Прошедшая во второй день конференции РИФ+КИБ 2012 секция «Что важнее для пользователей поиска: ранжирование 10 ссылок или решение задач» собрала представителей ведущих поисковых систем Рунета. За полчаса до начала секции первые ряды зала уже были заняты любопытными слушателями, а к началу секции зал был полностью заполнен.
В качестве ведущих секции выступили представители Яндекса – Александр Садовский и Ростислав Шоргин, которые разбавляли доклады остроумными замечаниями.
Первым выступил Владимир Офицеров (Google) с докладом «Качественный контент в поиске Google». По словам Владимира, он прилетел из Калифорнии, чтобы из первых уст поведать о качестве поиска Google.
Для начала Владимир обратился к слушателям с вопросом: «Кто хочет быть в топе?», на что Александр Садовский заметил: «Про чей топ ты говоришь?», весьма развеселив аудиторию.
Итак, какой контент хочет видеть Google:
Google понимает, насколько важно создателям контента, чтобы они были на первом месте. Однако, что касается воровства контента, здесь Google не вправе решить, кто прав, а кто нет. Заключительную часть доклада Владимир посвятил алгоритму Google Panda. По его словам, вошедшие в алгоритм сигналы не связаны с запросом пользователя - они связаны только с качеством сайта. Если на сайт ставятся скрипты, позволяющие оставлять комментарии и т.д., нужно обязательно заниматься их модерацией. Одно из последних нововведений в Panda – внедрение сигналов, которые определяют, насколько реклама на сайте мешает пользователю найти ответ на свой запрос.
В зале тут же возник вопрос: «Как быть сайтам, которые продают товары, чье описание сложно сделать уникальным, и к тому же на сайте есть реклама?»
«Посмотрите на пользователей, их запросы. Если на вашем сайте продаются гвозди обойные, и пользователь пришел по такому запросу, Panda грустить не будет», - ответил Владимир.
Следующим выступил Сергей Михайлов (интернет-магазин «Ютинет.ру») с докладом «Объектный поиск». По мнению Сергея, основная проблема поисковиков – это то, что практически все запросы подразумевают ответ в виде товара или услуги. Традиционный объектный поиск – поиск по товару и фильтрация по характеристикам. Проблема же в том, что пользователи часто не знают этих характеристик.
При ответе на запрос пользователя поисковики отталкиваются от текста, а текст зачастую плохо структурирован или не структурирован вообще. Вычленить из подобного запроса что-то стоящее достаточно сложно. Нужен сервис, который будет понимать запросы на разговорном языке.
В ответ на эти мысли, высказанные Сергеем Михайловым, среагировал Александр Садовский: «Мы уже даем ответы на вопросы».
Сергей Михайлов рассказал, что поиск, созданный «Ютинет», может не только дать пользователю ответы на вопрос, но и дать объяснение, почему ему был показан именно этот товар.
По словам Сергея, такой сервис хочется делать не только в рамках одного магазина, но и для других ресурсов. Идея в том, чтобы предоставить всем пользователям систему, где они могли бы становиться авторами контента. А в будущем еще и получать за это деньги, если этот контент будет полезен.
Вопрос из зала: «Как к вашему интернет-магазину относятся поисковики?»
Сергей: «Прекрасно. Google относится лучше. Мы же с ними не конкурируем».
Лев Гершензон (Яндекс) пообещал, что его доклад будет самым легким. Сам доклад назывался «Интентный поиск».
Что такое интент? Это потребность пользователя, то, что у него в голове, что он хочет сделать с интересующим его объектом. Например, «мультфильм про Винни-пуха». Решение Яндекса: подсказки в поиске, диалоговые подсказки.
Цель интентного поиска:
Отличия от простого поиска:
Трудности перехода:
Тем не менее, никуда не деться, резюмировал Лев. Прогресс не остановить.
Андрей Калинин (Mail.ru) представил доклад «Почему люди меняют поисковики».
По данным Mail.ru за 2 месяца 9,4% пользователей сменили свой поисковик. Как правило, на выбор пользователя влияют качество поиска, близость (тулбар, поиск по умолчанию, интеграция с браузером), субъективные причины (советы знакомых, привычка, не знают об альтернативе, сопровождающие сервисы).
Качество – это стабильность. Когда в августе 2011 Яндекс упал на несколько часов, из 70 тысяч пользователей в другие поисковики ушло лишь 20-25 тысяч, а остались там лишь 0,2-0,3%.
Качество поиска может удержать пользователей, но новых не приведет. Что приведет: близость. Из-за дистрибуции за 2 месяца поменяли поиск 3,75% пользователей.
На выбор поисковика влияет бренд, в связи с этим Mail.ru провел исследование и выяснил, как отечественные пользователи описывают поисковики Рунета:
Как поисковику наращивать аудиторию: повышение качества, сближение с людьми, поиск для людей.
Секцию завершил круглый стол, в котором приняли участие Игорь Ашманов и Илья Сегалович. Эксперты постарались ответить на вопрос: «Есть 2 подхода: 10 ссылок в выдаче и решение задачи пользователя. Какой из способов кажется наименее эффективным?».
Лев Гершензон:
История про интентный поиск - это не история про то, чтобы все сделать в рамках одной системы: поиск не будет доставлять холодильник пользователю. Всегда должен быть баланс. Поэтому, например, в разделе Яндекс.Новости мы не показываем материалы полностью, а направляем пользователей на новостные сайты. Эту грань важно видеть и соблюдать.
Андрей Калинин:
Поисковики и пользователи - это сложившаяся экосистема. Они привыкли к такому поиску. Менять нужно последовательно. Но, кстати, 10 результатов не убираются даже при интентном поиске.
Игорь Ашманов:
Когда дело касается технологичных компаний, мы можем говорить о существовании 3 слоев: кто-то разрабатывает технологию, кто-то разрабатывает движок, а кто-то потом выкатывает все это на рынок. Тот, кто работает на фронте собирает 100% денег, а те, кто с технологиями - минимум. И возникает новый слой, интерфейс. Например, Siri стала настоящей угрозой для Google.
Владимир Офицеров:
Интерфейс – это один их ключевых способов привлечения пользователей. Однако количество информации, которое можно представить голосом, не сравнимо с той глубиной информации, которая есть в Интернете.
Илья Сегалович:
Поиск – утилитарная вещь. Поиск можно сравнить с вокзалом, где человеку бегом нужно сесть на поезд. Ему главное пробежать и уехать с вокзала, а, как выглядит этот вокзал, уже неважно. С первого раза удобство организации не прочувствуешь. Но при многократном использовании это меняется.