Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
9 Августа 2007 в 12:00

Показатели авторитетности сайта от поисковых систем: ТИЦ, ВИЦ и PageRank

0 7415

1. Введение
2. PageRank
3. тИЦ
4. Заключение
5. Материалы по теме

1. Введение

Цель данного мастер-класса:
- Расставить все точки над «i» в отношении показателей авторитетности сайтов – PR и тИЦ. (т.к. до сих пор многие новички думают, что тИЦ влияет на выдачу). В качестве доказательств использовать официальные материалы Яндекса и Google, а также результаты выдачи поисковиков и анализа сайтов.
- Структурировать информацию по данной теме, коротко и ясно ее изложить.
Основные моменты, которые будут затронуты в мастер-классе:
1. История возникновения показателей
2. Методы расчета показателей
3. Влияние показателей на релевантность сайта
4. Учет показателей при покупке ссылок

2. PageRank

Теория

PageRank — это метод вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее.
PageRank – самый часто употребляемый термин в среде оптимизаторов. Не в последнюю очередь и потому, что PR связан с понятием «релевантность», а повышение релевантности - фактически цель работы по продвижению сайта.
Самое главное, что нужно знать о расчете классического PageRank это:
1. Формула расчета:


где PRp1 – PageRank анализируемой страницы, p1,p2,...,pN – рассматриваемые страницы, M(pi) множество страниц, которые ссылаются на pi, L(pj) число исходящих ссылок на странице pj, N – общее количество страниц, d – понижающий коэффициент.
2. В расчете участвуют страницы (документы), а не сайты. Т.е. такого понятия как «сайт» в принципе не существует. Соответственно, учитываются внутренние ссылки на сайте. Как следствие, чем больше страниц на сайте, тем выше PageRank сайта. (см. статью)
3. В расчете не участвуют тексты ссылок, тематика ссылающегося сайта тоже не принимается во внимание.

PageRank и вИЦ Яндекса

У Яндекса существует собственный показатель, напоминающий по технологии расчета PageRank. Это «взвешенный индекс цитирования» - вИЦ. Конечно же, у него есть отличия от классического PR.
Из своего опыта автор может сказать, что при расчете вИЦ как аналога PR Яндекс придает различное значение внешним и внутренним ссылкам. Это отчетливо наблюдалось, когда по результатам эксперимента решающее значение сыграло количество ссылающихся сайтов, а не страниц. По итогам эксперимента первые места в сравнительной выдаче заняли сайты с 2-3 ссылками, но с разных сайтов, а не сайты с 7-10 ссылающимися, но с одного домена. Ссылающиеся страницы были примерно одинаковыми по весу.
Косвенно различия в учете ссылок при подсчете вИЦ подтверждает еще и тот факт, что в выдачу Яндекса по одному запросу не могут попасть 2 страницы с одного и того же сайта, только самая релевантная из них – остальные будут скрыты за ссылкой «еще с сайта».
На практике разница вИЦ и PR выражается в вопросе: насколько близко значение PR к значению вИЦ? Если переформулировать его с позиции исследователя: если у двух страниц PR равен 2 и 5 соответственно, то означает ли это, что и значения виЦ отличаются примерно в такой же пропорции?
В первую очередь, ответ надо искать в технологиях расчетов и формате отображаемых результатов. Начнем с последнего. Посмотрим на следующую таблицу:

Если действительный вес PageRank между То тулбар показывает Среднее значение интервала
0,00000001 и 5 1 2,5
6 и 25 2 15,5
26 и 125 3 75,5
126 и 625 4 375,5
626 и 3125 5 1875,5
3126 и 15625 6 9375,5
15626 и 78125 7 46875,5
78126 и 390625 8 234375,5
390626 и 1953125 9 1171876
больше 1953126 10 -

Из таблицы видно, что шкала, на основе которой отображается PR в тулбаре – нелинейная. Например, есть две страницы с PR=3 и PR=4. Реальный вес второй страницы может быть больше в 5 раз, а может всего лишь на немного превосходить вес первой страницы. Соответственно, если мы возьмем две страницы с PR=3 и PR=6, то отличия могут быть минимум в 3126/125=25 раз, максимум – в 600 раз (15625/26), ну а в среднем – в 125 раз.
В итоге, может сложиться интересная ситуация. Например, при покупке ссылки мы оцениваем 2 площадки:
1. PR=4, исходящих ссылок – 5.
2. PR=5, исходящих ссылок – 30.
В итоге вес, передаваемый ссылкой с первого сайта будет равен (375/5)*0,85=63,835 у.е., вес ссылки со второго сайта = 53,139 у.е. Хотя изначально казалось, что второй сайт привлекательнее.
Однако так вот напрямую использовать PR в расчетах не стоит, т.к. база проиндексированных сайтов у двух поисковых сильно различается, соответственно в расчетах PR и вИЦ участвуют несколько отличающиеся группы сайтов, и численное значение показателей будет также отличаться.

3. тИЦ

История

Показатель тИЦ – «тематический индекс цитирования» - появился 2 августа 1999 года. Изначально он задумывался как показатель авторитетности интернет-ресурса, т.е. мы видим здесь прямую аналогию с Google и его PageRank.
18 октября 2000 года появился Яндекс Каталог и тИЦ начал использоваться, в том числе как показатель, на основе которого ранжировались сайты в рубриках каталога.
Несколько лет спустя интернет начал полниться слухами, что тИЦ влияет на позиции в основной выдаче Яндекса. Сразу же начали появляться различные способы искусственной накрутки тИЦ, начиная с ручного обмена ссылками и заканчивая полностью автоматическими инструментами, например, линкаторами.
Яндекс не заставил себя долго ждать и сообщил в конце 2004 года интернет-общественности, что, во-первых, проблема искусственной накрутки тИЦ существует и в Яндексе ведутся исследовательские работы, направленные на решение проблемы. Во-вторых, было чётко озвучено, что тИЦ влияет только на ранжирование сайтов в каталоге и никак не влияет на основную выдачу.

Теория

Сегодня мы на «официальном Яндексе» можем прочитать следующее: «тИЦ как средство определения авторитетности ресурсов призван обеспечить релевантность расположения ресурсов в рубриках каталога Яндекса».
Из этого же официального источника можно выбрать следующие тезисы:
1. тИЦ рассчитывается для сайта целиком, поэтому внутренняя перелинковка страниц сайта не влияет на тИЦ.
2. Аналогично, учитывается только лишь факт наличия ссылки с внешнего ресурса. Т.е. ссылается на вас другой сайт одной ссылкой или десятью – влияние на тИЦ вашего сайта будет одинаковым. Исходя из первого и второго пункта, тИЦ можно назвать этаким «PR для сайтов», учитывающим еще и тематику сайтов.
3. Учитывается только русскоязычный сегмент интернета.
4. тИЦ не переходит с домена на поддомен одного и того же сайта, только если поддомен самостоятельно не зарегистрирован в каталоге Яндекса.
5. При подсчете тИЦ сайта не берутся в расчет ссылки с досок объявлений, форумов, немодерируемых каталогов и прочих ресурсов, в которые есть возможность добавления ссылок без контроля со стороны владельца ресурса.
6. Действия по накрутке тИЦ Яндекс считает разновидностью поискового спама и попыткой обмана поисковой системы.

Также некоторая информация про тИЦ доступна из заявлений официальных лиц Яндекса:
1. На ТИЦ влияют только ссылки с доменов 2-го уровня (с небольшим списком исключений) а также ресурсы из каталога.
2. «тИЦ — показатель всего сайта и поэтому тема учитывается для сайта в целом. тИЦ зависит исключительно от ссылок на сайт и с него, от темы сайта; на него не влияют другие внутренние факторы».
3. Ссылки с сайта, расположенного в каталоге Яндекса учитываются как ссылки с «авторитетных сайтов».

Влияние тИЦ на релевантность

Из перечисленного выше видно, что тИЦ на позицию сайта в основной выдаче не влияет. Докажем это на конкретном примере - первой десяткой сайтов по запросу «пластиковые окна» (по состоянию на 02.08.07):

Позиция Сайт тИЦ
1 http://www.okna-new.ru/ 325
2 http://divnie.ru/ 650
3 http://www.tvoeokno.ru/ 650
4 http://www.oknastar.ru/ 325
5 http://www.academokna.ru/ 1200
6 http://www.fabrikaokon.ru/ 1100
7 http://okna-feba.ru/ 700
8 http://www.oknarosta.ru/ 1600
9 http://www.victory.ru/ 700
10 http://www.eurookna.ru/ 1600

Видно, что позиция не согласуется с величиной тИЦа. Кстати, из этого примера можно также и увидеть «накрученность» сайта. Поясним. Предполагается, что на сайт должны ссылаться сайты, близкие по тематике, это вполне логично. Соответственно, тИЦ сайта должен быть достаточно высоким. Невысокий тИЦ вкупе с высокой релевантностью означает, что на сайт ссылки стоят, но они в большинстве своем нетематичны! А нетематичные ссылки чаще всего искусственные, т.е. купленные. В подтверждение смотрим первые 4 сайта.
В последнее время данное рассуждение может быть не всегда верным, так как, с развитием различных сервисов по покупке/продаже ссылок с внутренних страниц, большинство бирж ссылок позволяет выбирать при покупке ссылок тематику сайтов, с которых будут проставлены ссылки. Поэтому, как следствие покупки тематичных ссылок, у сайта может быть высокий тИЦ.

тИЦ и покупные ссылки

Теперь расскажем немного о влиянии тИЦ сайта на цену покупных ссылок. Проанализируем распространенную формулу, используемую в некоторых сервисах по оценке площадки (Smile Seo Tools, YandexTools и т.д.) – см. формулу на странице http://vface.controlstyle.ru/calc.htm. Формула выведена на основании выборки цен сервиса SAPE.RU и поэтому реально (хотя и с погрешностью 30%) оценивает стоимость площадки.
Теперь составим график, который покажет зависимость цены ссылки с площадки от тИЦ сайта, т.е. проанализируем следующую часть формулы:


Где B(CY) – часть стоимости ссылки, зависящая от тИЦ страницы, CY-тИЦ.
Видим из графика, что при увеличении тиЦ с 1000 до 5000 (при неизменном PR) придется приплатить еще 31 у.е. (разница между 41 у.е. и 10 у.е.).



Вопрос: «А как увеличение тИЦ с 1000 до 5000 отразится на результате? Площадка с большим тИЦ принесет пользу?». Однозначно ответить сложно… С одной стороны большой тИЦ говорит об авторитетности сайта в своей области, об естественности его ссылочной массы и, как следствие, о качестве приобретаемой ссылки с сайта. С другой стороны, Яндексу ничего не стоит поместить и такой сайт под непот- фильтр (см. мастер-класс «Выявление непот-фильтра, или непот где-то рядом»), учитывая то, что фильтр накладывается автоматом и поэтому не оглядывается на авторитетность сайта. (Например, на сайт «Независимой газеты» с параметрами тИЦ = 15000, PR=7 был наложен и до сих пор еще не снят непот-фильтр)

тИЦ и Яндекс.Каталог

Еще будет небезынтересно посмотреть, раз уж тИЦ влияет на позицию сайта в каталоге, то сколько посетителей может привести этот самый каталог? Найти сайт с общедоступной статистикой не так легко, но все же…
Сайт 3dnews.ru, занимающий 4 место в рубрике «Компьютеры».
Проанализируем статистику переходов – за месяц из каталога Яндекса перешло чуть более 7000 человек, что на порядок меньше, чем количество переходов с Rambler's Top100 (67000) и в 53 раза меньше, чем всего переходов с Яндекса - 376 054. Конечно, при таком раскладе уделять дополнительные силы на продвижение в каталоге Яндекса не стоит.
Статистику см. по адресу http://www.liveinternet.ru/stat/3dnews.ru/catalogs.html?period=month
А вот у сайта www.euro-football.ru, размещающегося в рубрике «Футбол» картина совершенно противоположная!
Переходы (суммарно за июль):

Каталог Яндекса 211,432
Rambler's Top100 151,076
Переходы с закладок 479,920
yandex.ru 38,931

Статистика доступна на странице:
http://www.liveinternet.ru/stat/euro-football.ru/ref_servers.html?period=month
Такую разницу в количестве посетителей между сайтами 3dnews.ru и euro-football.ru можно объяснить тем, что:
- во-первых, сайт 3dnews.ru – 4-й в каталоге, а euro-football.ru – первый.
- во-вторых, у сайта 3dnews.ru лучшая видимость, много посетителей приходят с поисковика по различным запросам компьютерной тематики, а на сайт euro-football.ru попасть по каким-либо запросам сложно.

4. Заключение

Итак, подведем черту.
тИЦ влияет только на выдачу в каталоге Яндекса, однако все же косвенно показывает качество сайта. При покупке ссылок не стоит надеяться, что ссылка с сайта с высоким тИЦ принесет счастья – непот-фильтр безжалостен даже к известным сайтам.
С помощью PR можно только косвенно оценить русскоязычный сайт. При использовании показателя PR для оценки площадки (при покупке ссылки) надо обращать внимание на разницу показателей ссылающихся на площадку согласно данным Яндекса и Google.

5. Материалы по теме

Разъяснение про тИЦ от Яндекса
Рулев Д. Морозов М. «Битва за индекс цитирования»
Трофименко Е. «PageRank: начала анализа»
Статья о PageRank в Википедиии (на англ.)
Патент на PageRank
Спадовский А. «Растолкованный PageRank, или Все, что вы всегда хотели знать о PageRank»

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

    Отправьте отзыв!