8 июня 2010 г. агентство iConText провело
Авторами и докладчиками мастер-класса выступили Тимофей Путинцев (директор по развитию iConText) и Алексей Ильин (начальник отдела консалтинга iConText). Семичасовое мероприятие состояло из трех частей:
«Понимая, что мы не успеем поделиться всем накопленным опытом на одном семинаре, мы поставили две главные цели: объяснить, какие задачи бизнес может решать с помощью Google Analytics, и провести обзор функций системы, — отмечает Алексей Ильин. — Такой подход, как нам кажется, поможет слушателям получить начальную мотивацию и внедрить Analytics в бизнес процессы компаний, получая бесценный опыт работы с инструментом».
Начался семинар с общей информации о Google Analytics: как работает, как установить, как настроить профиль. В рамках последнего было интересно послушать про фильтры. В Google Analytics их несколько видов:
Здесь докладчики отметили, что очень важно иметь профиль без фильтрации, где будет храниться вся сырая информация, в которой можно будет найти нужное, в случае, если отфильтрованные данные будут потеряны.
Например, хотим отследить трафик из Яндекса (коммерческий и поисковый): надо выбрать пользовательский фильтр, далее в радиокнопках выбираем «включить», в поле фильтра указываем «источник кампании», шаблоне фильтра – «Yandex».
Еще один пример, хотим выделить трафик из блогосферы: создаем пользовательский фильтр с типом «дополнительно» и в поле «источник кампании» перечисляем все интересующие нас социальные ресурсы (twitter, facebook, livejournal и др.). А в поле «средство кампании» указываем тип трафика - blogs. Таким образом, мы объединили все переходы с данных ресурсов в одну группу blogs, которая будет отображаться в источниках трафика.
Интеграция с рекламные кампании
Google Analytics достаточно просто интегрировать с рекламными кампаниями, проще всего с Adwords. Для этого нужно связать профили: дать учетной записи Adwords административный доступ к учетной записи Analytics. И уже в аккаунте Adwords во вкладке отчетности выбрать Google Analytics.
Можно получать информацию и по другим рекламным кампаниям, например, в Директе и Бегуне. Для этого используется набор utm-меток:
Все метки надо делать на латинице, т.к. GA не понимает кириллицу. В создании меток поможет другой инструмент Google -
Какие данные хранятся, как их считает Analytics
Достаточно подробно докладчики рассказали про основные свойства метрик Google Analytics: как это все считается, и что имеет в виду Analytics под определенными данными.
Посещения
Тимофей обратил внимание аудитории на то, что Analytics не работает в реальном режиме времени. Данные к нему попадают с трехчасовой задержкой, а то и с большей в зависимости от размера сайта. Так в iConText есть реальный пример, когда данные по сайту доезжают до Analytics через 36 часов. Это важно помнить и снимать статистику по крупному сайту через 24 часа.
Если пользователь пользуется разными браузерами, то для Google Analytics это два разных пользователя. Дело в том, что считаются именно браузеры, потому что они не обмениваются данными. Google Analytics не считает пользователей по ip-адресу, т.к. с одного ip может ходить целая компания.
Посещение, сессия или визит - некий набор просмотренных страниц. Если пользователь ничего не делает на сайте в течение 30 минут, то визит начинается заново, т.е. это будет второй визит пользователя.
При анализе своей аудитории не забывайте пользоваться региональным селектором, он покажет, из каких стран, городов идут к вам пользователи.
Временные показатели
Длительность пребывания на сайте показывается средняя по больнице. Здесь следует отметить несколько интересных фактов, связанных с подсчетом времени на сайте.
Докладчики настоятельно рекомендовали использовать разные форматы представления данных, эта функция находится в верхнем правом углу. С ее помощью можно сравнить имеющиеся цифры между собой. Например, построить сравнительную таблицу по времени просмотра страниц или другим параметрам. Так вы увидите, какие страницы и по каким параметрам выделяются или проседают.
Есть в Analytics еще одна полезная функция, правда, пригодится она не всем, а только очень большим сайтам, посещаемость которых близка 100 тысячам уникам в день. В таком случае есть смысл использовать ограничение по объему данных, это нужно для того чтобы Analytics быстрей считал отчеты. Дело в том, что при столь большом объеме данных Analytics начинает сильно тормозить при построении отчетов, и чтобы упростить ему работу можно установить выборочное снятие статистики (определить % получаемых данных).
