Говоря о трендах, запросах клиентов и популярных услугах, мы в первую очередь ориентируемся на российский рынок, зачастую обходя вниманием страны-соседи. Редакция SEOnews решила исправить эту оплошность. Сегодня поговорим о том, что происходит на рынке интернет-маркетинга в Казахстане.
В статье затронем следующие вопросы: аудитория Казнета, ситуация на рынке, KPI, популярные услуги и возражения клиентов и основные проблемы.
Разобраться в ситуации на рынке нам помогли агентства APEX, DNA LAB и SEOEXPERT.
Аудитория интернета
По данным комитета по статистике Республики Казахстан, в 2017 году доля пользователей интернета (с учетом мобильного) среди людей в возрасте 6–74 лет составила 78,8%. Для сравнения: в 2017 году доступ к интернету был у 73% населения (при общей численности населения в 17,96 млн человек это около 13 млн пользователей). Лидеры по проникновению интернета среди населения в возрасте 16–74 лет – Астана (90,1%), Алмата (87,1%) и Алмаатинская область (88,9%).
Если говорить о социально-демографическом портрете аудитории, то 71% населения Казахстана в возрастной группе от 12 до 54 лет пользуются интернетом.
В среднем пользователь интернета в Казахстане – это человек в возрасте 23–35 лет, работающий в частном или госсекторе и выходящий в сеть с компьютера, но имеющий доступ и к мобильному интернету. Причем активнее интернетом пользуются женщины (52,2% пользователей).
Поисковые системы и социальные сети
Абсолютный лидер среди поисковых систем в Казахстане – Google. В июле 2018 доля Google составила 85%, в то время как Яндексу досталось 11,2% поискового трафика, а Mail.Ru – 3,7%. Rambler, Yahoo и Bing даже вместе не могут набрать и 0,1% поискового трафика.
Во время открытия офиса Яндекса в Казахстане в апреле 2017 года в пресс-службе компании отметили, что, по данным TNS Web Index за январь 2017 года, доля пользователей интернета в городах Казахстана уверенно увеличивается и составляет 82% населения (+9% по сравнению с 2016 годом).
Эта аудитория активно пользуется Яндексом: в день он получает от пользователей Казахстана около пяти миллионов поисковых запросов. Благодаря высокой доле пользователей интернета, ее положительной динамике и активности аудитории, интернет-реклама становится все более эффективным каналом продаж на территории Казахстана, – цитирует REGNUM пресс-службу Яндекса.
Правда на рынке воодушевления Яндекса не разделяют:
Вадим Тишаков, DNA lab:
В Казахстане у Яндекса очень слабые позиции и маленький трафик, как правило, хотя бывают исключения, но в целом Google сильно выигрывает.
Статистика SimilarWeb показывает, что пользователи Казнета обращаются как к локальным (yandex.kz и google.kz), так и к глобальным версиям поисковиков (yandex.ru и google.ru). А вот национальный поисковик kaz.kz популярностью не пользуется.
Из этого соотношения вытекает и разница в спросе на услуги контекстной рекламы. Арон Лукманов (SEOEXPERT) отметил, что спрос на поисковую рекламу в Яндексе более чем в два раза уступает спросу на рекламу в поиске Google (50% у Google, 20% — у Яндекса).
Юрий Кралюк, CEO APEX:
Заказывают всегда обе системы: Google и Яндекс, но чаще всего останавливаются на Google, средняя доля среди наших клиентов 70/30% (Google/Yandex).
По данным SimilarWeb, самая популярная социальная сеть в Казахстане – это ВКонтакте, следом идут Одноклассники и Facebook. Cамые популярные мобильные приложения – WhatsApp и Instagram, причем и на iPhone, и на Android.
Ситуация на рынке
Чтобы понять, каковы основные тренды и проблемы рынка интернет-маркетинга в Казахстане, мы обратились к людям, которые на нем работают. На вопросы редакции ответили:
- Юрий Кралюк, APEX
- Вадим Тишаков, DNA lab
- Арон Лукманов, SEOEXPERT
В качестве главных трендов рынка респонденты отметили продолжающийся последние годы рост спроса на онлайн-видеорекламу (OLV) и наметившееся движение в сторону performance-маркетинга. Наши собеседники отметили, что клиенты все чаще ставят цели в виде лидов. Помимо лидов и конверсий в число популярных KPI входят классические показатели: привлечение качественного трафика на сайт и позиции, а также создание охвата.
Популярные услуги
Распределение бюджетов на услуги сильно зависит от конкретного агентства. Но SEO определенно не является лидирующим направлением с точки зрения вложений. Например, в агентстве, непосредственно специализирующемся на поисковом продвижении, доля бюджета на SEO составляет всего 20% от общего микса.
При бюджете 1 000 000 тенге (примерно 180 000 рублей) SEO – 20%, контекст – 60% (Google – 70% / Яндекс – 30%), таргет в Facebook и Instagram – 20% / SMM – 0 и другие каналы также 0, — комментирует Арон Лукманов (SEOEXPERT).
