15 ноября в рамках конференции InternetLife 2011 состоялся круглый стол, посвящённый теме «Исследования и аналитика в социальных медиа». Для того чтобы разобраться в насущных проблемах и обсудить перспективы оценки эффективности продвижения брендов в соцсетях Влад Титов (Vovlekay.ru) собрал за круглым столом представителей российских центров аналитики и мониторинга социальных медиа.
· применяет стандарты рынка клиента, шаблоны и KPI;
· привлекает экспертов рынка клиента.
По словам Андрея Демидова, бренду неважно, сколько раз его упоминают в социальных медиа, потому что 8% упоминаний – это мусор. В связи с этим Андрей заявил о необходимости исследовать характер этих упоминаний, а не считать их количество.
После того как продолжительная дискуссия утихла, Никита Орфёнов перешёл к сути своего доклада. Он рассказал о том, что надо делать, чтобы повысить привлекательность в социальных медиа, и чего следует избегать:
1) НЕЛЬЗЯ прибегать к услугам SMM-агентств в вопросах, касающихся репутации компании. НАДО поручать столь ответственные дела внутренним сотрудникам. Комьюнити-менеджеры должны быть фанатами общего дела. Для повышения доверия и привлечения внимания к группе в соцсети эффективно вовлекать в неё все отделы компании;
2) НАДО выстраивать доверительные отношения с посетителями своей группы в социальных медиа (на это уходит от полугода и более);
3) НАДО быстро и качественно отвечать на вопросы посетителей. Отрабатывать необходимо каждый пост пользователя;
4) НЕЛЬЗЯ нагонять людей в сообщество, как это любят делать SMM-агентства. НАДО заинтересовывать и вовлекать лидеров мнений. Это намного полезнее и дешевле;
5) НЕЛЬЗЯ использовать прямую рекламу, которая в силу своей неуместности в соцсетях отпугивает потенциальных клиентов;
6) НЕЛЬЗЯ копировать конкурентов: ЛУЧШЕ делать переводные статьи. В Facebook, по мнению докладчика, следует добавлять не более 2-х оригинальных материалов в неделю;
7) НАДО проводить в социальных медиа различные опросы, конкурсы и т.д.
Отдельно Никита отметил, что, судя по опыту IQBuzz, через социальные сети всё-таки можно продавать.
1) исследовать инсайды (разумеется, эти исследования дополняют, а не заменяют традиционные);
2) оперативно изучать пользователей в их естественной среде.
Александр заявил, что в социальных сетях невозможно сделать большие выводы на основе малой выборки: слишком разные все посетители. «Эволюция социальных медиа изменила то, как люди делятся информацией. Сегодня в социальных медиа важнее то, что пишут, а не где пишут», - отметил Александр.
Практика показывает, что сторонние SMM-компании менее эффективно продвигают бренды, чем внутренние сотрудники самой компании-клиента.
Под занавес своего выступления Илья продемонстрировал идеальную, на его взгляд, схему мониторинга:
Доклад Ильи Ермолаева также не оставил публику равнодушной. Посыпались многочисленные вопросы. Отвечая на один из них, директор по маркетингу и продажам BrandSpotter пояснил, что реагировать на посты посетителей в соцсетях надо в течение 3 – 4 часов, максимум в течение дня.
Отвечая на другой вопрос, Илья выразил глубокое сожаление по поводу того, что тема агентов влияния до сих пор жива. Он отметил, что «официально» отказались от этой методики ещё в 2005 г. Сегодня существует множество других, более эффективных и менее затратных, инструментов брендирования, когда компания действует под своим именем.
· зачастую инсайды не содержат упоминаний брендов, однако такие посты необходимо учитывать;
· эффективность продвижения брендов в социальных медиа на самом деле оценивается за пределами социальных сетей;
· необходимо выстраивать связки между онлайн- и оффлайн-бизнесом;
· социальные медиа надо использовать как инструмент обратной связи с потребителями: отвечать на их вопросы по поводу бренда;
· следует объединять и сравнивать аналитику социальных медиа с веб-аналитикой по сайту;
· для ряда сегментов в социальных сетях мало ценных дискуссий на тему брендов – их принято обсуждать на тематических форумах и на площадках электронных магазинов.
В заключение участники круглого стола ответили на вопросы зала. Наибольший резонанс вызвала просьба дать обзор рынка SMM-агентств для чайников.
Остальные участники круглого стола при ответе на этот вопрос воспользовались возможностью высказать собственное мнение по поводу взаимодействия клиентов с SMM-агентствами.
Илья Ермолаев призвал не связываться с агентствами, работающими по цепочке. Делегирование обязанностей по такой схеме может привести к тому, что заказ, порученный крупной SMM-компании, выполнит студент-фрилансер. Илья посоветовал выбирать те агентства, которые работают напрямую.
Андрей Демидов назвал SMM-рынок дикостью, заявив, что заниматься комьюнити-менеджментом должен сотрудник самой компании.
Александр Сирач призвал обращаться к лидерам области. Это надёжнее, поскольку возвратные инвестиции SMM-агентства не подсчитывают.
Не меньший отклик участников круглого стола получил вопрос о том, будет ли работать CPA-модель (оплата за действие) в социальных медиа.
Александр Сирач отметил: «В соцсетях действуют другие KPI. Здесь важны не только клики и продажи, но и лояльность, отзывы на продукты, важен имидж».
Влад Титов, утверждающий, что в соцсетях люди намного дальше от совершения покупок, чем в Яндексе, припомнив пример одной очень успешной компании, отметил: «Если на других площадках уперлись в потолок, настала пора подумать о социальных медиа». Также Влад пояснил, что к выбору социальных ресурсов надо подходить с умом. Например, не стоит ждать продаж от Twitter. Этот сервис работает только с новостями.
Социальные сети, по мнению Влада, это отличный рекламный канал. Кроме того, они часто служат ещё и инструментом тестирования. Нередки случаи, когда по приходе в социальные медиа компания ориентируется на одну целевую аудиторию, а в результате обретает там совсем другую, истинно свою.
Двухчасовое обсуждение подытожил Всеволод Гаврилюк. Он отметил, что CPA-подход уже работает в баннерной рекламе и зарождается в SEO. Эта модель, вероятнее всего, получит свое развитие в индустрии SMM, когда, с одной стороны, рынок станет более зрелым, а, с другой - инструментарий отслеживания эффективности станет более развитым.