Основная часть клиентов любой SEO-компании — интернет-магазины. Подход к их продвижению зависит от многих параметров: конкурентность тематики, количество товаров, трастовость сайта и многое другое. Однако есть некоторые базовые моменты, которые помогут улучшить SEO в целом для всех интернет-магазинов. На них мы и хотим обратить внимание в этой статье.
Правильная информационная структура сайта является фундаментом построения успешного SEO. Плохая структура может существенно ограничить потенциал роста SEO-трафика, а в некоторых случаях свести его на нет. К тому же стоимость исправления неправильной информационной структуры, зачастую, сравнима с ценой самого сайта.
Как правило, проблемы с организацией разделов, подразделов и навигацией по ним видны сразу. Основной признак — это когда Вы, попадая на внутреннюю страницу сайта из выдачи поисковых систем, не можете понять, какое место она занимает на сайте в целом.
Можно выделить 2 основные ошибки при проектировании структуры:
Пример 1. Отсутствие четкой иерархии страниц
Каталог интернет-магазина Elevel сейчас не структурирован. Продукции на сайте представлено много, из-за чего на каталожных страницах пользователь видит слева огромное меню, в котором сложно что-то найти. Все разделы необходимо объединить в более крупные. Например, разделы «Кабель силовой», «Кабель связи», «Провод», «Короба, каналы, лючки, колонны», «Теплые полы, нагревательный кабель» и др. можно сделать подразделами более крупного раздела «Кабельная продукция».
(кликните для увеличения)
Рис.1. Большое левое меню продукции, по которому сложно ориентироваться
Пример 2. Чрезмерное объединение категорий
На сайте Первый народный магазин выделили в раздел «Техника для кухни» мультиварки, блендеры, мясорубки, кухонные комбайны и многое другое. Во-первых, пользователям, которые будут искать, например, мультиварку будет сложно ее найти среди прочих товаров. Во-вторых, с точки зрения SEO продвигать на 1 страницу различные виды продукции невозможно. В данном случае необходимо разделение категорий на подразделы.
Рис.2. Страница каталога, где необходимо разделение на подкатегории
Один из самых приоритетных пунктов для успешной SEO-кампании — это настройка ЧПУ (человекопонятный УРЛ) на сайте.
Рекомендации по настройке ЧПУ:
Стоит отметить, что настройка ЧПУ не во всех случаях оправдана: если тематика интернет-магазина неконкурентная, либо сайт уже имеет успешные позиции в поисковых системах, то необходимость перехода на ЧПУ не критична. Для сайта, имеющего хорошую видимость, настройка может быть не всегда оправдана в финансовом плане: затраты на нее могут быть больше, чем выгода.
Наиболее частые ошибки:
Наиболее частое заблуждение
После настройки ЧПУ трафик/позиции сайта упадут, и нужно будет все работу по восстановлению проводить заново.
Исходя из нашего опыта, в 80% случаях проседания после настройки ЧПУ не было. В оставшиеся 20% проседание было из-за каких-либо технических ошибок:
Если ЧПУ настроены корректно, и постраничные 301 редиректы сделаны сразу же после выкладывания новой версии URL, то проседания либо не будет вообще, либо оно будет минимальным на 3-4 недели. В дальнейшем трафик/позиции восстановятся и улучшатся.
Пример: сайт http://www.amperkin.ru/. В январе 2012 г. настроили ЧПУ и сделали постраничные 301 редиректы со старых версий страниц на новые. В результате, в феврале 2012 г. было увеличение трафика на 51% по сравнению с декабрем 2011 г. Сезонный спрос в эти месяцы аналогичный, и кроме настройки ЧПУ никакие изменения, которые могли бы положительно отразиться на трафике, не вносились.*
Рис.3. Динамика SEO-трафика после настройки ЧПУ
* Трафик смотрелся по небрендовым запросам (т.е. были исключены запросы, связанные с названием компании, вида «амперкин», «amperkin» и др.).
