Понятие релевантности, применительно к сфере поиска, – это мера соответствия документа запросу, поставленному пользователем. Релевантность определяет, насколько точно и полно та или иная страница интернет-ресурса отвечает запросу пользователя. У каждой поисковой системы свои методы и критерии (внутреннее ссылочное ранжирование, внешнее ссылочное ранжирование, текстовая релевантность) оценки релевантности документов запросу. Среди всех критериев можно выделить текстовую релевантность, имеющую достаточно большое значение и учитываемую большинством поисковых систем.
Текстовая релевантность в поиске – это мера соответствия совокупности внутритекстовых факторов документа запросу, поставленному пользователем. К внутритекстовым факторам относятся:
Рассмотрим более подробно каждый из этих факторов.
1. Заголовки текста
Поисковые системы уделяют немало внимания заголовкам текста при оценке релевантности документа, так как именно заголовки передают содержание текста в краткой форме. Пользователь, прочитав заголовок, может определить, понять основное содержимое, тематику страницы и т. д. Из этого следует: размещение ключевых слов запроса в заголовках может увеличить релевантность текста по определенному запросу.
Для выделения заголовков в HTML-языке предусмотрены специализированные теги, отражающие иерархическую структуру документа:
Пример: иерархическая структура страницы с включением в заголовки слов запроса «производство стеклопакетов»:
[h1]Производство стеклопакетов[/h1]
...текст...
[h2]Производство стеклопакетов в Европе[/h2]
...текст...
[h2]Производство стеклопакетов в России[/h2]
...текст...
[h3]Производство стеклопакетов в Калининграде[/h3]
...текст...
[h3]Производство стеклопакетов в Воронеже[/h3]
...текст...
Нежелательно повторять теги h1, h2 ... h6 для выделения одного заголовка.
2. Текст
Релевантность текста, размещенного на странице сайта, зависит от нескольких факторов:
Все текстовые критерии оценки релевантности имеют очевидное логическое объяснение: создатели поисковых систем при разработке алгоритма оценки релевантности исходили из предположения, что интернет-ресурс создавался и структурировался в расчете на «живого» человека, т. е. если, например, страница посвящена какому-либо животному, то название данного животного должно встречаться несколько раз в тексте страницы, но при этом текст должен быть читаемым и информативным, а не набором ключевых слов.
3. Форматирование текста
В HTML-языке существует множество специализированных тегов, предназначенных для придания тексту или словам определенного вида, например, гарнитура шрифта, его начертание, размер, цвет и т. д. В таблице представлены теги форматирования, влияющие на текстовую релевантность текста документа запросу пользователя. Остальные теги мы рассматривать не будем, т. к. с точки зрения продвижения сайта интерес представляют только рассматриваемые в таблице теги.
Действие тега | Тег физического форматирования | Тег логического форматирования |
Выделение полужирным – bold | b | strong |
Выделение курсивом – italic | i | em |
Выделение текста используется для акцентирования внимания пользователя на конкретных словах, фразах, в связи с чем мы можем увеличить релевантность документа запросу путем выделения ключевых слов. Рекомендуется акцентировать внимание на ключевых словах в тексте по мере необходимости и не более двух раз.
Теги strong и b используются для выделения текста или слов полужирным. Оба тега показывают выделенную область полужирным и имеют примерно одинаковый вес для поисковых машин. Различие между ними состоит в том, что тег физического форматирования b прямо указывает на то, что следует изменить свойства шрифта, сделать его полужирным, в то время как тег логического форматирования strong, наряду с визуальным, выделяет и логически. Например, компьютерные программы автоматического чтения текста сделают акцент на словах, заключенных в тег strong
Использовать можно любой из них для выделения фраз или отдельных слов, однако, приоритетнее использование тега strong. Желательно использовать данный тег для выделения ключевых слов в первом предложении.
Теги em и i форматируют текст курсивом. Оба тега показывают выделенную область курсивом и имеют примерно одинаковый вес для поисковых машин. Приоритетнее использование тега em.
Экспериментальные исследования показали, что тег strong более весом для поисковых систем, нежели тег em.
Существует так же тег u, который форматирует подчеркивание текста. Использовать данный тег не рекомендуется, так как он вводит в заблуждение пользователей, которые считают выделенную тегом область ссылкой.
4. Атрибуты тегов
Практически каждый тег имеет определенные атрибуты, которые задают значение тега, например, цвет, положение, начертание и размер шрифта и т.д.
С точки зрения повышения релевантности текста запросу, интерес представляет только атрибут alt тега img, если данный атрибут будет содержать ключевые слова запроса. Атрибут alt необходим для текстового описания изображения в случае, когда само изображение не может быть воспроизведено. Также, текстовое описание атрибута alt «всплывает» при наведении мыши на рисунок, поэтому не стоит прописывать в атрибуте alt все ключевые слова, а только лишь те, которые действительно описывают содержание картинки, иначе поисковая система может расценить это как спам.
Если Вы создаете сайт с целью его дальнейшего продвижения в поисковых системах по определенным запросам, то очень важным фактором, влияющим на продвижение, будет написание текстов, создание правильной структуры текста, его форматирование – акцентирование внимания пользователя на конкретных словах и фразах. Необходимо уже на этапе создания сайта продумать структуру и написать тексты с учетом ключевых слов запроса, их наличием в тексте, заголовках текста, распределением и выделением в тексте. При этом лишь грамотные, обдуманные действия приведут к увеличению текстовой релевантности Вашего документа определенному запросу и, следовательно, к высоким позициям в выдаче поисковых систем, без наложения штрафных санкций.