1. Введение
Поисковые системы, прежде всего, стремятся на запрос пользователя выдавать уникальную информацию. Сегодня по этой причине возникает достаточно проблем с повторяющимися документами. Поисковым машинам невыгодно:
Качество поиска, а также размер индексной базы являются основными показателями, характеризующими любую поисковую систему. В качестве примера можно привести стремительный рост популярности поисковой машины (не только за рубежом, но и нашей стране), который идет пропорционально увеличению объема её индексной базы.
Что же касается , то кроме технических проблем, которые он успешно решает за счет размещения своей индексной базы на нескольких независимых серверах (так называемая кластерная структура), ему постоянно приходится сталкиваться с проблемой дубликатов документов, происхождение которых разнообразно. Один и тот же документ может быть представлен в различных кодировках и форматах, может содержать незначительные включения в виде даты публикации, рекламы или ремарок другого автора. Постоянному копированию подвергаются новостные ленты, различные юридические и финансовые документы, отдельно взятые статьи.2. Что такое «зеркало сайта»?
Зеркало – полная или частичная (более 80% совпадений) копия Интернет-ресурса (нередко расположенного на другом хосте). Возникать зеркала могут по совершенно разным причинам. С одной стороны – переезд сайта (изменение доменного имени), закрепление за одним и тем же содержанием нескольких доменных имен, вынесение кодировок на поддомены и пр. С другой стороны наличие дубликатов ресурса бывает необходимо владельцам высокопосещаемых Интернет-ресурсов для повышения надежности и доступности их сервиса (например, для разгрузки основного сайта).
Иногда, правда, «зеркала» получаются из-за неправильного определения домена на сервере. Ваш администратор сервера может определить домен domain.ru как *.domain.ru, что в последующем облегчит его жизнь при создании поддоменов третьего уровня. В дальнейшем, при определенных условиях, у вас может получиться неопределенное количество «зеркал» вашего сайта в виде ранее созданных доменов третьего уровня.
Например, на сервере Apache подобная ошибка возникает фактически самопроизвольно (при настройках по умолчанию) – при определении домена третьего уровня для вспомогательных целей.Поисковой же системе хранить дублированные документы в базе, а также засорять выдачу почти одинаковыми документами не рационально – это и трата собственных ресурсов, и падение авторитета в глазах пользователей. Технология Яндекса по выявлению дубликатов постоянно меняется. Это необходимо учитывать, соблюдая при этом определенные правила, например: если сайт имеет несколько «зеркал», то первым индексацию в Яндексе должно пройти главное из них, т.к. остальные идентичные сайты зачастую игнорируются.
Например, если на сайте размещаются статьи, взятые с других Интернет-ресурсов, то, чтобы избежать попадания страницы в дубликат и исключения из результатов поиска, можно разбить текст статьи на отдельные части или включить больше ремарок редактора, перекрестных ссылок на материалы подобной тематики на этом же ресурсе и т.д. И наоборот, если ресурс продвигается за счет публикуемых на нем статей, чтобы после появления статьи на других Интернет-ресурсах не была идентифицирована Яндексом в качестве дубликата, не желательно ставить с данной страницы сайта ссылки на страницы-дублеры, а, наоборот, ссылаться с них на исходную статью.Каждая поисковая машина использует свои собственные механизмы по выявлению и объединению (склейки) зеркал, но они не всегда срабатывают, а зачастую срабатывают не так, как хотелось бы: главным выбирается не то зеркало, которое нужно вам.
3. Как считается индекс цитирования зеркал?
Случается же, что технологии поисковых машин (и, в частности, Яндекса) по выявлению зеркал сайта дают сбой и может возникнуть ситуация, когда в индексах поисковиков хранится несколько копий одинаковых документов. Это негативно сказывается на ссылочные показатели, индекс цитирования (ТИЦ, ВИЦ), PR Интернет-ресурса.
Индексы цитирования так называемых зеркал (алиасов) объединяются, то есть все неповторяющиеся ссылки на зеркальные адреса суммируются под главным адресом. Главный адрес определяется автоматически и не может быть изменен.
При этом зеркалами считаются только сайты, абсолютно идентичные по структуре и содержанию. Если в интернете существует сайт и по нему проставляется редирект, в этом случае его CY никак не будет участвовать при подсчете индекса цитирования основного сайта.Служба поддержки Яндекса советует: «Если вы хозяин ресурса и считаете, что ваш индекс цитирования получился заниженным по одной из этих причин, напишите, пожалуйста, письмо на support@catalog.yandex.ru».
4. Как с этим бороться?
