26 Сентября 2013 в 23:50

SEO Conference 2013. Эффективное SEO для интернет-магазинов

0 2904

В первый день конференции в рамках потока мастер-классов Михаил Сливинский, руководитель отдела поисковой и маркетинговой аналитики «Викимарт», более двух часов отвечал на вопросы специалистов. Все они сводились к теме, как строить эффективное SEO для интернет-магазинов.

Что должен делать оптимизатор?

Чтобы ответить на этот вопрос, заметил Михаил, надо определить цели. Целью могут быть позиции (недостаток: часто позиции оторваны от бизнес-результатов), трафик (недостаток: трафик неоднороден, его можно накручивать), оборот/маржа. Последняя метрика самая честная, так как свободна от неестественных вещей, но и самая сложная, предполагает умственную активность. Когда вы отвечаете за деньги, промежуточные метрики не работают. Не коммерсант решает, какой товар продавать, а маркетинговая аналитика формирует пул товаров, которые будут пользоваться спросом. В такой системе получается меньше глупостей. У коммерсантов нет навыка анализа внешней среды. Они не знают, что такое Wordstat, сезонность конверсии.

Заказать псевдотексты и купить ссылки?

Надо задуматься, кого вы пытаетесь обмануть. Если до сих пор что-то, как вам кажется, работает, то только потому, что поисковая машина не считает нужным это прямо сейчас зарезать. Стратегически заниматься псевдотекстами и ссылками – дело пустое. Основной приоритет должен упираться в изучение предметной области и спроса. Оптимизатор должен выступать аналитиком не только в трафике, но и в продукте. Пользователям нужен поиск, рекомендации, отзывы и т.д. Задача оптимизатора – понять пользователя и предложить ему решение проблемы.

Когда вы строите рекомендательную систему и понимаете, как мотивировать пользователя написать отзывы, вы решаете сразу несколько задач: вы помогаете себе, делая правильный контент для сайта, получаете лучшие позиции и немедленно улучшаете экономику сайта. Появление одного отзыва на странице товара приводит к 25% росту конверсии. То же самое с видео.

А если отрицательный отзыв?

Отрицательный отзыв лучше, чем никакой. Его можно перевести в положительный формат. Надо извиниться, разрулить ситуацию к обоюдному согласию и таким образом нейтрализовать негатив.

Как найти «золотую середину» между «как у всех» и оригинальностью?

По мнению Михаила, прямой перенос невозможен. Копируя, вы наследуете не только успехи, но и ошибки. Ищите идеи, измеряйте и проверяйте. Можно найти решения в рекомендательной системе и т.п. Не бойтесь следовать трендам.

Что важно в оптимизации и юзабилити крупного интернет-магазина, имеющего более 5 млн. товаров?

Я видел много примеров, заметил Михаил, когда компании не занимаются продвижением только потому, что товаров слишком много. Это странно, необходимо какое-то решение. Особенности крупных проектов:

- необходима фокусировка,

- нужны промышленные сервисы,

- накапливайте и используйте данные (рекомендательная система не бывает без данных),

- реализуйте внутренний потенциал. У крупного сайта много внутренних страниц, которые можно связать ссылками.

Нужен качественный контент, но не хватает ресурсов. Как быть?

Невозможно написать сразу хорошие описания для многих тысяч категорий товаров. Решение – сделать приоритезацию. Например, выяснили, что отзывы и видео позитивно влияют на конверсию. Надо мотивировать пользователей оставлять отзывы (предлагая скидку и т.д.).

Каким контентом для поисковых машин лучше наполнять карточку товара? Важна ли одинаковая структура? Какие существуют методики написания текстов карточек товаров?

Для многих категорий самый важный контент – отзывы и видео. Простой способ выявить важное – коллокации по UGC (берете отзывы, выбираете частотные словосочетания, это и есть самое важное для пользователей в товаре). Эту информацию (что важно в описании товаров для покупателей) можно дать копирайтерам.

Как получить коллокации?

Можно для анализа взять отзывы со своего сайта или у других интернет-магазинов. Для обработки материала есть программы построения частотного словаря (их много, в том числе и бесплатных). Только для начала приведите слова к исходной форме, учитывайте морфологию.

В каждой категории много товаров. Как их упорядочить?

Можно сделать по цене или убыванию популярности (Wordstat или трафик на вашем сайте). Можно самим придумать систему ранжирования товаров, как сделал Викимарт.

Какими способами можно оценить потенциал продаж конкретного товара или категории товаров в интернет-магазине для приоритетного продвижения?

На этот вопрос нет простого очевидного ответа. Если считать потенциалом оборот (то есть деньги), то

потенциал = спрос Х монетизация (то количество денег, которое оставляет посетитель одного сайта).

Оптимизация Title

Title – очень важен в документе. Его учитывают поисковики. Важные требования к качеству title: информирует и побуждает, лаконичен, содержит важные ключевые слова. Эти пункты по сути взаимоисключают друг друга. Решение для разрешения противоречий – в идеале померить экономическую эффективность по каждому словосочетанию и документу. Даже запрос, ведущий на один и тот же документ, демонстрирует разную эффективность.

Проблема: у вас может не быть запросных данных. В этом случае придется агрегировать. Дальше пытаемся понять, когда данное слово присутствует в запросе, то оно увеличивает или уменьшает конверсию? А затем расставляем приоритеты.

Например, у Викимарт есть система оценки качества документов: затраты / на оборот. То есть для каждого url есть данные, сколько денег на него тратит компания, и какой оборот он приносит. Самые худшие документы перестали продвигать, хотя они и остались на сайте.

Товар может выйти из ассортимента, но страница может быть в индексе поисковых систем и иметь позиции. Стоит ли физически удалять эту страницу или лучше удалить ее из структуры, но оставить URL, при этом выводить аналоги?

«Здесь возможно два варианта, и они оба описаны. Мне ближе вариант, где надо выводить аналоги, - сказал Михаил. – Другое дело, что вывод аналогов должен быть приличным. Нельзя взять любой товар из этой категории и сказать, что это аналог. Вам нужно измерять похожесть товаров».

Влияет ли на ранжирование поведение пользователя, конверсия и покупка в интернет-магазине? Или пока учитываются только CTR сайта в выдаче и показатель отказов?

Из вопроса ясно, что многие не понимают, что поисковые машины используют в качестве сигналов. По этой теме Михаил посоветовал посмотреть презентацию Кирилла Николаева (Яндекс) с конференции optimization.by 2012 г., а также прочитать статьи Ильи Зябрева на altertrader.com.

При помощи каких инструментов лучше всего анализировать юзабилити сайта?

Инструмент не важен. Инструмент должен позволить вам провести тестирование, должен уметь управлять долями. Используйте объективные и малошумные метрики.

Какими способами можно повысить доверие пользователя к сайту?

Первые два важных элемента - приличный контент и дизайн. Другие составляющие: отзывы покупателей, высокая готовность к взаимодействию, честный рейтинг в сервисах. Всегда выполняйте обещания, признавайте и исправляйте ошибки.

Что ждет в будущем интернет-магазины?

По мнению Михаила Сливинского, это:

- лучшее понимание пользователя,

- персонализация маркетинга (on-site, email),

- лучшее понимание рынка,

- автоматизация в ценообразовании. 

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:

Отправьте отзыв!