10-11 февраля в конференц-центре EXTROPOLIS Красная Роза состоялась конференция I-COMference, посвящённая Social Media + СМИ.
В секции «Социальные сети и Интернет СМИ в цифрах» Виктория Димитрюха (Blogun) выступила с докладом о рынке рекламы в блогосфере, основанном на исследовании сервиса Blogun.
Виктория рассказала, что за 2010 год количество рекламных кампаний стало больше на 15%, бюджеты на их реализацию выросли на 30% по сравнению с 2009 годом. Т.е. общее количество рекламных кампаний не сильно увеличилось, но денег стали тратить гораздо больше. Средние затраты одного активного рекламодателя по данным Blogun за месяц составили - 12 147 руб. И более 70 % рекламодателей провели больше одной рекламной кампании в год.
В топ-10 популярных тематик, продвигаемых в блогосфере вошли:
Наиболее востребованные платформы у рекламодателей LiveJournal.com (55%) и блоги, размещающиеся на доменах второго уровня (27%). Согласно исследованию, преобладающее число блогеров бизнес-класса, т. е. с высоким уровнем контента и хорошим показателем читателей, - приверженцы LiveJournal.com.
Коммерческие публикации в основном размещаются в будни, после 24.00, это связано с тем, что у многих ведение блога не является основным видом деятельности. По словам Виктории, в среднем один блогер зарабатывает на рекламных материалах (постовые, обзоры, коммерческие публикации) 12 000 рублей в месяц.
Подводя итоги исследования по рынку рекламы в блогосфере 2010 года, Виктория Димитрюха сделала несколько выводов:
1. Происходит интеграция блогов в социальные сети. Многие блогеры либо создают новые блоги в социальных сетях, либо интегрируют уже имеющиеся.
2. Растет популярность новых блогхостингов, таких как Twitter.
3. Бюджеты на рекламу в блогосфере увеличились на 40%.
4. Возросла потребности в качественных блогах с реальной аудиторией.
5. Объем мобильного блогинга вырос на 70%.
В рамках секции «Social Media Marketing: разбор полетов» Мария Игнатьева (Яндекс) поделилась опытом работы с отзывами на сервисы компании Яндекс в социальных медиа.
Мария рассказала, что ежемесячно служба поддержки Яндекса обрабатывает более 50 000 заявок, которые касаются не только поиска, но и более 70 сервисов.
Служба мониторинга компании Яндекс ежемесячно обрабатывает около 30 000 упоминаний в блогах . И это только качественные упоминания в блогах, которые прошли определенную фильтрацию.
Основным инструментом, которым пользуется для работы служба мониторинга, является сервис поиска по блогам (ЯППБ). Специалисты Яндекса ищут по 58 000 источникам информации, среди них: блог-платформы, различные социальные сети, с недавнего времени Вконтакте и Facebook.
Инструменты, используемые для мониторинга:
По словам Марии мониторить всю блогосферу тяжело, дорого и в принципе не имеет смысла. Чтобы справится с таким объемом, служба мониторинга использует фильтрацию – выделяет топ-1000 популярных блогеров, которые отбираются по количеству читателей и кармы.
Кроме основного запроса как «Яндекс», есть сложные запросы, которые формируются по названиям сервисов, а так же исходя из вопросов пользователей.
Блогмонитор был разработан для внутренних нужд службы мониторинга компании. По словам представителя компании Яндекс, сервис очень простой. C помощью него запросы сортируются по категориям, которые далее идут на внутреннее рассмотрение. Мария Игнатьева рассказала, что на этапе обработки данных сотрудники службы мониторинга тесно сотрудничают со службой поддержки Яндекса.
Есть несколько категорий пользовательских отзывов:
Если специалист службы мониторинга не может сам ответить на сообщение пользователя, то он отправляет его на обсуждение внутри компании, тому человеку, который сможет компетентно помочь.
Служба мониторинга состоит всего из трех человек: руководителя и двух сотрудников, работающих посменно. Очень большую помощь в работе по мониторингу пользовательских отзывов оказывают абсолютно все сотрудники компании Яндекс. Важный инструмент службы мониторинга - рассылка внутри компании, на которую подписаны все сотрудники. Существуют четкие инструкции, как реагировать на заявку.
Всего около 30 000 упоминаний в месяц в обработке службы мониторинга, и 3 % из них в активной работе, т.е. в день около 20-30 заявок, на которые дается ответ.
Практически под занавес первого дня конференции Алена Владимирская (Талантинг) выступила с заявлением, что рынка SMM нет, и зарплат тоже нет. С точки зрения заработной платы и кадров.
Алена Владимирская утверждает, что на каждого человека работающего хоть несколько месяцев на рынке SMM приходится три вакансии.
