше стоит показ объявления.
4. Методика выявления сайтов-конкурентов
Показатель конкуренции по запросу можно использовать для того, чтобы выявить основных конкурентов.
Здесь мы отходим от понятия «конкуренция» по запросу» и уже понимаем под конкуренцией меру сложности продвижения по некоторой тематике (т.е. 10-20 тематически близких запросов). Суть методики в том, что конкуренция по тематике будет определяться позициями сайтов по запросам и конкуренцией этих запросов. Однако при расчетах берется не абсолютное значение позиции, а вес позиции, трактуемый как вероятность перехода пользователя на сайт, занимающий соответствующее место.
1 позиция | коэффициент 1 |
2 позиция | коэффициент 1 |
3 позиция | коэффициент 1 |
4 позиция | коэффициент 0,85 |
5 позиция | коэффициент 0,60 |
6 позиция | коэффициент 0,50 |
7 позиция | коэффициент 0,50 |
8 позиция | коэффициент 0,30 |
9 позиция | коэффициент 0,20 |
10 позиция | коэффициент 0,20 |
Очень хорошо данный метод рассмотрен в статье «Описание работы хит-парада».
С помощью данного метода не получится определить количество ссылок, которое нужно поставить на продвигаемый сайт для того, чтобы попасть на первое место, однако мы сможем определить основных конкурентов, чтобы потом уже анализировать их более подробно.
Пример 2.
Методика практического расчета по комплексному методу оценки:
1. Отбираем группу запросов
Будем анализировать тематику «Отдых в Чехии». Запросы будут следующие:
2. Для каждого запроса считаем конкуренцию
Расчет конкуренции здесь следует провести или экспертным методом или методом анализа бэклинков. Далее следует вычислить относительную конкуренцию запросов.
3. Анализируем первую десятку по каждому запросу
Присваиваем сайтам баллы за позиции. Здесь следует воспользоваться таблицей коэффициентов. Если сайт занимает с первого по третье место – он получает 1 балл, если четвертое, то 0,85 балла и т.д., если сайт не попадает в десятку, то он получает ноль баллов.
4. Находим по формуле среднего взвешенного баллы каждого сайта
Т.е. мы перемножаем баллы сайта за позицию по запросу и конкуренцию запроса. Например, для сайта
1* 9684545+0,6*1690213= 0,8265.
5. Отбираем основных конкурентов
Вот пример (на 15.11.06):
Запроcы→ |
Чехия |
Туры в Чехию |
Отдых в Чехии |
туроператоры Чехия |
путевки в Чехию | ||
Конкуренция→ |
9684545 |
1690213 |
1177940 |
230766 |
160791 | ||
Относительная конкуренция→ |
0,748173224 |
0,130576306 |
0,091000988 |
0,017827677 |
0,012421804 | ||
сумма |
МЕСТО | ||||||
1 |
0,6 |
|
| 0,8265 |
3 | ||
1 |
0,5 |
1 |
| 0,9045 |
1 | ||
1 |
0,5 |
1 |
| 0,9045 |
1 | ||
0,85 |
0,5 |
|
1 | 0,7191 |
4 | ||
0,6 |
1 |
|
| 0,5795 |
5 | ||
0,5 |
1 |
|
| 0,5047 | |||
0,5 |
|
|
0,5 | 0,3830 | |||
0,3 |
0,3 |
|
1 | 0,2815 | |||
0,3 |
1 |
|
| 0,3550 | |||
0,2 |
|
0,5 |
| 0,1951 | |||
|
0,3 |
0,85 |
| 0,1165 | |||
|
0,2 |
1 |
|
1 | 0,1295 | ||
|
|
0,6 |
| 0,0546 | |||
|
|
0,5 |
| 0,0455 | |||
|
|
0,3 |
0,85 | 0,0425 | |||
|
|
0,3 |
| 0,0273 | |||
|
|
0,2 |
| 0,0182 | |||
|
|
|
1 | 0,0178 | |||
|
|
|
0,6 | 0,0107 | |||
|
|
|
0,5 | 0,0089 | |||
|
|
|
0,3 | 0,0053 | |||
|
|
|
0,3 | 0,0053 | |||
|
|
|
0,2 | 0,0036 | |||
1 |
0,0124 | ||||||
1 |
0,0124 | ||||||
0,85 |
0,0106 | ||||||
0,6 |
0,0075 | ||||||
0,5 |
0,0062 | ||||||
0,5 |
0,0062 | ||||||
0,3 |
0,0037 | ||||||
0,3 |
0,0037 | ||||||
0,2 |
0,0025 |
В результате анализа мы определили, что основными лидерами в данной тематике являются сайты:
5. Использование показателя конкуренции при выборе запросов для продвижения
Выбор запросов для продвижения можно делать различными способами:
Но есть еще один способ. Для расчетов кроме самого показателя конкуренции нам еще понадобится статистика запросов Яндекс.Директ, которая показывает, сколько раз обращались к Яндексу люди с данным запросом.
Поделив статистику Яндекс.Директ на конкуренцию, получаем относительную эффективность продвижения по данному запросу. Сравниваем запросы по этому показателю, выбираем лучшие.
Пример 3.
данные на 15.11.06
Чехия |
Туры в Чехию |
Отдых в Чехии |
туроператоры Чехия |
путевки в Чехию | |
Конкуренция |
9684545 |
1690213 |
1177940 |
230766 |
160791 |
Спрос |
8585 |
11122 |
3037 |
2930 |
290 |
0,000886464 |
0,006580236 |
0,00257823 |
0,012696844 |
0,001803584 |
Мы видим, что эффективнее всего продвигаться по запросу «туроператоры Чехия», т.к. здесь максимальное значение показателя.
Может возникнуть вопрос, «Почему статистика Яндек.сДирект по запросу «Чехия» равна 109535, а в расчетах используется 8585?». Дело в том, что статистика Яндек.сДирект построена по кластерному принципу, и в данном случае статистика для запроса «Чехия» будет складываться из статистики всех двух- трех- и более словных запросов, в т.ч. сюда войдет «Туры в Чехию» с 11122, «Отдых в Чехии» с 3037 и т.д. Для того чтобы получить более менее правдоподобный показатель мы из исходного значения 109535 вычли показатели статистики для всех оставшихся запросов. Аналогичной корректировке были подвергнуты и четыре оставшихся запроса.
6. Заключение
В рамках данного мастер-класса мы ознакомились с самим понятием конкуренции и некоторыми методами расчета конкуренции. Что касается методов, то были изложены лишь их основные принципы – на самом деле каждый из методов нуждается в доработке:
Результатом улучшения методов оценки должна явиться уже некая комплексная технология, которая будет совмещать в себе количественный анализ показателей (ссылочных и текстовых факторов) и экспертную оценку запроса.
И здесь мы уже плавно подходим, в принципе, к вычислению релевантности.
Для расчетов же, не требующих большой точности, описанные методы, с некоторым допущением , вполне подойдут.
7. Дополнительные источники информации
http://forum.searchengines.ru/showthread.php?t=63769 – Обсуждение на форуме «Сколько стоят услуги оптимизатора?»
http://forum.searchengines.ru/showthread.php?t=37342 – Обсуждение на форуме «Как определить уровень конкуренции»
http://www.seorate.ru/about/ - статья о рейтинге видимости сайта. На сайте можно попробовать скрипт.
http://www.yandextools.ru/ - инструмент анализа конкуренции
http://promosite.ru/articles/se-work/report-optimization-2003.php - Евгений Трофименко «Словосочетания для раскрутки: как правильно целиться». (Доклад на конференции "Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете", 13-14 ноября 2003) – на сегодняшний момент статья практически потеряла свою актуальность.
![]() ![]() ![]() |
Друзья, теперь вы можете поддержать SEOnews https://pay.cloudtips.ru/p/8828f772 Ваши донаты помогут нам развивать издание и дальше радовать вас полезным контентом. |
![]() ![]() ![]() |