Часто причиной плохих результатов в SEO является отсутствие базовых настроек, таких, как регион и адрес организации, а также наличие большого количества дублей страниц. Мы объединили их в таблицу:
|
Плохо |
Хорошо |
Комментарий |
2.1. Регион сайта |
Не настроен или настроен не тот, который требуется. |
Настроен корректно. |
Актуально для Яндекса — вкладка «География сайта -> Регион сайта». |
2.2. Адрес организации |
Не добавлен даже основной адрес организации. |
Добавлен основной адрес организации, а также адреса всех ее филиалов при их наличии. |
Актуально для Яндекса — вкладка «География сайта -> Адреса и организации». Если у Вашей сети несколько филиалов, то их можно добавить |
2.3. Анализ ошибок индексации сайта в Вебмастерах |
— наличие большого количества 400 и 500 ошибок; — попадание урлов существующих страниц в список страниц с ошибками индексирования. |
Наличие небольшого количества страниц с ошибками индексации. |
Вебмастер Google — вкладка «Сканирование -> Ошибки сканирования». Вебмастер Яндекс — вкладка «Индексирование сайта -> Исключенные страницы». По результатам анализа ошибок можно обнаружить наличие технических проблем на стороне сервера или хостинга, которые мешают успешному продвижению сайта, а также выделить список страниц для их закрытия через robots.txt. |
2.4. Настройка 301 редиректов |
Не настроены, либо настроены некорректно. |
Настроены. Часть редиректов можно заменить на прописывание у дублей страниц rel="canonical«. |
Проверяем настройку следующих 301 редиректов: — со страниц с/без www в начале на страницы без/c www; — со страниц с/без «/» в конце на страницы без/с «/» в конце (если урлы страниц сайта не заканчиваются на «.php», «.html» и т.д.); — для страниц с «index.php», «index.html», «default.asp» и т.д. в конце на страницы без них, если на сайте встречаются подобные ссылки. Очень часто данные ссылки появляются при нажатии на логотип в шапке сайта; — редирект, сокращающий произвольное количество слешей в урле до одного; — на каталожных страницах очень часто встречаются дубли для первых страниц перелистывания: |
2.5. Настройка 404 ошибки |
Ошибка не настроена, либо настроена не на все типы страниц. |
Ошибка настроена. |
На несуществующие страницы сервер должен отдавать 404 ответ, а не 200. Проверить настройку можно через Если в урл дописываются произвольные параметры (?параметр1=значение1&параметр2=значение2), то такие страницы не должны выдавать 404 ответ. Для них прописываем rel="canonical". |
2.6. Прописывание rel="canonical« |
Не прописан. |
Прописан у всех страниц. |
Атрибут актуален и для ПС Яндекс, и для ПС Google. Хорошее описание атрибута в |
2.7. Наличие карты сайта в формате XML |
Нет карты сайта, либо в ней некорректные урлы. |
Есть карта сайта. |
Если сайт интернет-магазина достаточно большой, то наличие карты сайта в формате XML обязательно, иначе не все страницы сайта могут быть проиндексированы. |
2.8. Robots.txt |
Не прописан, либо все страницы сайта закрыты от индексации. |
Прописан. |
Через файл robots.txt вы можете запретить поисковым роботам индексировать некоторые страницы вашего сайта. Подробные рекомендации для Яндекса приведены в разделе |
2.9. Анализ времени загрузки страниц в Google Analytics |
Большое среднее время загрузки страниц. |
Минимальное время загрузки страниц. |
Google Analytics — вкладка «Содержание -> Скорость загрузки сайта -> Время загрузки страниц». Рекомендации от Google можно посмотреть на вкладке ниже «Ускорение загрузки». |
2.10. Проверка наличия дублей страниц в индексе поисковых систем |
Наличие большого количества дублей страниц. |
Дублей страниц нет. |
Для обнаружения дублей страниц можно использовать расширенный поиск по title и блоку текста в — главную страницу; — по две каталожные страницы разного уровня вложенности; — 2 карточки товара. Для этого можно пользоваться специальными поисковыми запросами. Для Яндекса: site:доменное-имя.ru title:(!(Title страницы)) site: доменное-имя.ru !(Кусок текста страницы) Для Google: allintitle: «Title страницы» site:доменное-имя.ru «Кусок текста страницы» site:доменное-имя.ru В Вебмастере Google есть полезная вкладка «Вид в поиске -> Оптимизация HTML», где можно посмотреть список страниц с дублирующимися метаописаниями и title. Если сайт небольшой или среднего размера, то можно использовать еще бесплатную утилиту |
Иногда низкий трафик на сайт интернет-магазина связан с тем, что на нем не проведены даже минимальные работы по оптимизации. Подпункты данного пункта — это список минимальных и, зачастую, нетрудозатратных работ, которые обязательно должны быть выполнены на продвигаемом интернет-ресурсе.
У всех страниц должны быть уникальные Title и метатеги Description и Keywords. Найти страницы с дублирующимися Title можно выполнив работы п. 2.10.
Рекомендации при прописывании:
При генерации можно включать ключевые слова «купить», «цена», «кредит», «москва» в title и метатеги.
Пример хорошей реализации — www.ankershop.ru:
На сайте у каталожных страниц уровня Наручные часы -> Бренд Title, Description, Keywords генерируются по следующим правилам:
Например, для страницы http://www.ankershop.ru/chasy/naruchnye-amerikanskie-diesel/:
Основная ошибка: перечисление ключевиков, как в теге title на сайте portime.ru, а также одинаковые на всех страницах метатеги Description и KeyWords:
Теги заголовков важны для продвижения. Как правило, на сайте интернет-магазина нет необходимости использовать заголовки уровня h3, h4 и т.д. Зачастую, на каталожных страницах не используют даже заголовки уровня h2.
Рекомендации при прописывании:
Рис.4. Корректное употребление тегов заголовков
Наиболее частая ошибка: выделение в теги заголовков различных элементов навигации (пунктов верхнего или левого меню), цены товара, текста в шапке или подвале сайта.
Например, так было ранее на сайте postavshik-kirpicha.ru:
Рис.5. Некорректное употребление тегов заголовков
На продвижение интернет-магазина положительно сказывается наличие качественных фотографий и проведение на сайте различных акций и кампаний со скидками.
Рекомендации по оптимизации:
Особенно это относится:
Пример хорошей реализации — www.notik.ru:
Рис.6. Пример оформления всех надписей текстом и прописыванию у картинок alt и title.
Пример, где можно улучшить — www.svyaznoy.ru:
Рис.7. Пример улучшений по оформлению надписей текстом, что можно внести на карточку товара.
Продвижение интернет-магазина — это долгий и сложный процесс, и, естественно, все пункты, о которых мы хотели рассказать, не «вместились» в одну статью. Поэтому будет еще вторая часть чеклиста, где мы приведем рекомендации по оформлению типовых страниц интернет-магазина и работе со сниппетами, а также приведем примеры основных ошибок и немного затронем вопросы юзабилити сайта.
Мария Решетина, старший менеджер отдела поискового продвижения агентства i-Media