Как было сказано, большое количество зеркал засоряет индексные базы поисковых машин и приводит к появлению дубликатов в результатах поиска. Например, когда робот Яндекса (Yandex/1.01.001 (compatible; Win16; H) – робот, определяющий зеркала сайтов) обнаруживает несколько зеркал сайта, он выбирает одно из них в качестве основного, остальные же из индекса удаляются. Если не управлять и не следить за индексированием зеркал, поисковая система самостоятельно выберет понравившееся ей зеркало, и оно может быть не тем, которое вам больше нравится. Преимущественно, главным зеркалом становится домен второго уровня (в сравнении с доменом третьего уровня) и тот домен, на который стоят ссылки с его зеркала. Поэтому на нем крайне не желательно устанавливать список ссылок «Зеркала сайта».
Что же делать, если сайт появляется в результатах поиска не с тем доменным именем? Как это исправить? И как самостоятельно осуществить поиск зеркал сайта?
Есть несколько решений:При этом есть несколько способов указать роботам поисковых машин на то, какое зеркало нужно считать главным.
Директива Host в robots.txt
Это можно сделать, используя нестандартное расширение стандарта robots.txt – указывать в конце секции директиву Host (нестандартное расширение от Яндекса), в качестве параметра которой указать имя основного зеркала. Если www.domain.ru – главное зеркало, то robots.txt должен выглядеть примерно следующим образом:
User-Agent: *Параметр директивы Host обязан состоять из одного допустимого имени хоста (т.е. соответствующего RFC 952 и не являющегося IP-адресом) и корректного номера порта (по умолчанию – 80), отделенным от имени хоста двоеточием:
Disallow: /admin/
Host: www.domain.ru
Host: www.domain.ru:80Если какой-либо сайт не указан в качестве аргумента для Host, для него подразумевается наличие директивы Disallow: /, т.е. полный запрет индексации (но при наличии хотя бы одной корректной директивы Host). Некорректно составленные строчки, содержащие директиву Host, игнорируются.
В целях совместимости с роботами, которые не полностью следуют стандарту при обработке robots.txt, директиву Host необходимо добавлять в группе, начинающейся с записи User-Agent, непосредственно после записей Disallow (например, поисковая система Google полностью игнорирует секцию, в которой встречается директива Host).
Поэтому, если вы запрещаете индексирование каких-то страниц, для Яндекса есть смысл создать отдельную секцию, например:User-Agent: *
Disallow: /admin/
User-Agent: YandexСтоит заметить, что данный метод срабатывает, если все зеркала физически располагаются на одном сервере.
Disallow: /admin/
Host: www.domain.ru
Абсолютные ссылки
Если вы на своем Интернет-ресурсе будете ссылаться со страницы на страницу с указанием полного адреса главного зеркала, например,
а неИспользование директив SSI
Если все зеркала сайта являются абсолютными копиями друг друга и существует возможность динамически формировать robots.txt (с использованием директив SSI), можно использовать robots.txt следующего вида:
User-Agent: *
Disallow: /
В данном случае роботу запрещен обход всех хостов, кроме www.domain.ru.
Как включать SSI, можно прочесть в документации по вашему серверу или обратиться к вашему системному администратору.Серверный редирект
Предлагаемый метод является наиболее правильным и эффективным, но требует поддержки mod_rewrite (в большинстве случаев поддерживается только платными хостингами). В файл .htaccess в корне вашего сайта напишите:
RewriteEngine OnПосле реализации одного из вышеперечисленных методов ваше главное зеркало будет автоматически изменено по мере обхода робота.
RewriteBase /
RewriteCond %{HTTP_HOST} !^www.mainsite.ru$
RewriteRule ^ http://www.mainsite.ru/%{REQUEST_URI} [R=301,L]
5. Заключение
При переезде накопленную популярность сайта можно сохранить только в системе Яндекс (т.е. сохранить ТИЦ и ВИЦ сайта). Поэтому имеет смысл поддерживать и старую версию Интернет-ресурса, если вы также работаете с иностранными поисковыми системами. Если со всех страниц сайта стоит серверный редирект на новые страницы, то новый домен будет считаться главным, а старый со временем будет удален из индексной базы.
Если же при очередной переиндексации будут найдены какие-либо отличия в содержимом различных зеркал, эти зеркала «расклеиваются» поисковыми системами – начинают считаться различными сайтами (каждый с отдельно взятым индексом цитируемости). Но стоит заметить, что при «расклейке» суммарная посещаемость каждого из зеркал (например, зеркала ВКонтакте) может существенно уменьшиться.