Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
12 Сентября 2017 в 16:47

Экономика, ставшая голой

0 2749
Издательство «Манн, Иванов и Фербер»

Разноголосица аргументов и мнений, звучащая в спорах по любому из экономических вопросов, заставляет задуматься: не слишком ли много цветных тряпочек накручено на нашего бога — экономику? Автор книги «Голая экономика» профессор Чарльз Уилан решил добраться до сути многочисленных проблем этой науки и скинуть с нее все покровы.

Экономика оказалась не такой дремучей, как выглядит со стороны. Может быть, такому имиджу она обязана самим экономистам, которые хорошо управляются с цифрами, но не всегда умеют об этом написать? Автор «Голой экономики» — смог. Этот труд — в списке 100 лучших бизнес-книг всех времен.

Что такое общественное мнение? Почему мы едем в McDonald’s, хотя бывают гамбургеры и повкуснее? Почему подаем документы в «престижные» вузы, когда можно получить качественное образование гораздо дешевле? Как работают финансовые рынки и к чему ведет глобализация? Задайте экономистам один вопрос — и получите 10 разных ответов. Но Уилан раскладывает все по полочкам и учит нас быть экономически грамотными. Полистаем книгу.

Информация и гамбургеры

Недостаток информации калечит рынки и заставляет людей вести себя так, что это влечет за собой значительные социальные последствия. Часто мы покупаем продукты и услуги, качество которых оценивается нами постфактум. Как остроумно подметил Чарльз Уилан, «вам ведь, например, пришлось заплатить за эту книгу до того, как вы ее прочли».

Компании придумывают собственные механизмы для решения проблем с информацией. Гений McDonald’s, в частности, на этом и основывается. Представьте, что вы приехали в незнакомый город. Перед вами яркий рекламный щит с надписью «Бла-бла-бла бургеры». Если вы отправитесь в это заведение, то вероятность вкусно перекусить или отравиться будет 50 на 50. Потому что вы ничего не знаете об этом заведении. Поэтому скорее всего выбор падет на McDonald’s: вам известно, там относительно недорого, привычно и к тому же бесплатный туалет.

Эта предсказуемость — залог успеха McDonald’s. Ради четкой узнаваемости своей продукции компании тратят огромные деньги, гамбургеры лишь пример. Брендинг обеспечивает доверие.

Брендинг и «товарный ад»

Брендинг. Эта стратегия действительно выгодна. На конкурентных рынках цены всегда стремятся к себестоимости продукции. Если банка газировки обходится производителю в 10 центов, а вы продаете ее за доллар, то очень быстро найдется тот, кто снизит цену вдвое от вашей. А кто-то следом сделает ее равной 25 центам. В итоге найдется эффективная и беспардонная компания, которая станет продавать эту газировку за 11 центов.

С точки зрения потребителя это замечательное качество капитализма. Но производителю такая ситуация известна как «товарный ад»: на рынке, переполненном одинаковыми товарами, в результате конкуренции цены снижаются до тех пор, пока кто-нибудь не разорится и не выйдет из бизнеса.

Поэтому производители газировки вынуждены убеждать весь мир, что их смесь воды и сахара гораздо лучше, чем точно такая же смесь у конкурентов.

Другой яркий пример — одежда Nike. Разве это не куски ткани, сшитые в единое целое работниками во Вьетнаме? Нет, это бренд, почитаемый самим Тайгером Вудсом. Поэтому можно платить за такие вещи тройную цену.

Сигналы качества

В таких условиях компании лезут из кожи вон, чтобы дать рынку сигнал о высоком качестве своей продукции (что может не являться правдой). Представьте, что выиграли в лотерею 7-8-значную сумму и решили эти деньги куда-нибудь вложить. Вы приходите в офис инвестиционной компании и видите там настоящее великолепие: мраморные стены с подлинниками импрессионистов, мебель из красного дерева и топ-менеджеры в итальянских костюмах на заказ.

Какая мысль придет в голову: «Наверняка этот шик оплачивается из кармана клиентов, меня тоже обдерут!» или «Ого, да ведь это просто супер, я хочу быть клиентом такой успешной компании»? Почти все выбирают второе.

Но внешние атрибуты успеха не всегда связаны с профессионализмом услуг. Скорее это — «павлиний хвост», призванный продемонстрировать бизнес высокого класса. В мире несовершенной информации такой сигнал всегда работает.

Показательный пример — офисы компаний в некоторых странах Азии. Несмотря на уличную жару, в них настолько холодно, что сотрудники (внимание!) включают обогреватели. Так боссы этих компаний рассылают миру месседж: мы лучшие, мы можем позволить себе много кондиционеров, это роскошно, это настоящий Северный полюс!

По материалам книги «Голая экономика».

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

    Отправьте отзыв!
    X | Закрыть