«Грязная» конкуренция: как «отменить» сайт из топа Яндекса

Методы конкурентной борьбы за позиции в поисковых системах совершенствуются параллельно алгоритмам самих поисковиков. На текущий момент наиболее популярными являются решения с применением трафика (поведенческих факторов): скликивание Директа, отказы при переходах с выдачи, массовые жалобы на домен в Яндекс и пр. Данные методы помимо сомнительной продуктивности имеют основной изъян: они предполагают взаимодействие с сайтом-жертвой и оставляют «след» злоумышленника.

Представленный ниже метод не предполагает ни единого касания с сайтом-жертвой и полностью основан на уязвимости алгоритмов Яндекса.

Автор материала категорически осуждает любые методы нечестной конкуренции. Представленный материал стоит позиционировать как помощь в диагностике возможных санкций со стороны ПС.

Особенностью данного метода является перспектива не только устранить сайт конкурентов из топ-10 Яндекса, но и собирать дополнительные лиды из поиска по ключевым запросам.

В основе метода лежит один из старейших фильтров Яндекса – аффилиат.

Аффилиат-фильтр или аффилированность сайтов – это санкции, применяемые к группе сайтов со стороны поисковой системы, которые не позволяют двум и более сайтам из одной группы единовременно находится в топе выдачи по запросу в рамках одного региона.

Данный фильтр является «теневым»: уведомление о наличии санкций на домене отсутствуют в панели Яндекс Вебмастер, саппорт поисковой системы отрицает существование санкций.

Аффилированность может быть применена как в ручном режиме сотрудниками поисковика (читай, по стуку), так и алгоритмически, что в разрезе описываемой задачи является уязвимостью.

В результате применения фильтра одни из сайтов группы могут сохранять позиции в топ-10 выдачи по запросу, другие сайты будут на 3-ей (реже – 2-ой) и далее страницах выдачи.

К основным факторам, влияющим на алгоритмическую аффилированность сайтов, можно отнести:

  • пересечение контактных данных: адреса, телефоны, реквизиты; 
  • уникальность контента; 
  • уникальность товарной матрицы (для коммерческих сайтов); 
  • футпринты в коде страницы: идентичность движка/верстки/дизайна; 
  • пересечения по данным из WHOIS: идентичность хостинга/регистратора/IP; 
  • пересечения в кабинетах Яндекса: Директ, Метрика, Вебмастер, Бизнес;
  • наличие перекрестных ссылок и/или наличие перекрестного трафика.

Для попадания под аффилиат-фильтр не обязательно соблюдение всех из перечисленных пунктов. При этом наличие весомых аргументов у сгруппированных сайтов в виде отдельных организаций в сервисе Яндекс Бизнес не является иммунитетом от аффилированности.

Подготовка

Первое, что совершает злоумышленник – заводит подставной сайт под аффилированность с сайтом-жертвой. Сделать это достаточно просто, основываясь на описанных выше факторах.

Автор материала напоминает: тексты, логотип, дизайн и другие элементы сайта относятся к интеллектуальной собственности. Топорное копирование чужой интеллектуальной собственности может привести к возбуждению органов (контролирующих).

Важно учитывать, что аффилированность – позапросный фильтр, можно подводить под санкции определенные страницы сайта, не обязательно дублировать весь контент сайта-жертвы.

Верным признаком аффилированности может служить отсутствие запросов в топ-10 с сайтом-жертвой. При этом по витальным запросам и по непересекающимся запросам подставной сайт может иметь видимость.

Далее по тексту будет использована аллегория в качестве «защиты от дурака».

Секретный соус

После того, как Яндекс сгруппировал сайт-жертву и подставной сайт, наложив на группу аффилиат-фильтр, необходимо дать сигнал, который подскажет поисковику, какой из группы сайтов является «главным».

Объем «соуса», которым необходимо полить подставной сайт, должен в несколько раз превышать среднесуточный объем на сайте-жертве. Экспериментально не удавалось достигнуть желаемого результата, размазывая «соус» равномерно в течение времени, во всех случаях срабатывал только метод «с горкой».

По завершению манипуляций должна произойти рокировка по запросам: сайт-жертва «вываливается» из топ, освобождая место подставному сайту.

График видимости двух сайтов: зеленым обозначена видимость подставного сайта, фиолетовым – сайта-жертвы

В результате видимость по аффилированным запросам атакованного сайта снизилась до 3-5%, уступив позиции в топ подставному сайту. 

Также на графике можно видеть симметричные относительно оси абсцисс экстремумы:

Подобная картина характерна для аффилированных сайтов: когда позиции одного домена растут, позиции второго снижаются

Можно заметить и другой любопытный момент: видимость подставного сайта в результате атаки ниже, чем видимость сайта-жертвы до атаки (50% против 75%). Это связано с тем, что в среднем позиции подставного сайта ниже, чем позиции, которые занимал сайт-жертва. Подобная разница может быть связана с такими факторами, как возраст сайта, наличие ссылок на сайт, текстовая релевантность и пр.

Диагностика

Поводом для беспокойства может стать резкое выпадение из топ-10 по запросу или группе запросов с дальнейшим длительным пребыванием вне первой страницы выдачи. В большинстве случаев сайт выпадает на 3-ю страницу выдачи (21-30 позиции), по запросам с малым числом документов в индексе сайт может находиться на 11-20 позициях.

Для корректной диагностики атаки необходимо регулярно производить снимки выдачи в системе мониторинга позиций и анализировать «новых» игроков в тематике. Если снимки отсутствуют, при этом есть подозрения, что сайт атакован – можно воспользоваться архивом выдачи, например, Мегаиндекс хранит снимки по некоторым запросам.

В качестве дополнительного инструмента можно использовать отчет «Статистика запросов» в кабинете Яндекс Вебмастер: после атаки на сайт в нем могут быть следы «соуса», который использовали злоумышленники.

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)