18 ноября стартовала ежегодная конференция Optimization 2020. По понятным причинам в этом году мероприятие впервые проходит в онлайн-формате. SEOnews следит за ходом конференции и делится с вами интересными докладами.
В рамках секции «Тренды поискового маркетинга 2021» Дмитрий Севальнев, руководитель «Пиксель Плюс», представил доклад «7 событий 2020 из мира SEO, о которых должен знать каждый».
Предлагаем вам текстовый обзор доклада.
Все обзоры с конференции можно посмотреть по тегу Optimization 2020.
Развитие поисковых систем и новые подходы существенно сказываются на всей экосистеме Рунета. SEO – канал №1 по объемам привлекаемого целевого трафика, – начал свое выступление Дмитрий.
Год в поисковых системах и соотношение сил в Рунете
В этом году Яндекс, не анонсируя никаких новых алгоритмов, постоянно что-то меняет. Выдача не стабильная. Больше месяца Яндекс находится в режиме перманентного шторма.
В этой ситуации важно мыслить перфоманс-показателями (объем и количество целевых действий, привлекаемых из поискового канала, стоимость целевого действия и т.д.), а не позициями в выдаче сайта по конретному поисковому запросу.
Google в Рунете в целом был стабильнее, хотя в нем было 2 Core Update по миру. Более сильный был майский апдейт.
Соотношение сил поисковых систем в Рунете:
Согласно статистике Яндек.Радар на долю Яндекса в Рунете приходится около 60% общего объема поискового трафика.
А по статистике LiveInternet на долю Google в Рунете приходится около 60% от общего объема поискового трафика.
Вывод: в зависимости от линейки, которой измеряется трафик, получается разная картина мира.
7 основных событий из мира SEO, о которых должен знать каждый.
От менее значимого к более значимому.
№ 7. Рост голосового поиска
Еще год назад 41% населения хотя бы 1 раз в день использовал голосовые запросы.
Доля «голоса» в мобильном спросе была 20%. За год количество «голосовых» пользователей выросло до 45%.
Что это означает для SEO:
Каждый пятый поисковый запрос с мобильного устройства делается голосом. Как привлечь этот трафик и учесть его в SEO-стратегии:
- KPI смещается в сторону ТОП-3. Цель – ТОП-1.
- Наличие раздела FAQ и блоков вопрос-ответ.
- Попадание в Fetured Snippets в Google (12+% в SERP).
- Повышение CTR в выдаче: проверять гипотезы по улучшению кликовых ПФ (проработка title, добавление эмодзи, schema.org).
- Работа над увеличением объема контента + тематичность + вхождения запросов, которые задаются голосом.
№ 6. Индексация
Самые большие изменения в выдаче Google были вызваны сбоями в индексации (Caffeine) в августе, а в октябре 2020 – ошибки в мобильной индексации.
В Яндексе в 2020 году пропали «классические апдейты», когда база «склеивалась» из двух: новостной (3 дня) и основного индекса.
Подробнее об этом Дмитрий рассказывал здесь.
Что это означает для SEO:
- Третья сторона в лице поисковой системы действительно «ничего не гарантирует».
- В 2020 году Яндексу удается перестроить архитектуру базы под заданные Google высокие стандарты.
- Для фильтрации выдачи от новостей и дальнейшего анализа требуется использовать оператор «date» с указанием даты.
№ 5 Рост присутствия сервисов ПС
Это происходит потому, что поисковые системы вышли на некое плато с точки зрения охвата целевой аудитории и трафика, который они могут привлекать. Чтобы дальше расти и увеличивать прибыль, ПС начинают дополнительно монетизировать собственный трафик за счет «замыкания на себя» (Турбо, AMP, прочие).
- Страницы Яндекс.Турбо появляются и в десктопной выдаче: ранее, технология Турбо ориентировалась только на мобильные устройства, в 2020 году подход изменился.
- Google «стимулирует» переходить на AMP в своих новостных публикациях: указывается, что факт использования AMP не является фактором ранжирования.
- Кратно увеличивается видимость сервисов поисковых систем: Яндекс.Кью, Я.Услуги, Я.Дзен, Я.Коллекции, Я.Игры, Я.Видео и т.д. Высокая видимость фиксируется только в одной из двух систем.
Что это означает для SEO:
- Уменьшение мест в ТОП–10 до 7-8 результатов за счет присутствия сервисов ПС. Часто прямых конкурентов не более 3 из 10.
- Необходимость присутствия бизнеса в сервисах и агрегаторах для увеличения охвата целевой аудитории.
- SEO остается каналом №1 по объемам целевого трафика, но трафик частично «замыкается» в рамках экосистемы ПС.
№ 4. Два Core Update в Google
Два традиционных апдейта основного алгоритма в Google: январь и май 2020.
- Майский апдейт сильней январского сказался на выдаче.
- Апдейт достаточно сильно коснулся таких тематик как: медицина, путешествия, недвижимость, игры, животные, общество.
- Внедрение E-A-T критерии не только для классических YMYL-тематик, но и в целом на контент.
- Повышение роли внутрисайтовых поведенческих факторов и типа проекта.
