Как говорил капитан Врунгель из знаменитого советского мультфильма: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Это выражение справедливо не только для водного транспорта, но и для будущего бренда. Оригинальное название организации поможет привлечь внимание клиентов и создать нужное представление о фирме у будущих деловых партнеров. Поэтому так важно творчески подходить его к выбору.
Общие требования к фирменному наименованию
В целом российское гражданское законодательство относительно либерально в отношении фирменного наименования компании. В то же время несоблюдение законодательных требований и ограничений влечет отказ в государственной регистрации юридического лица.
Далее рассмотрим некоторые проблемные вопросы, возникающие у предпринимателей при выборе названия организации.
Ограничения на использование официальных наименований государств и их производных
Законом и подзаконными актами строго ограничено использование в названии организации слов «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования. Разрешение на их включение выдается Министерством юстиции РФ. Кроме того, по общему правилу, в указанных целях не могут использоваться полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти.
В качестве примера можно вспомнить спор саратовской инспекции ФНС и ООО «Роспромгаз». Налоговики обратились в суд с требованием к ООО «Роспромгаз» об изменении наименования юридического лица в силу того, что у последнего отсутствовало соответствующее разрешение Министерства юстиции РФ. Суды трех инстанций встали на сторону налоговиков и обязали компанию изменить фирменное наименование (дело N А57-17948/2018).
Кроме того, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных (пп. 1 п. 4 статьи 1473 ГК РФ). Иллюстрацию данного запрета можно найти в деле «Налоговая инспекция против ООО “КИПРОСТРОМ”». Проверяющие обратились в суд с требованием изменить название организации, исключив из него слово «Кипр».
Налоговикам удалось убедить правовую инстанцию в том, что Кипр является официальным сокращенным наименованием государства, содержащимся в Общероссийском классификаторе стран мира, а потому не может фигурировать в названии компании.
Последней пришлось подчиниться решению судов и исключить из своего наименования название зарубежной страны (дело № А63-466/2019).
Региональные особенности
Существуют свои особенности и в регионах России. Согласно статье 54 ГК РФ, регионы вправе самостоятельно выбрать порядок использования в названиях юридических лиц официального наименования субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге два года назад был принят Закон «О порядке использования в наименованиях юридических лиц официального наименования Санкт-Петербург». Он запретил включать в название юрлица «Санкт-Петербург», а также слова и словосочетания, образованные на его основе, без разрешения Правительства Северной столицы. Однако, далеко не все предприниматели были в курсе нововведения. Это повлекло за собой волну отказов в государственной регистрации тем, кто попытался использовать словосочетания «Санкт-Петербург», «Санкт-Петербургский», «СПб» и т.д. В столице аналогичный порядок действует уже несколько лет. Там для использования юридическим лицом в фирменном наименовании словесных символов Москвы необходимо согласование Геральдического совета города. В противном случае компанию ждет отказ в государственной регистрации.
Хэштеги и иные символы в наименовании
До недавнего времени оставался открытым вопрос о законности использования графических символов (цифр, тире, знака амперсанд (&)). Федеральная налоговая служба РФ в письме от 30.12.2015 № ГД-4-14/23321 высказала официальную позицию ведомства: «Использование графических знаков в фирменном наименовании юридического лица не противоречит действующему законодательству».
Подтверждением сказанному служит тот факт, что в ЕГРЮЛ зарегистрированы организации, фирменное наименование которых содержит различные символы: ООО «Компания 1+1», ООО «Клининговая компания №1», ООО «1:0». Следовательно, при выборе наименования организации следует руководствоваться разъяснениями ФНС РФ. Этим же письмом ФНС РФ был решен вопрос о возможности использования в фирменном наименовании организации хэштега – слова, которому предшествует символ # и превращает его в гиперссылку в социальных сетях.
Поскольку хэштег является графическим знаком, его можно использовать в названии организации.
Примером тому может послужить, например, зарегистрированное в ЕГРЮЛ ООО «#Чистоягода».
Уникальность фирменного наименования
Еще одним актуальным вопросом при создании организации является необходимость проверки его имени на уникальность.
Здесь есть принципиальный момент: обязательная проверка фирменного наименования организации на уникальность законом не предусмотрена. Само по себе совпадение с наименованием уже существующего юридического лица не является основанием отказа в государственной регистрации. Однако, если правообладатель, зарегистрировавший свои права в Роспатенте, обнаружит, что кто-то осуществляет аналогичную деятельность под таким же или сходным до степени смешения фирменным наименованием, он вправе обратиться в суд и потребовать от нарушителя:
- прекратить использование спорного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных осуществляемым правообладателем либо;
- изменить свое фирменное наименование;
- в обоих указанных случаях также возместить правообладателю причиненные убытки.
На практике же оказывается, что не все так однозначно. Ярким примером является спор Акционерного общества «Лаборатория Касперского» (зарегистрированного в 1997 году) с Акционерным обществом «Научно-производственное объединение «Лаборатория Касперского» (созданным в 2016 году). Несмотря на очевидную тождественность наименования АО «НПО «Лаборатория Касперского» мировому IT-бренду, суды не стали его защищать, сославшись на иную сферу деятельности, которой занимается ответчик – научные исследования и разработки в области технических и естественных наук (дело № А40-193588/2016). Справедливости ради, описанный кейс является скорее исключением из правила. В подавляющем большинстве аналогичных споров компаниям удается защитить свое имя от умышленного «клонирования» конкурентами.
Резюме
Подводя итог, необходимо еще раз отметить важное значение имени бренда. Оно указывается в учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц в процессе государственной регистрации организации.
Нарушив требования законодательства РФ при выборе названия, организации может быть отказано в государственной регистрации юридического лица. Кроме того, у нее могут потребовать прекратить использовать фирменное наименование, сходного до степени смешения с уже существующим, а также возместить причиненные этим убытки.
Проверить фирменное наименование на уникальность можно следующими способами:
- лично обратившись в налоговую инспекцию либо воспользовавшись специальным сервисом на сайте nalog.ru «Проверь себя и контрагента»;
- воспользовавшись официальными сайтами организаций, оказывающих услуги по подготовке документов для защиты прав на интеллектуальную собственность.