1. Введение
Цель данного мастер-класса:
- Расставить все точки над «i» в отношении показателей авторитетности сайтов – PR и тИЦ. (т.к. до сих пор многие новички думают, что тИЦ влияет на выдачу). В качестве доказательств использовать официальные материалы Яндекса и Google, а также результаты выдачи поисковиков и анализа сайтов.
- Структурировать информацию по данной теме, коротко и ясно ее изложить.
Основные моменты, которые будут затронуты в мастер-классе:
1. История возникновения показателей
2. Методы расчета показателей
3. Влияние показателей на релевантность сайта
4. Учет показателей при покупке ссылок
2. PageRank
Теория
PageRank — это метод вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее.
PageRank – самый часто употребляемый термин в среде оптимизаторов. Не в последнюю очередь и потому, что PR связан с понятием «релевантность», а повышение релевантности - фактически цель работы по продвижению сайта.
Самое главное, что нужно знать о расчете классического PageRank это:
1. Формула расчета:
PageRank и вИЦ Яндекса
У Яндекса существует собственный показатель, напоминающий по технологии расчета PageRank. Это «взвешенный индекс цитирования» - вИЦ. Конечно же, у него есть отличия от классического PR.
Из своего опыта автор может сказать, что при расчете вИЦ как аналога PR Яндекс придает различное значение внешним и внутренним ссылкам. Это отчетливо наблюдалось, когда по результатам эксперимента решающее значение сыграло количество ссылающихся сайтов, а не страниц. По итогам эксперимента первые места в сравнительной выдаче заняли сайты с 2-3 ссылками, но с разных сайтов, а не сайты с 7-10 ссылающимися, но с одного домена. Ссылающиеся страницы были примерно одинаковыми по весу.
Косвенно различия в учете ссылок при подсчете вИЦ подтверждает еще и тот факт, что в выдачу Яндекса по одному запросу не могут попасть 2 страницы с одного и того же сайта, только самая релевантная из них – остальные будут скрыты за ссылкой «еще с сайта».
На практике разница вИЦ и PR выражается в вопросе: насколько близко значение PR к значению вИЦ? Если переформулировать его с позиции исследователя: если у двух страниц PR равен 2 и 5 соответственно, то означает ли это, что и значения виЦ отличаются примерно в такой же пропорции?
В первую очередь, ответ надо искать в технологиях расчетов и формате отображаемых результатов. Начнем с последнего. Посмотрим на следующую таблицу:
Если действительный вес PageRank между | То тулбар показывает | Среднее значение интервала |
0,00000001 и 5 | 1 | 2,5 |
6 и 25 | 2 | 15,5 |
26 и 125 | 3 | 75,5 |
126 и 625 | 4 | 375,5 |
626 и 3125 | 5 | 1875,5 |
3126 и 15625 | 6 | 9375,5 |
15626 и 78125 | 7 | 46875,5 |
78126 и 390625 | 8 | 234375,5 |
390626 и 1953125 | 9 | 1171876 |
больше 1953126 | 10 | - |
3. тИЦ
История
Показатель тИЦ – «тематический индекс цитирования» -
18 октября 2000 года появился Яндекс Каталог и тИЦ начал использоваться, в том числе как показатель, на основе которого ранжировались сайты в рубриках каталога.
Несколько лет спустя интернет начал полниться слухами, что тИЦ влияет на позиции в основной выдаче Яндекса. Сразу же начали появляться различные способы искусственной накрутки тИЦ, начиная с ручного обмена ссылками и заканчивая полностью автоматическими инструментами, например, линкаторами.
Яндекс не заставил себя долго ждать и сообщил в конце 2004 года интернет-общественности, что, во-первых, проблема искусственной накрутки тИЦ существует и в Яндексе ведутся исследовательские работы, направленные на решение проблемы. Во-вторых, было чётко озвучено, что тИЦ влияет только на ранжирование сайтов в каталоге и никак не влияет на основную выдачу.
Теория
Сегодня мы на
Из этого же официального источника можно выбрать следующие тезисы:
1. тИЦ рассчитывается для сайта целиком, поэтому внутренняя перелинковка страниц сайта не влияет на тИЦ.
2. Аналогично, учитывается только лишь факт наличия ссылки с внешнего ресурса. Т.е. ссылается на вас другой сайт одной ссылкой или десятью – влияние на тИЦ вашего сайта будет одинаковым. Исходя из первого и второго пункта, тИЦ можно назвать этаким «PR для сайтов», учитывающим еще и тематику сайтов.
3. Учитывается только русскоязычный сегмент интернета.
4. тИЦ не переходит с домена на поддомен одного и того же сайта, только если поддомен самостоятельно не зарегистрирован в каталоге Яндекса.
5. При подсчете тИЦ сайта не берутся в расчет ссылки с досок объявлений, форумов, немодерируемых каталогов и прочих ресурсов, в которые есть возможность добавления ссылок без контроля со стороны владельца ресурса.
6. Действия по накрутке тИЦ Яндекс считает разновидностью поискового спама и попыткой обмана поисковой системы.
Также некоторая информация про тИЦ доступна из заявлений официальных лиц Яндекса:
1.
2.
3. Ссылки с сайта, расположенного в каталоге Яндекса учитываются как ссылки с «авторитетных сайтов».
Влияние тИЦ на релевантность
Из перечисленного выше видно, что тИЦ на позицию сайта в основной выдаче не влияет. Докажем это на конкретном примере - первой десяткой сайтов по запросу «пластиковые окна» (по состоянию на 02.08.07):
Позиция | Сайт | тИЦ |
1 | http://www.okna-new.ru/ | 325 |
2 | http://divnie.ru/ | 650 |
3 | http://www.tvoeokno.ru/ | 650 |
4 | http://www.oknastar.ru/ | 325 |
5 | http://www.academokna.ru/ | 1200 |
6 | http://www.fabrikaokon.ru/ | 1100 |
7 | http://okna-feba.ru/ | 700 |
8 | http://www.oknarosta.ru/ | 1600 |
9 | http://www.victory.ru/ | 700 |
10 | http://www.eurookna.ru/ | 1600 |
тИЦ и покупные ссылки
Теперь расскажем немного о влиянии тИЦ сайта на цену покупных ссылок. Проанализируем распространенную формулу, используемую в некоторых сервисах по оценке площадки (Smile Seo Tools, YandexTools и т.д.) – см. формулу на странице
Теперь составим график, который покажет зависимость цены ссылки с площадки от тИЦ сайта, т.е. проанализируем следующую часть формулы:
тИЦ и Яндекс.Каталог
Еще будет небезынтересно посмотреть, раз уж тИЦ влияет на позицию сайта в каталоге, то сколько посетителей может привести этот самый каталог? Найти сайт с общедоступной статистикой не так легко, но все же…
Сайт 3dnews.ru, занимающий 4 место в рубрике
Проанализируем статистику переходов – за месяц из каталога Яндекса перешло чуть более 7000 человек, что на порядок меньше, чем количество переходов с Rambler's Top100 (67000) и в 53 раза меньше, чем всего переходов с Яндекса - 376 054. Конечно, при таком раскладе уделять дополнительные силы на продвижение в каталоге Яндекса не стоит.
Статистику см. по адресу
А вот у сайта
Переходы (суммарно за июль):
Каталог Яндекса | 211,432 |
Rambler's Top100 | 151,076 |
Переходы с закладок | 479,920 |
yandex.ru | 38,931 |
4. Заключение
Итак, подведем черту.
тИЦ влияет только на выдачу в каталоге Яндекса, однако все же косвенно показывает качество сайта. При покупке ссылок не стоит надеяться, что ссылка с сайта с высоким тИЦ принесет счастья – непот-фильтр безжалостен даже к известным сайтам.
С помощью PR можно только косвенно оценить русскоязычный сайт. При использовании показателя PR для оценки площадки (при покупке ссылки) надо обращать внимание на разницу показателей ссылающихся на площадку согласно данным Яндекса и Google.
5. Материалы по теме
Рулев Д. Морозов М.
Трофименко Е.
Статья
Спадовский А.