Отметим, что все данные, представленные в Google Analytics, можно экспортировать в разных форматах (pdf, xml, csv и др.), также можно настроить еженедельную рассылку данных и получать их на свою почту.
Источники трафика
В Google Analytics представлен следующий классификатор трафика:
Здесь есть важный момент, который нужно помнить: если пользователь пришел к вам на сайт по рекламному баннеру, данное посещение Analytics отнесет к рекламному трафику. Если в дальнейшем этот пользователь будет приходить к вам на сайт прямым (type-in) способом, то Analytics продолжит относить его к рекламному трафику. Такова специфика!
Но это касается только прямых посещений, которые будут следовать за посещением по баннеру, они будут относиться на счет этой рекламы. Как только пользователь зайдет, каким-либо другим образом, например, через поиск, его посещения перестанут относиться к той рекламе.
Цели
Целями могут быть длительность пребывания на сайте, глубина просмотра, переход к определенной странице или заполнение формы.
Тимофей отметил, что такие цели, как количество просмотренных страниц и время на сайте, появились в Google Analytics не так давно. Ранее это было основным преимуществом Яндекс Метрики перед Analytics.
Иногда целью может быть действие, не приводящее к загрузке страницы, например, скачать файл. На помощь придет функция _trackPageview. Данная функция отсылает событие о просмотре страницы.
Но, как отметил Алексей, есть магия данной функции – она может вызываться столько раз, сколько вам надо и с тем адресом, который вам нужен. Это называется виртуальный просмотр страницы. В результате ее использования создается виртуальная страница, которой на самом деле не существует. И когда пользователь наживает на кнопку «скачать файл», вызывается функция _trackPageview с тем адресом, который нас интересует. Такое «посещение страницы» отображается в отчетах Google Analytics.
Но, следует помнить, что использование виртуальных станиц приведет к инфляции трафика - статистика будет немного искажена, т.к. в отчетах по страницам появятся страницы, которых на самом деле нет. В данном случае докладчики советуют создать дополнительный профиль, где все страницы с пометкой virtual не будут учитываться.
Говоря о целях, следует помнить следующий факт: Google Analytics подсчитывает достижение цели только один раз за визит, т.е. если ваш пользователь за визит заполнил форму три раза, то цель все равно будет достигнута только РАЗ. Почему? «Дело в том, что подсчет достижения цели по определенному URL ведется по уникальному показу страницы, а уникальных страниц во время визита может быть только одна», - пояснил Тимофей.
Другие отчеты
Процент отказов (Bounce rate) – сколько визитов состояло из одной страницы. Означает степень заинтересованности или незаинтересованности в вашем сайте. Можно мерить, какие источники трафика работают плохо, какие – хорошо. Bounce rate – это симптом, там ли уходят люди, где вы ожидаете. Если нет, то нужно анализировать, что не так.
Процент выходов – текущая страница явилась последней, но не единственной. Находим страницу с большим процентом выходов и думаем, почему уходят именно отсюда – может чего-то не находят.
Еще одной интересной секцией мастер-класса была заключительная «Хитрости и приемы в Google Analytics». Частично ознакомиться с добрыми советами от докладчиков можно в презентации ниже:
В заключение обзора хочется привести комментарий одного из участников данного мероприятия:
Артем Бирюков, руководитель отдела поискового продвижения компании
Семинар отличный! Хотелось побольше практики, но учитывая объем и качество поданного материала понимаешь, что материал получился действительно оптимальным. Уж
С одной стороны, структурировались уже имеющиеся знания, с другой, заполнились пробелы, которых, как оказалось, было не мало (важных и не важных). Была раскрыта «магия» функции _trackPageview!
И наверное самое главное, глубина интерпретации данных на живых примерах компаний iContext. По другому начинаешь относиться к слову аналитика, когда видишь практическую ценность и возможности инструмента Google Analytics.
Проведение следующего мастер-класса по Google Analytics запланировано на сентябрь 2010 года. Также в ближайших планах агентства iConText организовать семинар по оптимизации конверсии и провести серию вебинаров по веб-аналитике. Свежую информацию о новых мероприятиях агентства можно получить на сайте: