Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
6 Июля 2021 в 13:50

Что такое внутреннее менторство и зачем оно нужно компаниям

Россия +7 (495) 139-20-33
0 4155
Антон Волков
Соучредитель Solvery

В отличие от аналогичных стимулов к обучению, таких как готовые учебные программы или заранее оплаченные курсы, менторинг внутри компании использует для мотивации ресурсы, которые уже в ней имеются. Таким образом, расширяется функциональность самой компании для ее сотрудников. Антон Волков, CTO Solvery, расскажет, как внедрить менторство в компании и с какими трудностями можно столкнуться. 

Внутреннее менторство можно назвать одним из самых эффективных способов передачи знаний от более опытного эксперта (ментора) менее опытному – менти. Наставник помогает новичкам познакомиться с культурой компании, рассказывает о горизонтальных и вертикальных линиях между отделами, а также помогает составить и реализовать «дорожную карту», которая показывает, как прокачать себя и занять желаемую должность.

Что такое внутреннее менторство и зачем оно нужно компаниям

Что нужно знать перед запуском менторинга

Перед стартом занятий ментору необходимо провести подготовительную работу, чтобы потом точно определить результаты внедрения менторства.

Для начала ему нужно обозначить цели и задачи, которые стоят перед ним и его подопечным. Они могут быть разными: кто-то не может решить сложный кейс или хочет прокачать знания в своей сфере, чтобы получить повышение, другой же пытается найти баланс между работой и своим свободным временем. В любом случае, ментор и менти должны сперва познакомиться друг с другом и понять, комфортно ли им общаться. Это абсолютно нормально – отменить менторство после первой встречи.

Далее стоит определить количество занятий. Это могут быть двухмесячные встречи раз в неделю или же экспресс-погружение с сессиями 2-3 раза в неделю. Также важно помнить, что менти развивается вместе с ментором, и с течением времени им может стать неинтересно заниматься друг с другом. Отсюда неловкие переносы встреч и прокрастинация. Избежать этого можно, если сразу договориться на одну встречу раз в неделю на протяжении пяти недель с каким-то конкретным итогом. Например, все это время менти и ментор решали рабочую задачу. Как только оговоренный срок прошел, оба решают, насколько им комфортно работать друг с другом, и договариваются о новом спринте.

От занятия к занятию обязательно нужно прослеживать рост компетенций подопечного либо его продвижение по поставленным задачам. Иначе смысл менторства теряется, ведь в первую очередь оно заключается в том, чтобы с каждым разом оттачивать мастерство менти. Поэтому необходимо фиксировать результат занятий, будь то оценка новых знаний или выполненная рабочая задача. Обучающийся будет видеть результат занятий, отчего вырастет его мотивация заниматься с ментором, а наставник сможет понять, насколько эффективно он передает свои знания, и в случае чего скорректировать план.

Какие виды менторинга бывают

  • Менторинг один-на-один

Самый распространенный вид менторинга. В этом случае менти воспринимает ментора как человека, с которым легко себя ассоциировать. Для ученика наставник становится ролевой моделью, ведь он прошел похожий путь относительно недавно. Это мотивационная система, благодаря которой легче всего вдохновить менти на занятия.

  • Менторинг коллег

Сейчас такой вид популярен в США. Это подвижная модель, в рамках которой сотрудники меняются ролями и помогают людям схожего с ними опыта. Здесь нет четкого распределения на менти и ментора. Некоторые называют ее brainstorming – «чтобы я сделал в твоей ситуации?».

  • Менторство группы

Такой вид направлен на улучшение коммуникации в группе. Например, в некоторых компаниях есть пары или тройки, которые работают над одним проектом. Очевидно, что между ними могут возникать недопонимания. В таком случае ментор помогает наладить динамику взаимоотношений между коллегами.

Однако подобная модель подходит не для всех менторов, ведь ему придется погружаться в задачи всей группы. Для этого вида лучше подобрать наставника, у которого уже был опыт в обучении группы. Кстати, такой вид менторинга использует американский финансовый конгломерат Morgan Stanley.

  • Обратный менторинг

Такой вариант помогает посмотреть на процесс глазами фактического исполнителя. В этом случае в роли ученика выступает более опытный сотрудник, а ментором становится новичок.

Зачем это ментору, и нужно ли ему за это платить

Самый очевидный плюс – профилактика своих знаний. Ответственность за ученика заставляет ментора постоянно обновлять свои наработки и пристальнее следить за индустрией. Он будет не только передавать свои знания кому-то, но и сам постоянно развивать свои навыки.

Кроме того, если у ментора есть амбиции занять позицию Teamlead, работа с коллегами поможет ему подготовиться к должности руководителя отдела и прокачать свои скиллы в управлении командой. Также менторство помогает укреплять социальные связи внутри компании и завоевать признание коллег, что тоже пойдет на пользу будущему Teamlead.

Занятия с ментором проходят в рабочее время, поэтому его время оплачивается. Но с другой стороны, это дополнительная нагрузка без рабочих часов сверху. Конечно, есть вероятность, что при финансовой мотивации ментор будет заниматься с менти только из-за денег. Поэтому можно придумать систему бонусов, которые можно потратить, например, на мерч компании. А еще можно награждать ментора за успехи менти звездочками или баллами, которые потом учитываются при повышении.

Зачем это нужно менти

С помощью опытного наставника менти расширяют свои знания и улучшают навыки. Они получают неограниченную возможность задавать вопросы без боязни показаться некомпетентными. Помимо этого, у них есть постоянная поддержка со стороны ментора при решении сложных задач. Если кратко: занятия с ментором помогают сотруднику расти и развиваться, как следствие – продвигаться по карьерной лестнице. Например, в одной из статей Forbes говорилось, что менти получают повышение в 5 раз чаще, чем остальные, как раз за счет работы с ментором.

При этом, исследования показывают, что 97% сотрудников, у которых есть ментор, считают себя ценными на рынке труда. Но в целом только 37% специалистов в сфере IT имеют подобных наставников.

Зачем это компании

Начнем с того, что занятия с ментором помогают выявить слабые стороны всего отдела в общем. С помощью наставника их можно легко устранить или переформировать. Помимо этого, во время обучения компания получает двойной бонус: и менти, и ментор прокачивают свои скиллы. Отсюда и рост качества их работы, который напрямую влияет на успехи компании. 67% компаний заявили, что с внедрением менторинга увеличилась и их выручка.

К плюсам можно также отнести шеринг опыта и кросс-менторинг между коллегами из разных отделов.

Кроме того, 94% сотрудников готовы остаться в компаниях, если у них будет возможность учиться и развиваться. Таким образом, руководители компаний повышают лояльность со стороны своих сотрудников как менторов, так и менти. Если первые решают свои задачи по прокачке себя в качестве Teamlead, то вторые растут как специалисты с позиции, например, Junior и занимают в будущем Middle-позиции.

Какие трудности ждут на пути внедрения менторинга

Внедрение системы менторства в компании может встретить сопротивление со стороны коллег. Представьте: у вас есть руководитель, а потом появляется еще и ментор. Это может насторожить сотрудника, вселить ему мысли о том, что он не справляется, и его хотят уволить.

Что делать? Поделитесь собственным примером, когда вам понадобился ментор, расскажите, как от этого стала лучше ваша работа, что вы получили: это могут быть повышение или прибавка к зарплате. Если вы сами не верите в эту идею, вряд ли ваши сотрудники захотят иметь наставника. На конкретном примере объясните, чем это поможет тому или иному сотруднику: например, сотрудник N станет на ступень выше в своем отделе, если прокачает те или иные скиллы.

Составьте расширенный опросник, чтобы повысить шанс совпадения ментора и менти. Если в первый раз попытка внедрения менторинга провалилась, очень сложно продать эту идею снова. Поэтому лучше сразу составить гармоничные пары ментор-менти. Например, компания Phenom при внедрении системы менторинга прибегла к искусственному интеллекту, чтобы тот подобрал наиболее подходящие тандемы. В компании McGraw-Hill Education система подбора наставников включает анкету, телефонное интервью и рекомендации комитета для каждого наставника и подопечного. Другой способ может заключаться в том, чтобы предложить ментору или менти несколько вариантов партнера и позволить им выбрать одного из них.

Опыт компаний

Как рассказывает один из менторов Solvery Людмила Загитова, в компании Naumen пришли к менторингу во время карантина. Из-за ограничений команда больше не могла делиться знаниями с коллегами на своих внутренних конференциях. К тому же, перед руководством встал вопрос об укреплении связей между департаментами.

К нашему HR пришел разработчик и организатор этих конференций и предложил развивать менторство. Он был готов взять на себя ответственность за это направление, у него было достаточно мотивации, заинтересованности, естественно, его поддержали. Сначала мы создали страничку с описанием, что такое менторство, кто такой менти, что это дает обеим сторонам, зачем это нужно, все плюсы и минусы. Затем у нас была рассылка на почту с этой страничкой и формой регистрации для менторов и менти, – рассказывает Людмила.

После чего в Naumen составили определенные правила и этический кодекс. Там упоминается, что делать в случае, если менти недоволен своим рабочим местом, отношениями с коллегами или руководителем. Как поясняет Людмила, в компании не снимают ответственность с ментора, скорее советуют, чему ментор может научить своего менти. И следующим этапом для Naumen стали созвоны с менторами, до которых доносили эти правила и пункты кодекса.

Подведем итог

Зачем нужен менторинг:

  • Доступное обучение сотрудников

Каждая компания так или иначе задумывается над прокачкой знаний своей команды. Зачастую обучение сотрудников не структурировано и отнимает много времени у тех, на чьи плечи это ложится. С помощью программы менторинга обучение получается всесторонним, а нагрузка между многими наставниками распределяется равномерно. Исследование, проведенное Университетом Гвельфа в Канаде, показало, что менторинг может помочь новичкам стать продуктивнее. «Компании выигрывают от повышения благосостояния своих сотрудников. Помощь новичкам в адаптации на старте дает возможность реализовать свой потенциал позже», – сказал о своих выводах профессор Джейми Груман, участвовавший в исследовании.

  • Меньше пробелов в навыках

На занятиях с менти наставник сможет выявить дополнительные навыки, которые могут стать преимуществом для подопечного и компании. Это могут быть способности, которые, возможно, не являются активом для текущей роли сотрудника, но помогут ему добиться успеха на будущих должностях в компании.

  • Сокращение текучки кадров

К преимуществам программы менторинга можно отнести развитие лояльности у тех, кто в ней участвует. В результате это приводит к снижению текучки кадров.

  • Репутация

Если компания инвестирует в сотрудников через программы наставничества, команда чувствует, что руководство заинтересовано в ее успехе и развитии. Это способствует хорошей репутации компании как внутри, так и за ее пределами.


(Голосов: 7, Рейтинг: 5)
0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть