17 Октября 2011 в 11:31

Я.Субботник в Алматы: как это было

0 1586

Вот и закончился очередной Субботник Яндекса, который на этот раз проходил в Алмате. Я.Субботник — это технологическое мероприятие, где яндексовцы из разных городов России рассказывают о полезных технологиях и  инновациях Яндекса.

Отчет о Я.Субботнике, который проходит в Казахстане уже не первый раз( мероприятие проводилось также в 2009 году), подготовили внештатные редакторы SEOnews Виктория Афанасьева и Андрей Колточник, за что им отдельное спасибо.

Открыл мероприятие Жанат Абылкасым, представитель Яндекса в Казахстане, рассказав, как здесь идут успехи у Яндекса, который, к слову, присутствует здесь уже второй год.

Первым докладчиком стала Ольга Мегорская - специалист из Санкт-Петербургского отделения Я.

Она рассказала про то, чем занимаются асессоры, и как работают над улучшением поиска в Яндексе. Асессоры - такие специалисты в Яндексе, которые тестируют результаты поиска с точки зрения обычного пользователя. В их работу входит выставление оценок документам, найденным на различные тестовые поисковые запросы.

Одна из таких оценок - метрика PFound:

- V (Vital): если документ однозначно на своем месте,

- U (Useful): дает авторитетный, очень полный и полезный ответ на запрос,

- R+ (Relevant+): отвечает на запрос,

- R- (Relevant-): имеет отношение к запросу, но в полной мере на запрос не отвечает,

- IR (Irrelevant): не отвечает на запрос.

Исходя из сотен подобных оценок, поисковый робот Яндекса и система Матрикснет обучаются находить более релевантные документы. Однако, одной такой метрики недостаточно для качественного современного поиска, т.к. метрика Pfound не может ничего сказать о таком качестве, как разнообразие поиска. Например, если пользователь введет в поиск "Аватар", то более адекватным будет не тот результат, что содержит десять ссылок на фильм Камерона, а такой, что будет содержать также ссылки на индийское божество и ссылки на картинки-аватарки. Более того, поиск должен учитывать качества объекта поиска. Если пользователь ищет старый фильм, то, скорее всего, он ищет информацию о нем или хочет скачать его, а для нового фильма он вероятнее будет искать трейлер.

Для получения подобного рода статистики, в Яндексе производят исследования поведения пользователей:

- Изучают пользовательские сессии, переформулировки и клики. Смотрят, сколько раз пользователь делал запросы по одной и той же тематике, какой из запросов привел его к результату, сколько кликов по документам сделал пользователь.

- Делают эксперименты на выдаче и классификациях запросов. Для некоторой категории пользователей выкатывают экспериментальный алгоритм и смотрят, насколько улучшился или ухудшился поиск (параметрами качества, например, являются доля некликнутых, средняя позиция первого клика и еще куча разных параметров). И кстати, если на один и тот же запрос, вы получаете разные результаты в поиске, то, возможно вы попали в один из таких экспериментов.

- Выделяют тематику запросов. Здесь смотрят, какие запросы интересуют различные категории пользователей. Так пользователей Android больше интересуют тематики IT и эротика, а iPhone-овцев прически и алкогольные напитки :)

Следующим докладчиком был Евгений Бордунов - разработчик сервиса виджетов Яндекса.

Он рассказал про то, что есть виджеты Яндекса, рассказал, чем XHTML виджет отличается от его iFrame-брата и специально для доклада написал пример виджета.

Виджеты пока не самый популярный, но набирающий обороты сервис (~ 1 млн. в месяц)

Алексей Андросов, страший разработчик Я, рассказывал про то, как устроен интерфейс и архитектура второго по популярности сервиса Яндекса - Я.Почты. (почту посещают 15 миллионов человек и делают 5 миллиардов хитов в месяц). Почта представляет собой целую Ajax-платформу для создания приложений в интерфейсе почты. Напомним, почтой пользуются не только обычные, но и корпоративные клиенты, которые настраивают ее под свои домены.

Для всех доменов и стандартного mail.yandex.ru, почта использует единый код. Как и большинство сервисов Яндекса, почта использует xml для общения с сервером и xsl для генерации html-кода, причем xsl генерируется прямо на клиенте средствами браузера и JavaScript.

Сервер тоже написан на JS, здесь используется серверный его вариант - GreaseMonkey в паре с Oracle, а для общения с клиентом используются WebSocket-ы.

Так же Алексей подробно рассказал про MVC, которую они написали для фронтенда почты, и инструменты сборки.

Олег Мохов, верстальщик из Екатеринбурга, рассказал о последних веяниях в html-верстке и о том, как верстка Яндекса адаптируется под весь набор современных браузеров: от IE6 (2001) до FF7 (2011). Для этого используется принцип Graceful degradation - более старые браузеры используют более примитивные способы отрисовки (например, не используют скруглений и градиентов), а более новые используют весь спектр современных технологий (CSS3, HTML5).

Олег показал практические приемы из верстки, сказал пару слов про тач-верстку, рассказал про то, как в Яндексе борются за производительность верстки и ускорение рендеринга. Поведал, что для работы над версткой они используют ZenHTML/ZenCss.

Было еще много чего интересного в этот день, например,  Кир Белевич, разработчик интерфейсов из Симферополя, рассказал про touch-интерфейсы.

Иван Бибилов, старший разработчик Я, говорил о том, как в Яндексе работают над спортивными проектами, вроде Олимпиады или ЧМ по футболу.

Нурлан Нугманов и Ерлан Аманбаев, сотрудники группы нагрузочного тестирования, рассказали про нагрузочное тестирование в Яндексе и стрельбу из "пушек", а Алексей Ефимов про разработку видеохостингов.

Максим Хромцев, занимающийся разработками для мобильных устройств, - про Яндекс карты под Андроид, а Максим Хохлов, менеджер сервиса Панорамы улиц в команде Яндекс.Карт, закрывавший конференцию, - про то, как в Яндексе делают панорамы улиц.

В общем, Субботник прошел на славу!

А еще всем досталось по замечательной ручке, блокнотику и коробке фирменных яндексовских карандашей!

Почитать Twitter-ленту мероприятия можно по хэштегу #yasubbotnik.
0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:

Отправьте отзыв!