- Внедряются дополнительные критерии: время загрузки, обилие рекламы, ссылки.
В качестве примера Дмитрий приводит кейс с анализом выборки проектов по тематикам, которые активно выросли/упали в конкретную дату. Анализ сделан при помощи инструмента Pixel Tools (модуль проектов, вкладка «Конкуренты»).
На графике видно, что в тематике «Займы и кредиты» у двух типов проектов наблюдается противоположная динамика.
Суть в том, что в этой тематике традиционно были сильны банки. После майского апдейта проекты поменялись местами: агрегаторы сильно выросли, а банки сильно просели.
Это говорит о том, что конкретно в этой тематике существенно сыграли роль поведенческие факторы. В данной тематике пользователям больше нравятся агрегаторы. При том, что все E-A-T критерии и ссылочные показатели гораздо выше у банков.
№ 3. Аналитика и системность
2020 год был годом поляризации взглядов на SEO. Вся аудитория заказчиков поделилась на вида в зависимости от подхода к SEO:
1 «здесь и сейчас». Такие заказчики предпочитают использовать каналы, которые могут дать трафик очень быстро: таргетированная реклама, видеорекама, контекст.
2 системный и масштабируемый подход. Он состоит из 10 пунктов:
- точная актуальная семантика по проекту;
- точное структурирование семантики;
- нарезка сайта на определенные сегменты по URL;
- конкурентный анализ;
- оценка потенциала отдачи каждой группы запросов и в целом построение плана;
- базовая настройка и аудит проекта;
- регулярные работы по SEO;
- фиксация всех событий и работ в дашборде;
- оценка отдачи работ по ROI;
- повторение цикла.
Итог:
- Кратно вырос спрос на поисковую аналитику и автоматизацию.
- Как и в любой кризис: «вымирает» средний класс, происходит поляризация взглядов.
- Старт в SEO становится более сложным, требующим экспертизы.
№ 2. COVID-19
Это событие на втором месте по значимости для SEO в списке Дмитрия. Дмитрий приводит несколько доводов в пользу того, что в долгосрочной перспективе – это больше позитивное, чем негативное событие для рынка интернет-рекламы:
- Интернет-реклама не падает. По данным АКАР, в третьем квартале 2020 года интернет-реклама единственная показала рост на 1,6%. Среднее значение по всем сегментам рекламы: –6%.
- Дальнейший рост доверия к интернет-рекламе, повышение конкуренции в каналах. Сиюминутный интерес к «быстрым каналам: контекст, таргет, оптимизация распределения бюджетов».
- В самый сложный период (II квартал) падение бюджетов у агентств составило 29% (исследование Пиксель Плюс).
В ряде тематик (услуги, FMCG, недвижимость, путешествия…) изменился типичный паттерн поведения пользователей, что существенно сказалось на значениях поведенческих факторов и ведет к изменениям в результатах выдачи.
Долгосрочный эффект выхода в онлайн с точки зрения рекламных бюджетов, которые принесли рекламодатели, скорее всего останется.
- 50-75% респондентов не намерены сокращать долю онлайн-покупок в FMCG. Это подтверждает опыт Китая.
- 36% респондентов целенаправленно ищут скидки, процент растет на фоне общего спада экономической активности.
- Большинство компаний и производителей заявляют о намерении увеличить бюджет на рекламу в интернете.
№ 1. Новый фильтр за накрутку ПФ
Самое главное событие в мире SEO в 2020 году – новая волна санкций Яндекса за накрутку поведенческих факторов.
По словам Дмитрия, Яндекс, наконец-то, серьезно взялся за проблему накрутки ПФ. При этом не так сложно понять, что сайт накручивают, сложно понять, кто это делает.
Фильтр Яндекса похож на новый, а не на обновление старого. Просадка видимости сайтов происходит до нуля.
Ситуация в Яндексе не выглядит равновесной. Сильный шторм продолжается уже более месяца. Его сила нарастает после запуска нового фильтра. Алгоритм «Многоруких бандитов» может использоваться и для поиска нарушителей.
Дмитрий представил кейс проектов в тематике «создание и продвижение сайтов»:
На скриншоте видно, что десятки проектов, которые имели видимость до 70% по широкому ядру, на текущий момент полностью упали к нулю.
В заключение Дмитрий дал рекомендацию не накручивать ПФ, поскольку это 100% черный метод продвижения сайта. К тому же существуют другие методы – масштабируемые и безопасные.
Презентация доклада Дмитрия Севальнева:
Интересное с Optimization 2020:
Optimization 2020: факторы ранжирования 2020
Optimization 2020: SEO или экспертный контент? Борьба за Яндекс.Кью
Optimization 2020: сложности E-A-T и YMYL в Google.ru и способы их решения
Optimization 2020: Внедрение AMP для интернет-магазина без потери конверсии в Google
Optimization 2020: Яндекс про курс на качество сайта
Optimization 2020: Google про Core Web Vitals и метрики здорового сайта
Optimization 2020: круглый стол с поисковиками о накрутке ПФ и агрегаторах в выдаче
Optimization 2020: SERM – как успешно управлять репутацией бренда в поисковой выдаче