6 марта 2020 года участники сделки ОПЕК+ не смогли договориться о дополнительном сокращении добычи нефти. Эта новость тут же отразилась на мировых финансовых рынках. Рубль сильно упал, акции российских компаний подешевели больше остальных.
Макроэкономические факторы оказывают свое влияние на все рынки, digital не исключение. Но какие именно изменения произойдут и как лучше к ним подготовиться всем игрокам?
За ответом SEOnews обратился к ведущим digital-игрокам, которые поделились своим видением ситуации и дали рекомендации клиентам интернет-услуг.
1. Как текущая ситуация на нефтяном и валютном рынках может отразиться на рынке digital-маркетинга?
Клиенты, чувствительные к импорту из Китая, а также чувствительные к валютному импорту (товары на перепродажу и комплектующие) будут тормозить развитие и пережидать. Все остальные – работающие в рублях, в ближайшее время – без изменений. Компании с большой долей экспортной выручки и длинными контрактами чувствуют себя нормально.
К сожалению, текущая экономическая и политическая ситуации не ведут к росту доверия к российским продуктам и многим IT-компаниям приходится шифроваться, скрывая страну происхождения.
- если ситуация на рынке выровняется, то ситуация может негативно отразиться только на digital-бюджетах в сырьевой и около-сырьевой отраслях.
- если спад продолжится и дальше, то подавляющее большинство российских компаний столкнётся с режимом экономии, связанным с общим состоянием экономики. Это приведёт к ускорению уже идущих процессов в агентском бизнесе (как в маркетинге, так и в разработке): консолидация или вымирание мелких игроков, укрепление позиций лидеров рынка.
Если паника из-за коронавируса станет началом новой рецессии и мирового кризиса, то нашу отрасль будет сильно трясти, т.к. плохо будет многим нашим клиентам. Но и это тоже пройдет :)
Падение денежных потоков приведет к большим проблемам у перекредитованных агентств и у тех, кто слишком много инвестирует в стартапы и эксперименты.
Сейчас нужно быть более аккуратным в затратах.
Из-за падения на фондовых и сырьевых рынках, а также доходов населения, наш ждет борьба за потребителя. При этом не будем забывать о перенасыщении рекламой и замедлении темпа роста digital-рынка по сравнению с прошлыми годами.
«Просто рекламы» – было недостаточно уже вчера, а сегодня – это станет пустой тратой бюджета, что в новых реалиях будет невозможно.
Текущая ситуация довольно сильно скажется и на рынке труда в digital-сфере. Компании будут сокращать издержки и оптимизировать производственные процессы, и как следствие сокращать штат. Особенно востребованы будут специалисты, которые могут брать на себя ответственность, мыслить нестандартно, быстро адаптироваться к новым реалиям и решать поставленные бизнес-задачи в кратчайшие сроки, а это в свою очередь выведет на рынок еще большее количество людей.
В свою очередь, это «остудит» рынок труда в нашей сфере, который сейчас достаточно переоценен, текущая ситуация подействует отрезвляюще на зарплатные ожидания соискателей.
2. Почему не надо паниковать или надо паниковать? Опишите возможные сценарии развития событий.
- Худший сценарий состоит в дальнейшем падении покупательной способности населения – падению выручки бизнесов – уменьшению бюджетов маркетинговых каналов. К счастью, SEO и контекстная реклама здесь страдают в последнюю очередь, как наиболее рентабельные по ROMI и наиболее дешевые по CPC и CPA.
- Лучший сценарий – смена власти, появление независимости суда и СМИ, развитие экономики. Да, мы оптимисты.
Часть компаний может существенно пострадать, если руководители не реструктуризировали бизнес, но это не новое явление, это было очевидно еще 3 года назад. Да, обострится борьба за клиента – но и это не новость.
Изменится лишь то, что если раньше можно было не спеша заниматься трансформацией бизнеса, то теперь времени не осталось совсем. И здесь все зависит от того, насколько вы в целом оказались готовы или не готовы к изменениям.
3. Что порекомендуете в текущей ситуации клиентам digital-услуг?
- Не паникуйте. Важно сохранять холодную голову при принятии бизнес-решений.
- Считайте. Все каналы должны быть проанализированы, вы должны точно знать все метрики в разрезе типов трафика: CPC, CPA, CAC, LTV, ROMI.
- Диверсифицируйте. Как по товарной матрице, так и по каналам привлечения. Прорабатывайте 2-3 сценария/стратегии.
- Масштабируйте. Прямо здесь и сейчас, нужно масштабировать наиболее рентабельные идей и каналы привлечения.
- Сначала тестируйте – потом инвестируйте. Тестируйте гипотезы, создавайте MVP и привлекайте ЦА для проведения опросов и выявления потребностей.
- Оптимизируйте продукт и воронку, а не наращивайте рекламный бюджет. Сделайте акцент на аналитике продукта, росте CR и улучшению юзабилити.
На нестабильном рынке рекомендую при формировании пула подрядчиков повысить вес фактора надёжности, чтобы не оказаться в ситуации экстренного поиска новых партнёров при банкротстве мелких студий.
Для микробизнесменов совет простой – разбирайтесь самостоятельно, обучившись, вы сделаете лучше, чем тот подрядчик, который предлагает низкий чек.
В заключение
Говоря про оперативные меры, которые компании рассматривают для себя в текущих условиях, большинство отметили, что пока рано говорить о подобном и запаса прочности им хватит. Но были также даны рекомендации, которые не будут лишними. Итак, сейчас важно:
- формировать резервы на случай затяжного пике;
- повышать качество услуг, т.к. это ценность вне времени и обстоятельств;
- снизить вложения в новые направления или масштабирование, вкладывать только в то, что хорошо растет;
- оценить свои финансовые обязательства и текущий портфель клиентов на предмет диверсификации рисков.
Как мы видим, главное – не паниковать и взвешенно принимать любые бизнес-решения. Надеемся, этот небольшой диалог с нашими экспертами поможет кому-то «сверить часы», кому-то найти правильное для себя решение, а кого-то просто успокоит.
И да пребудет с вами Сила!