Вот что нам ответили в других агентствах:
Юрий Кралюк, CEO APEX:
SEO, к сожалению, занимает около 1% от всех бюджетов наших клиентов, это связано с тем, что им достаточно русскоязычного сайта их представительства в РФ, о SERM говорят многие, но это только зарождается на рынке. Основная доля бюджетов на рынке сейчас уходит на Online Video (30%), Social (25%), SEM/AdX (Ad Exchange – прим. ред.) (23%), Direct Display (12%), Programmatic (5%) и другие (5%).
Вадим Тишаков, DNA lab:
У нас большая часть (60%) уходит на брендинг – OLV (онлайн-видеорекламу – прим. ред.), баннерка, остальные примерно в равных долях SEM, SMM, Programmatic.
В конце 2018 года в интервью Forbes.kz директор Admixer Казахстан, одного из крупнейших селлеров интернет-рекламы в стране, Алан Ибраим также отметил спрос на баннерную рекламу и стремительный рост популярности онлайн-видео:
Основная доля приходится на баннерную рекламу. Модель покупки – за тысячи показов (CPM). Если же говорить про популярность, то быстрый рост набирает видеореклама. Люди все меньше хотят читать. Чтобы не быть голословным, назову конкретные цифры. В сентябре 2015 количество зрителей онлайн-видео в день составляло 5,2 млн человек. Через год, в сентябре 2016, это было уже 6,9 млн просмотров, рост – на 33%.
Рекламодатели
По данным TNS Central Asia за январь-июнь 2018 года в ТОП 10 рекламодателей на рынке интернет-рекламы Казахстана вошли компании, представляющие финансовый сектор, тематику «Недвижимость»
При оценке рекламодателей учитывалось количество используемых для рекламы интернет-сайтов, период присутствия, количество баннеров.
В ТОП 3 интернет-сайтов с наибольшим количеством рекламодателей в 2018 году вошли новостной портал Nur.kz, информационный сайт о мобильной связи Allphones.kz (оба возглавляли ТОП в 2017) и еще один новостной портал Zakon.kz.
Если говорить об активности рекламодателей в разных тематиках, то ТОП 10 категорий на январь-июль 2018 выглядит так:
Эти категории охватывают 93% рекламного рынка. В тройке лидеров — «Парфюмерия, косметика и личная гигиена», «Продукты питания», «Услуги». В группу «Остальные» входят «Средства массовой информации, полиграфия» (1,4%), «Товары культурно-бытового назначения» (1,3%), «Бытовая техника» (1,1%) и другие.
Возражения
Как и в Беларуси и Украине, казахстанских рекламодателей, обращающихся за услугами интернет-маркетинга, смущают цены, непрозрачность процессов и сложная оценка результатов (особенно если клиент работает только в офлайне), а также длительные сроки их достижения.
Mobile
Все респонденты отметили большое значение мобильного сегмента интернета и высокий спрос на мобильный маркетинг. Так, в некоторых тематиках мобильный трафик на сайт обогнал десктопный и в ряде случаев достиг 60% от общей аудитории. Одним из драйверов развития сегмента mobile стали социальные сети и видеоконтент, считает Юрий Кралюк (APEX):
Он [mobile] обогнал десктоп за счет социальных сетей и видеоконтента, мобильный маркетинг изменил в принципе подход к планированию РК в интернете для наших клиентов, но не все так радужно, как кажется на первый взгляд. Связано это с тем, что на рынке до сих пор нет индустриального измерения рынка мобильного интернета, и получается, что мы видим только около 40% того, что потребляет рядовой пользователь.
Заключение
Завершая обзор, остановимся на проблемах рынка интернет-маркетинга в Казахстане, многие из них знакомы и специалистам из других стран.
Вот как на вопрос о главной проблеме рынка ответили наши респонденты:
Юрий Кралюк, APEX:
Рынок непрозрачен: нет полноценного индустриального измерения, регулятора рынка/ассоциации, каждое агентство/игрок сам по себе, нет black/white-lists клиентов/агентств/подрядчиков. Это не хаос, но работа над проектом/запросом иногда проходит впустую.
Вадим Тишаков, DNA lab:
- Кадровый голод.
- Неготовность клиентов к смелым и креативным решениям.
- Дорогой продакшн, если посмотреть в пересчете на стоимость итогового контакта.
- Закупка инвентаря в долларах, большие курсовые риски агентств.
- Недоверие, так как очень мало реальных исследований на рынке (дорого) и данных по продажам.
- Низкий уровень образованности в целом в интернет-маркетинге.
Арон Лукманов, SEOEXPERT:
Самая главная проблема – клиенты думают, что SEO не приносит результата, хотя сами не отслеживают звонки и заявки с сайта. К примеру, один клиент при конверсии сайта в 40% сообщил, что не ощущает отдачи от интернет-рекламы. Клиенты относятся к SEO с большим недоверием, постоянно высказывают свое недовольство, хотя веб-аналитика говорит совсем об обратном.
Со своей стороны отметим, что при написании материала столкнулись с нехваткой данных и исследований, посвященных локальному IT-рынку в целом и интернет-маркетингу в частности. Надеемся, в будущем рынок станет более открытым, что поможет в работе и агентствам, и их клиентам.
Читайте также обзоры рынка интернет-маркетинга в Беларуси и Украине.