Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
28 Мая 2018 в 14:22

GDPR: что, как и зачем?

Россия +7 (495) 139-20-33
0 18603
Подпишитесь на нас в Telegram
Елизавета Лосева
Редактор-переводчик SEOnews

25 мая 2018 года вступил в силу Общий регламент по защите данных, более известный под аббревиатурой GDPR. Казалось бы, если регламент распространяется только на данные жителей ЕС, то российских компаний он касаться не должен. На самом деле, это не совсем так. Разбираемся, что такое GDPR, в чем заключаются его главные принципы и чем он грозит рекламодателям РФ.

eu-3222692_640.jpg

Что такое GDPR?

Общий регламент по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR) – документ о личных данных, их обработке и хранении.

Цель регламента – сделать так, чтобы пользователи ЕС понимали, как используются их данные в интернете и в любой момент могли закрыть к ним доступ или удалить их.

Власти Евросоюза считают, что доверие потребителей – главный двигатель развития цифровой экономики. А доверять предприятиям пользователи могут только тогда, когда:

  • понимают, как и в каких целях используются их данные;
  • могут проконтролировать, какая личная информация попадет в руки компании.

Сегодня мы видим результат 6 лет работы: впервые о необходимости подобного документа власти ЕС заговорили еще в 2012 году. К 2016 году была продумана концепция документа и еще два года занял переходный период.

Основные принципы GDPR

В основе GDPR лежат 6 принципов:

  1. Законность, справедливость и прозрачность. Пользователи должны знать, к каким их данным организации имеют доступ.
  2. Ограничение цели. Компании могут собирать данные только для достижения цели, прописанной в пользовательском соглашении.
  3. Минимизация данных. Компании не имеют права собирать больше данных, чем необходимо для достижения цели.
  4. Точность. Собранные данные должны быть точными и актуальными. В противном случае компании обязаны их исправить или удалить.
  5. Ограничение хранения. Данные пользователей должны удаляться сразу после использования.
  6. Целостность и конфиденциальность. Данные, собираемые компанией, должны быть защищены от несанкционированной и незаконной обработки, уничтожения и повреждения.

Как GDPR определяет личные данные?

По регламенту персональными данными считается любая информация, по которой можно прямо или косвенно идентифицировать физическое лицо. Например, логин и пароль, интернет-ID, IP-адрес. Личными данными также считается любая информация, которую пользователь указывает в своих аккаунтах (например, пол, возраст) и данные, которые сайты собирают для рекламных целей (поисковые запросы, геолокация и т.д.).

В соответствии с GDPR каждый пользователь имеет право знать:

  • какие типы персональных данных собирает компания;
  • в какой форме они собираются;
  • как они используются;
  • кто имеет к ним доступ;
  • используются ли данные для автоматического составления портрета пользователя (например, для показа таргетированной рекламы);
  • по каким критериям определяются сроки хранения данных.

Компании не обязаны прописывать эти моменты в пользовательском соглашении. Однако если пользователь запросит эту информацию, организация будет обязана ее выслать в течение месяца (трех – с объяснением причины) бесплатно и в удобной для пользователя форме.

В GDPR также прописаны типы данных, которые собирать запрещено. Среди них информация о:

  • расовой или этнической принадлежности;
  • политических предпочтениях;
  • религии;
  • членстве в профессиональных объединениях;
  • состоянии здоровья;
  • сексуальной жизни и ориентации.

Что именно изменилось?

Основные изменения:

  1. Компании должны четко и коротко объяснить, какие его данные компания будет собирать и для чего использовать. Основная причина, почему никто не читает пользовательские соглашения – обилие юридических терминов и сложных конструкций. Теперь формулировки должны быть максимально точными.
  2. Компании обязаны по просьбе пользователя предоставлять электронную копию его данных. Это правило полезно для тех, кто хочет сменить сервис на аналогичный, не теряя возможности получать основанные на предпочтениях рекомендации.
  3. Пользователь имеет право не согласиться на обработку своих данных или отозвать согласие в любой момент.
  4. Дети-граждане ЕС младше 16 лет могут регистрироваться в интернете только с согласия родителей или опекунов.
  5. Если произошла утечка данных, компания обязана сообщить о ней клиентам и регулирующим органам в течение 72 часов.

GDPR предусматривает право на забвение. Это значит, что пользователь может потребовать у компании удалить свои личные данные. Ранее право распространялось только на поисковые системы, теперь оно касается всех сайтов и сервисов, собирающих личные данные. Правом можно воспользоваться, если:

  • данные использованы по назначению и больше не нужны;
  • пользователь отозвал согласие на обработку;
  • информация собиралась незаконно.

За несоблюдение статей GDPR компаниям грозят штрафы двух типов:

  1. До €10 млн или 2% от годового дохода – за нарушение правил о согласии на обработку данных ребенка и безопасности персональных данных.
  2. До €20 млн или 4% от годового дохода – за нарушение основных прав субъектов данных, принципов обработки и передачи персональных данных и правил согласия.

Кто попадает под GDPR?

Регламент применяется ко всем компаниям, собирающим персональные данные граждан ЕС. 

Местоположение не играет роли – российские организации также должны соответствовать регламенту.

Ваша компания попадает под действие GDPR, если вы:

  • продаете товары и оказываете услуги жителям Европы;
  • собираете данные жителей Европы.

Регламент должны соблюдать как крупные компании типа Facebook, так и средний и малый бизнесы, работающие с клиентами, проживающими на территории ЕС. Вы не попадаете под действие регламента, если среди ваших клиентов/пользователей нет ни одного жителя Европы.

Что делать?

Что делать компании, которая попадает под действие GDPR?

  1. Провести аудит уже собранных данных, чтобы оценить риски. Понять, какой процент составляют данные пользователей из ЕС, какой типы данных компания собирает и хранит. Проанализировать, насколько пользователям понятна форма о согласии на обработку персональных данных.
  2. Если среди ваших клиентов есть пользователи из ЕС, то привести методы и средства обработки персональных данных в соответствие с новыми правилами GDPR.
  3. Уведомить пользователей о новой политике конфиденциальности, как, например, сделал Яндекс.

О том, как к GDPR готовились такие компании, как Google, Apple и Facebook, можно узнать в этой статье.

Что дальше?

Западные юристы считают, что европейские стандарты по хранению и использованию данных в скором времени просочатся за пределы Европы. Компании могут не соблюдать GDPR, однако в таком случае им придется по-разному собирать и использовать данные жителей разных регионов: данные жителей ЕС будут храниться по одной системе, остальных – по другой.

По мнению западных специалистов, ни к чему хорошему это не приведет. Представьте себе компанию, которая не заботится о персональных данных соотечественников, но защищает права европейцев. Такая организация не будет вызывать доверие и начнет терять клиентов.

Европа в свою очередь настроена на то, что хранение данных в соответствии с GDPR в итоге станет «золотым стандартом» хранения и обработки данных для мирового digital-сообщества.

А как считаете вы?

Источники: EU GDPR, TechCrunch

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть