На прошлой неделе в Москве состоялись авторские семинары Аарона Маркуса. Они же последние в рамках этой поездки гуру юзабилити. Киев, Санкт-Петербург и последний пункт назначения - Москва, где послушать об «Интерфейсах, ориентированных на пользователя» собралось более 50 человек. Г-н Маркус, верный себе, встретил участников в рогатой шляпе сказочного викинга. Такой вот «символ глобализма». Таким образом гуру проверяет на прочность, точнее, изучает реакцию людей разных национальностей на что-то неординарное. Стоит отметить, что прошли мы такую проверку достойно, культурологического шока не наблюдалось.
«Его необычная шляпа говорит о нем как о довольно креативном человеке. Это сразу перенесло его из разряда чисто теоретиков в практики, который на своем опыте может показать, что в определенный момент можно просто подурачиться», - говорит Олег Покровский, директор департамента интернет-разработок компании «Московская Бизнес Школа».
Однако шляпа была не единственным предметом «проверки», то и дело в руке Аарона можно было наблюдать указку в виде ладошки, аналогичной курсору мыши, которую докладчик наводил на нужный слайд или выступающего из аудитории. Американский юзабилист показал себя мастером перевоплощений. Во время:
лекций - представительный ученый с большим опытом;
практических занятий - забавный старичок в необычной шляпе;
самостоятельной работы групп - любознательный турист с фотоаппаратом.
«Мы долго рассматривали, насколько нам подойдет Аарон, ведь нужно принимать во внимание наш менталитет, специфику юзабилити, зыбкость данного рынка в России. После всех раздумий поняли, что лучшей кандидатуры нам не найти. У него очень разносторонний опыт работы в сфере юзабилити, что не свойственно для данной области, обычно юзабилисты выбирают для себя конкретное направление, в котором и совершенствуются.
А у Аарона таких специализаций оказалось огромное количество. Это как нельзя лучше подходило нашей целевой аудитории семинара, в которую входят специалисты по маркетингу, дизайнеры, разработчики, продакт-менеджеры, тестировщики и др.», - говорит Елена Бочарова, руководитель Учебного центра edu)itonline.
Всех участников вооружили специальными «рабочими тетрадями» с оригиналами статей Аарона Маркуса и практическими занятиями. Здесь же можно было найти CD с дополнительным материалом по теме семинаров. Так же, как и в Киеве, Аарон предложил всем желающим обменяться визитками, оставив на столе стопочку оригинальных, а
Красной нитью через весь семинар проходила мысль о том, что дизайн должен быть для пользователей, но не для всех, а только целевых. Для этого на этапе его разработки важно определить, на кого будет рассчитан дизайн. В первую очередь, это целевой потребитель продукта, аудитория которого может оказаться весьма разнообразной, здесь поможет следующий постулат - дизайн разрабатывается для «золотой середины».
Подробно Аарон остановился на юзабилити лабораториях, специфике проведения юзабилити-тестирования и фокус-группах. Его рассказ во многом перекликается со словами Дмитрия Сатина, основателя первой в России юзабилити лаборатории. К сожалению, на данный момент профессиональные лаборатории в России можно по пальцам пересчитать, одной из самых известных является UsabilityLab г-на Сатина. На американском же рынке свои лаборатории имеет большое количество компаний. Однако ситуация заметно меняется к лучшему, все больший интерес появляется у отечественных специалистов к области юзабилити интернет-проектов.
«Я работаю дизайнером уже 14 лет, но за свою практику чаще сталкивался с юзабилити офлайновых продуктов, очень давно хотелось послушать специалиста в сфере интернет-проектов. Секции интересные, оживленные дискуссии между участниками, можно и коллег послушать. Аарон говорит очень полезные вещи, ведь ориентированным на пользователя должно быть абсолютно все. Любая вещь может быть подвергнута представленному здесь анализу, который поможет определить ее эффективность», - говорит Александр Клепиков, дизайнер отдела маркетинга и рекламы компании «Тайпит».
«Я являюсь руководителем отдела веб-разработки, поэтому юзабилити сайтов для меня очень актуальный вопрос. Какие шаги должен пройти пользователь, чтобы заказать ту или иную услугу, и что нужно сделать, чтобы его не отпугнуть, т.е. понять логику пользователя. У нас большой опыт в разработке сайтов, но именно в этой области мы испытываем недостаток знаний», - делится впечатлениями о семинаре Олег Покровский, директор департамента интернет-разработок компании «Московская Бизнес Школа».
И конечно, в каждой бочке меда найдутся не совсем лестные отзывы, которые, тем не менее, придают большую достоверность описанию события. В данном случае это вполне справедливая критика: кому-то материал показался слишком общим, тогда как хотелось более конкретной информации по теме с большим числом примеров из личной практики. У кого-то сложилось впечатление, что это больше презентация ведущего, нежели учебный тренинг. «Я думаю, он приехал в Россию больше с целью продавать себя, чем дать знания, – поделился ощущением Никита Андросов, генеральный директор компании
Кроме лекций, участникам было предложено несколько практических заданий, которые они выполняли в группах. Стройные ряды быстро трансформировались в кружки единомышленников, активно обсуждаемых предложенное задание - создавали пользовательские модели, разрабатывали порталы под конкретные аудитории. Заморского докладчика приятно удивило то, что некоторые группы объединялись и оживленно дискутировали друг с другом. «Я не часто встречаю такое на своих семинарах, обычно группы не пересекаются в обсуждениях. Скорее всего, это специфика русского характера – открытого и готового к диалогу».
Данный факт лишний раз подтвердил правильность выделенных г-ном Маркусом базовых ценностей российской культуры, среди которых высокий уровень коллективизма, который явился результатом «традиционного общинного самоуправления с присущей ему этикой равноправия в пользовании скудными ресурсами, а также необходимой взаимозависимости для защиты от враждебной среды, всемогущих правителей и иностранных завоевателей».
Несколько таких иностранных «завоевателей» от юзабилити привезет в Россию учебный центр ITonline Group. Особо отметим визит экс-руководителя проектов компании Microsoft и автора бестселлера «Искусство управления проектами» Скотта Беркуна и ожидаемый в конце 2008 года приезд всемирной иконы юзабилити Якоба Нильсена.
Обзор подготовила Анна Макарова