Ситуация с коронавирусом вынудила компании перевести сотрудников на удаленную работу. У одних организаций это получилось, другие – все еще приспосабливаются к новому режиму и учатся взаимодействовать с коллегами и клиентами, находясь в окружении расслабляющей домашней обстановки.
IT-компании в силу своей специфики одними из первых перешли на удаленку. Мы пообщались с представителями ВКонтакте, Mail.ru Group, iConText, Ашманов и партнеры, Serpstat, Нетологии, CoMagic, eLama, AGIMA, Adventum и попросили поделиться опытом и секретами сохранения продуктивности при работе из дома.
Основные сложности удаленной работы
Некоторые из опрошенных компаний и раньше тестировали удаленный формат работы. Например, в Serpstat пробовали перевести на удаленную работу небольшие команды на ограниченное время. 70% команды Нетологии всегда работали на удаленке, в их числе координаторы курсов, методисты и преподаватели. В компании AGIMA большинство сотрудников могли перейти на удаленную работу в случае резкой необходимости. Но даже тем, кто практиковал удаленку и раньше, пришлось перестраиваться, чтобы полностью перевести команду на работу из дома.
Часть сотрудников отлично работает из дома: у них нет проблем с самодисциплиной и выгоранием. А некоторым нужны внешняя поддержка, мотивация и контроль, чтобы выдержать самоизоляцию и сохранить продуктивность. В этом случае нагрузка на руководителей сильно возрастает. В режиме самоизоляции сложнее реализовывать задачи, связанные с развитием. Основные усилия направлены на поддержание эффективной работы по текущим проектам.
Инструменты для удаленной работы команды
Организовать эффективную удаленную работу и отладить процесс невозможно без специальных инструментов. У каждой компании в зависимости от специфики есть свой набор сервисов, которые позволяют наладить коммуникацию между сотрудниками и клиентами и обеспечить выполнение текущих задач. Чаще всего опрошенные нами компании используют для удаленной работы мессенджеры и инструменты для проведения видеоконференций, облачные хранилища, почту, сервисы по работе с документами, таск-менеджеры.
Все сотрудники перешли на удаленку с рабочими ноутбуками и другими устройствами (например, кому-то для работы необходимо два монитора). Всем настроили защищенный доступ к внутренним ресурсам – интранету, где можно посмотреть контакты коллег и последние новости компании, к таск-менеджеру, базе знаний.
Забота о комфорте может не ограничиваться предоставлением рабочих инструментов. Например, сотрудники Mail.ru Group при переходе на удаленку получили индивидуальные промокоды от Delivery Club.
-
Для постановки задач мы используем Jira.
-
Тексты пишем в редакторe Paper от Dropbox.
-
Видеоконференции проводим в Zoom.
-
Для общения и чатов мы используем Telegram.
-
Все встречи команд и ретроспективы проходят в Zoom или Google Meet.
-
Работу над задачами ведем в Планфиксе и Redmine (отдел разработки).
-
Контроль SEO-команд – прямо в инструменте «Контроль команд» Serpstat.
-
Время и эффективность контролируем в Yaware Time Tracker.
-
А еще у нас есть Панель Управления Проектами, совместная с Netpeak разработка, где каждый сотрудник чекинится, ставится на паузу, отслеживает эффективность по всем своим задачам и получает отчеты подчиненных.
-
Основной инструмент удаленки для нас – это стек технологий G Suite от Google. В нем объединены почта, календари и возможности видеозвонков.
-
Вся реклама контролируется через наш сервис CoMagiс. В период, когда надо оперативно управлять расходами на рекламу, для нас критически важно понимать, в каких каналах рекламы нет потенциальных клиентов. Мы уменьшаем бюджеты на них, перераспределяем средства на другие рекламные каналы.
-
Для связи между нашими клиентами и сотрудниками, работающими из дома, используем возможности нашей виртуальной АТС, активно помогаем клиентам с настройками.
-
С конца 2019 года мы перешли на работу с клиентами в формате еженедельных спринтов. Все задачи фиксируются с бэклоге и распределяются по неделям. Такой подход к организации процессов показал себя в нынешней ситуации особенно эффективно. У клиентов есть личный кабинет на базе Битрикс24, где мы совместно с ними ведем проекты.
-
С помощью Confluence мы ведем базу знаний, в которой храним все регламенты, инструкции, кейсы по проектам и образовательные материалы.
-
Asana – таск-менеджер для постановки и контроля задач по всем проектам,
-
Zoom – платформа для ежедневных созвонов с командой, клиентами и партнерами,
-
Мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Slack) – для оперативного решения вопросов,
-
Корпоративный портал Adventum на базе Motivity – это пополняемая база знаний. Здесь хранятся все шаблоны документов и регламенты, информация об отделах, кейсы, обучающие материалы, контакты всех сотрудников компании. Чтобы находиться в одном информационном поле каждую неделю мы публикуем в Motivity дайджест с новостями компании,
-
Google Диск, Google Sheets и Google Docs – для обмена файлами, совместной работы и редактирования материалов.
-
Gmail – для важных новостей по компании и официальной переписки.
-
Google календари и Google Meet – для назначения и проведения онлайн-встреч.
-
Confluence – как внутренняя библиотека и источник любой нужной информации для компании.
-
Jira – для ведения и планирования задач.
-
Miro – для совместной работы по проектам и понятной визуализации.
-
Все корпоративные коммуникации у нас построены на продуктах Google: почте, календаре, документах, чатах и Google Meet.
-
Все производство ведется при помощи таск-трекера Jira, который интегрирован с базой знаний Confluence и системой контроля версий Gitlab. Единственное, что мы добавили сейчас к инструментарию – это обязательную ежедневную подготовку отчетов по рабочему дню каждого сотрудника в корпоративном портале b24.
-
Для работы мы используем Slack – рабочий мессенджер, в котором проходит все общение в компании.
-
Zoom используем для организации онлайн-встреч и конференций.
-
Документация ведется в Google Документах.
-
ClickMeeting – одна из платформ, на которой мы проводим обучающие вебинары.
-
Как онлайн-университет мы часто используем различные стриминговые системы с возможностью трансляции уроков.
-
Вся бухгалтерия и финансовый документооборот тоже настроены на работу онлайн. Например, бухгалтерские оплаты проводятся через сервис PlanFix. Это удобно и позволяет работать откуда угодно.
Рекомендации для тех, кто пытается наладить процесс удаленной работы
Компаниям, которые до ситуации с коронавирусом не практиковали удаленный формат работы, приходится особенно непросто. Мы попросили специалистов поделиться опытом и дать несколько советов, которые помогут бизнесу выстроить процессы дистанционной работы более эффективно и избежать «подводных камней».
Большинство опрошенных нами специалистов сходятся на мнении, что для эффективной работы из дома важно:
-
Подготовить рабочее месте. В идеале – найти тихий уголок, где никто не будет мешать. Работать, лежа в кровати, не стоит.
-
Составить график выполнения задач. Если четко придерживаться планов и не отвлекаться на домашние дела, продуктивность заметно вырастет.
-
Соблюдать режим работы и отдыха.
-
Чаще общаться с коллегами: чтобы запланировать задачи, решить рабочие вопросы и просто поддержать друг друга в этот период.
Что касается бумажных документов, то мы предложили всем клиентам перейти на электронный документооборот. Если клиент не рассматривает такую возможность, то у определенных представителей нашей юридической и финансовой службы есть печать, все необходимые доверенности, принтеры и другое оборудование.
-
Согласуйте работу с домашними. Объясните, что дома вы работаете, а не находитесь в отпуске.
-
Мобильный всегда должен быть рядом.
-
Правило 10 сообщений. В случае, когда письменное обсуждение проблемы или какого-то вопроса затянулось (больше 10 сообщений) – звоните! Решите все голосом и зафиксируйте договоренность.
Сегодня технологии позволяют настроить автоперезвон по пропущенным заявкам: если менеджер отошел, не успел ответить, физически не смог взять трубку, система автоматически наберет номер повторно через заданный промежуток времени. Аналогичным образом можно автоматически прозванивать заявки, которые приходят из соцсетей, лид-форм на сайте.
Если вы выстроите контроль за звонками, вам не надо будет искать сервисы, которые каждые 5 минут фотографируют сотрудника, или требовать ежечасно отчет о работе. Пусть хоть картошку жарят, если в это время нет входящих звонков, а все заявки обработаны.
-
Продумайте инфраструктуру: где будут храниться данные и как сотрудникам получить к ним доступ.
-
Создайте единое информационное поле, чтобы сотрудники могли оперативно получать информацию о компании и новости от коллег. Это может быть корпоративный портал, канал в Телеграм или еженедельные конференции в Zoom.
-
Выберите методы, которые помогут контролировать и оценивать эффективность работы команды. Если компания не пользуется таск-менеджерами – самое время начать.
-
Оставайтесь на связи. Кто-то живет один и ему тяжело находиться целый день наедине с собой. У кого-то семья, дети, и работу приходится в прямом смысле совмещать с семьей. Поддерживайте друг друга, интересуйтесь, как дела. Созванивайтесь с включенной камерой, чтобы видеть друг друга и чувствовать эмоции собеседника.
О достоинствах удаленной работы
С переходом на удаленный формат работы компании отметили, что столкнулись не только с проблемами, но и открыли для себя ряд достоинств: благодаря работе из дома сотрудники стали сплоченнее, выросла продуктивность, был дан толчок к переводу некоторых процессов в онлайн.
А еще сейчас просто шквал новых идей. Каждый день дает дополнительный стимул развиваться, делать что-то и быть не таким как все. Вот это из старого мира «Я выгорел», «Ваши задачи меня не мотивируют» – все это закончилось. Я искренне верю, что с таким настроем, можно добиться большего.
Заключение
Мы не можем изменить ситуацию в мире, но можем продолжать эффективно выполнять свою работу, пусть даже из дома, и поддерживать друг друга.
Кризис однажды пройдет, а отношения останутся. Какими они будут к тому моменту, зависит только от нас.
Напомним, это третья статья, в которой SEOnews собрал полезные рекомендации для бизнеса, как оставаться эффективными в текущей ситуации. Ранее мы вам рассказали: