Десятая ежегодная конференция "Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете" завершилась. Однако вопросы, на ней поднятые, сохранят свою актуальность ещё минимум в течение года.
Насколько в настоящее время эффективны ссылки? И вообще, учитываются ли они по-прежнему поисковиками? Сочтены ли дни SEO? И, если да, то, что придёт ему на смену? Эти вопросы в ходе конференции так и остались риторическими. Хотя, судя по всему, на часть из них докладчикам давно известны ответы. Но из солидарности к коллегам огласить их на Optimization-2011 так никто и не решился.
И первое, о чём спросил Михаил:
– ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РЫНКА?
Все, без исключения, участники круглого стола ответили на него положительно, только обосновали своё мнение по-разному.
Антон Терехов подчеркнул, что за последние 1,5 – 2 года рынок стал автоматическим. Роль комплексных агентств, по его словам, отмирает. Он надеется, что в течение ближайших двух лет эти агентства окончательно отпадут. В качестве примеров механизмов будущего Антон Терехов привёл Efficient Frontier и Таргет@Mail.ru.
Алексей Иванов как лицо одного из отпеваемых Антоном агентств указал на серьёзное возрастание ролей контекстной рекламы и консалтинговых агентств. Последние, по его словам, имеют очень хорошие перспективы даже на автоматизированном рынке. Представители консалтинговых агентств учат клиентов пользоваться автоматическими системами.
А вот Евгений Ломизе подтвердил, что в настоящее время автоматические инструменты предлагаются через агентства. «Большая часть денег сегодня течёт через автоматы, но агентства от этого только поднимаются», – констатировал представитель Яндекса.
Станислав Веселов возразил, заявив, что reFashion и WILDBERRIES услугами агентств не пользуются.
Николай Евдокимов при ответе на вопрос об изменении вектора развития рынка акцентировал внимание на появлении новых тенденций в области таргетинга рекламы в социальных сетях.
– ЗА ПОСЛЕДНИЕ 1 – 1,5 ГОДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АГЕНТСТВАМИ И ДИРЕКТОМ УХУДШИЛИСЬ?
И представитель Яндекса Евгений Ломизе, и представитель агентств Алексей Иванов опровергли это предположение. Ведущий эксперт агентства ISEE Marketing заявил, что отношения, наоборот, улучшились. Евгений Ломизе подтвердил его слова: «Доля агентств в обороте Яндекса растёт, так же как и количество запросов на обработку инструментов». Самым крупным реселлером на рынке, по мнению Евгения, является Блондинка.ру. А вот Бегун, на его взгляд, бесконечно далёк от топа.
Разумеется, упоминание о Бегуне представителем Яндекса не прошло незамеченным. Анар Бабаев высказал предположение, что с утратой позиций Бегуном, Яндекс потерял стимул: больше не запускает ничего революционного. Михаил Козлов уличил Яндекс в повторении политики Бегуна с агентствами. Евгений Ломизе не согласился ни с одним из «обвинений». Он признал, что раньше Бегун создавал давление. Однако и после его ослабления, Яндекс не успокоился. «Просто революция перехода на клики была одна, и повторить её невозможно!», – пояснил Евгений. Михаилу представитель Яндекса объяснил, что они никогда не копировали политику Бегуна: все продукты Яндекса работают несколько иначе.
После того, как Евгений Ломизе ответил ещё на пару обвинений в адрес Яндекса из зала, Михаил Козлов перешёл к следующей теме обсуждения, отметив, что:
– ОБОРОТ ОТ ПРЯМЫХ АГЕНТСТВ ВЫШЕ, ЧЕМ ОТ ОПТИМИЗАТОРОВ.
Проговориться участников круглого стола заставил вопрос из зала:
– КАК РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ БЮДЖЕТЫ МЕЖДУ СЕГМЕНТАМИ ПРОДВИЖЕНИЯ?
Алексей Иванов с уверенностью заявил, что вскоре будет перераспределение бюджета: «Надоело клиентам покупать ссылки. Бюджеты из контекстной рекламы тоже перетекут».
Станислав Веселов признал, что в его бизнесе больший бюджет идёт на контекстную рекламу, чем на SEO.
Евгений Ломизе при ответе на вышеуказанный вопрос, отметил, что ссылочное ранжирование неактуально (слабо) в настоящий момент. Клиент, на его взгляд, постоянно находится между двух огней: между Яндексом и SEO-компаниями, неправильно трактующими концепцию Яндекса.
Следующий вопрос Михаила Козлова привёл к неожиданным для SEO-конференции выводам. Он всего лишь спросил:
– КАК ВЫБИРАТЬ ПОДРЯДЧИКА?
Антон Терехов заметил, что одним из трендов сегодня является появление новых моделей агентств. По его мнению, будущее рынка – в узких, нишевых агентствах.
Антон Терехов не изменил своего мнения. Он заявил, что Александр Митник защищает атавизм и что через 2 года, по крайней мере, мелких сеошников точно не будет.
Против автоматизма высказался и присутствующий в зале представитель компании Биплан. Он констатировал: «О каком автоматизме идёт речь, если без ручной работы всё равно никуда? Если говорить, к примеру, о юзабилити, ни о какой автоматике не может быть и речи!»
Алексей Иванов ещё раз отметил, что у таких агентств, как SeoPult, хорошие перспективы: «Если ссылки перестанут работать, их всё равно ещё лет 5 будут продавать и покупать!».
На этой ноте, для кого-то шоковой, для кого-то весёлой, Десятая ежегодная конференция "Поисковая оптимизация и продвижение сайтов в Интернете" завершилась.