На данный момент зарплата специалиста по SMM зависит не от навыков и умений, а только от двух вещей: дикого дефицита и от того, что человек где-то засветился как работающий в этой сфере. Зарплата SMM-специалиста сегодня варьируется 35 000 до 150 000 рублей (в Москве). Отрасль пока не знает, как оценивать специалистов SMM, нет кадровых стандартов. И, что самое печальное, нет канонов обучения.
50% кандидатов на должность работали в одной компании до 1 года. Это происходит потому, что профессиональных навыков у таких специалистов недостаточно, и их довольно быстро увольняют.
Кроме того, все друг у друга переманивают сотрудников. А это увеличивает заработную плату на 30% - 50%.
Совет Алены Владимирской молодым специалистам - идти в крупные компании, как правило, на меньшие зарплаты и проработать там не менее двух лет. За это время специалист либо вырастет в этой компании, либо уйдет на другое место, но уже с новой зарплатой, накопленными знаниями и опытом работы в крупной компании.
Второй день конференции открыл доклад Михаила Гейшерика (Grape) «Маркетинг в социальных медиа: векторы развития».
Михаил начал с утверждения, что рынок SMM существует! По мнению докладчика, Social Media Marketing - нельзя называть новым медиа, потому что уже более трех лет и бренды, и агентства, и площадки активно развивают это направление. Михаил считает что в России около 42% рекламодателей так или иначе попробовали продвижение в социальные медиа. Более 2/3 из них планируют увеличить бюджет на SMM в этом году.
По словам Михаила Гейшерика, если смотреть глубже, то первое впечатление хаоса на рынке отступает. Бурный рост сменился стабилизацией. Есть четкие понятные инструменты. Появилась понятная и знакомая всем терминология, агентства и рекламодатели заговорили на одном языке. И уже не надо объяснять, что такое Twitter и like. Все более прозрачна структура рынка и услуг. Кроме того сейчас происходит вырабатывание единых правил игры.
Михаил поделил структуру работы в социальных медиа на пассивную:
и активную:
Далее в своем докладе Михаил сообщил, что, по его мнению, в 2010 году не было прорывных инноваций. Компании поняли, что правильное использование уже известных стандартных инструментов наиболее эффективно. Поэтому главное достижение 2010 года – это аналитика, которая позволяет понять, что и зачем мы делаем.
Инновациями и трендами следующего года, по словам Михаила Гейшерика, станет переход от наблюдения за информационным полем социальных медиа, к полноценному контролю и проактивному действию. К примеру, такие компании как Gatorade и Dell запустили центры контроля за активностью в социальных медиа, а McDonalds использует комнаты-штабы для отслеживания кампаний в реальном времени.
Михаил утверждает, что залог успеха в постоянно ускоряющемся мире - быстрота реакции на то, что в данный момент наиболее обсуждаемо. Поэтому советует быть быстрыми, уметь «садиться на хвост» ситуации и оперативно реагировать. Для этих целей не помешает всегда иметь в запасе около 10% бюджета на эксперименты. Пример, календарь Axe со студентками.
Еще один тренд 2011 года – битва за внимание. Бренды все чаще конкурируют за внимание пользователя друг с другом. Совет, который дает Михаил – будьте яркими! И еще один ключ к успеху - кооперация с близкими по духу и аудитории брендами.
Следующий тренд – co-creation, новая техника монетизации, когда пользователи сами становятся рекламным элементом. Т.е в этом случае пользовательская активность – это рекламная коммуникация.
По словам Михаила, в 2011 году мы еще не научимся считать ROI, но приблизимся к этому. Нужно понимать, что ROI считается не только прибылью, но и экономией. К примеру, многие пользователи приходят в социальные медиа, чтобы решить свои вопросы, в том числе связанные с тем или иным продуктом. Таким образом компания Lenovo сократила затраты на call-center на 20%.
Еще одна тенденция 2011 года - переход в мобильные телефоны. Здесь все ясно, раз телефоны и гаджеты с нами постоянно, то надо использовать эти возможности.
И последний на сегодня тренд - новые поведенческие модели. Михаил предсказывает, что все столкнутся с бумом «расшаривания». И в это несложно поверить. Социальные медиа и «большой интернет» уже плотно взаимодействуют друг с другом, обмениваясь трафиком. Далее Михаил упоминает в докладе понятие «похмелье» от тотального информирования о жизни друзей и эволюция этикета. В связи с этим возрастет популярности модели тop-news и социального рейтингования – like/shake революция.
«И все это наступит уже завтра!», - говорит нам Михаил и спрашивает – «А Вы к этому готовы?».
Все доклады можно скачать на сайте I-COMference http://i-comference.ru/program/first/