Вообще тема ссылочного продвижения в Google заслуживает как минимум книги, а не только статьи. Поэтому сделаем так:
- Немного пройдемся по базовой логике работы ссылок – чтобы материал был понятен и полезен начинающим SEO-специалистам.
- Затем, опираясь на свежие исследования и кейсы, дадим проверенные рекомендации, как сейчас подойти к оптимизации ссылочной стратегии.
Таким образом, если читать про основы линкбилдинга вам неинтересно, можете сразу перейти к разделу «Почему речь именно про Google?», где мы приступаем к анализу исследований.
Зачем в принципе нужны ссылки для продвижения сайта?
Внешняя ссылочная масса (то есть ссылки, которые ведут на ваш сайт с других ресурсов) – один из факторов ранжирования. Если совсем коротко: чем качественнее и естественнее ссылки на ваш сайт, чем их больше – тем выше вероятность отбить у конкурентов несколько позиций в борьбе за топ выдачи.
Отношение Google к ссылкам базируется на алгоритме PageRank. Поисковая система оценивает их авторитет и релевантность: ссылки с авторитетных и тематически связанных сайтов считаются более ценными. Проще говоря, Google считает ваш сайт более заслуживающим доверия, если многие другие качественные сайты вашей же тематики на него ссылаются.
Это доверие способно конвертироваться в бонус к позициям в выдаче. Понятно, что никто не знает в точности, как выглядит алгоритм ранжирования Google, но не вызывает сомнений тот факт, что поисковая система использует ссылки для определения рейтинга, а следовательно, и позиций сайтов в выдаче.
Кроме влияния на результаты SEO, ссылки также помогают и другими способами:
● Индексация и сканирование. Ссылки играют важную роль в индексации страниц. Когда поисковый робот обнаруживает новую ссылку, он следует по ней и индексирует связанную страницу. Это позволяет вашему контенту стать доступным для пользователей при поиске. Конечно, при условии, что ссылка стоит на таком сайте, куда поисковый робот заходит часто (как минимум – чаще, чем на ваш).
● Привлечение органического трафика. Качественные ссылки в контенте, который читают живые пользователи (а не только боты поисковых систем), помогают привлекать органический трафик на ваш сайт. Таким образом, если посещаемые ресурсы ссылаются на ваш контент, это увеличивает вероятность, что пользователи найдут и посетят ваш сайт.
Почему речь именно про Google?
Наше исследование от 2023 года, в ходе которого мы опросили более 200 SEO-специалистов, показало, что ссылки в Google – более значимый фактор, чем в Яндексе. Так, мы задавали вопрос, изменилась ли эффективность линкбилдинга в Google за последний год, и вот каким оказалось распределение ответов:
Подавляющее большинство экспертов отрасли уверены, что ссылки либо работают так же эффективно, либо – что влияние ссылок в Google возросло. Для сравнения: вот распределение ответов на аналогичный вопрос про Яндекс:
Таким образом, если сайт продвигается сразу под две поисковые системы, логичнее основывать стратегию линкбилдинга именно на требованиях Google, где ссылки имеют большее влияние. Кстати, вероятность попасть под санкции поисковой системы за некачественный линкбилдинг SEO-эксперты также оценили в пользу Google.
Какие ссылки любит Google?
Для разбора этой темы обратимся к нескольким отраслевым исследованиям, проведенным Sape в 2022–2023 годах. Самыми крупными среди них были исследование ранжирования сайтов в медицинской тематике (2022 год) и в нише ecom «Электроника» (2023 год).
Проанализировав несколько десятков тысяч сайтов, мы смогли обнаружить закономерности в том, какие ссылки оптимальны для линкбилдинга под Google.
Ценнее всего ссылки с популярных страниц
Google ценит ссылки не просто с хорошо посещаемых сайтов, а именно с популярных страниц. Эта особенность обусловлена алгоритмом ранжирования страниц PageRank. Формула PageRank определяет: чем больше ссылок указывает на страницу, тем выше ее рейтинг, что делает такую ссылку более значимой. Иначе говоря, популярность страниц определяется количеством естественных «голосов». Чтобы найти подходящие страницы на сайтах-донорах, можно воспользоваться любой из признанных рынком систем аналитики.
Влияние nofollow-ссылок значительнее, чем многие думают
Google, что логично, при подсчете общего веса, принимаемого акцептором, отдает предпочтение dofollow-ссылкам. Вместе с тем, согласно нашим исследованиям, Google также обращает внимание и на nofollow-ссылки. В первую очередь они влияют, по-видимому, на естественность ссылочной массы и необходимы в изрядном количестве. Например, вот такую картину можно увидеть в медицинской тематике (в разрезе всех запросов и отдельно коммерческих):
Спонсорские ссылки тоже работают
Здесь мы имеем в виду ссылки с атрибутом rel="sponsored". Он предназначен для пометки коммерческих ссылок или рекламных материалов. Такие ссылки используются в контексте рекламных кампаний или спонсорского контента. О практике применения этих ссылок можно подробно прочитать в совместном кейсе Sape и TRINET.Group.
Для продвижения инфозапросов отлично работает прокачка ссылками главных страниц
Здесь будет достаточно всего одного факта: в профиле сайтов, которые получают свыше 90% органического трафика из Google, 60–70% всех ссылок ведут на главные страницы таких ресурсов. Оговоримся, если пропустили нюанс в заголовке: такая статистика подтверждена только для инфозапросов.
Анкоры-домены необходимы
И вновь обратимся к фактам из исследований. У тех же сайтов, что были описаны в предыдущем пункте (то есть получающих более 90% органического трафика из Google), 50–60% ссылок имеют анкор-домен.
Размещать ссылки на разных доменах – эффективнее
Проще говоря: можно найти три хороших донора и разместить 30 ссылок на их страницах, по 10 на каждом сайте. А можно найти 30 доноров и разместить по 1 ссылке на каждом. И во втором случае эффект будет намного более заметным. Хотя к этому совету добавим оговорку: рекомендуем провести анализ конкурентов и посмотреть, сколько уникальных доменов у них.
Важна тематичность не только сайта, но и страницы-донора
PageRank учитывает и фразовое индексирование, и принадлежность страницы – это важно учитывать для защиты от спамных ссылок. В Sape с этим может помочь настройка «Умная тематика» для арендных ссылок, а для статейных можно выбрать тематику сайта в фильтре.
Если у вас есть свои исследования или кейсы, которые могут дополнить материал, – будем рады увидеть их в комментариях!