Как убрать негатив о компании из поисковой выдачи и сформировать хорошую репутацию в сети? Об этом на конференции Optimization-2022 рассказали эксперты репутационного маркетинга компании «Ашманов и Партнеры» Владислав Синчугов и Сергей Волков.
Коротко о содержании доклада:
- Классический SERM и его инструментарий.
- Как взаимодействовать с администрацией площадок для удаления фейковых отзывов.
- Как работает деиндексация ссылок из поисковой выдачи.
- Юридическое удаление.
- Что выбрать: скорость или надежность?
Фейковые новости и их влияние
По данным исследований агентства Ipsos, в ноябре 2022 года:
- 76% опрошенных считали, что фейки в сетях – серьезная проблема;
- 61% – уверены, что их окружение может принять решение «за кого голосовать» на основе непроверенной информации;
- Только 25% думают, что сами могут принять неверное решение на основе такой информации.
По данным на сентябрь 2018 года:
- 77% респондентов считает, что другие живут в информационном «пузыре».
- Только 32% считают, что сами уже в нем.
Проблема фейков касается компаний или личного бренда, когда сайты с ложной или негативной информацией оказываются в ТОПе поисковой выдачи. Вывести их из лидирующих позиций помогают инструменты SERM – управления репутацией в поисковых системах.
Классический SERM и его инструментарий
- Контент-маркетинг,
- Создание и актуализация подконтрольных страниц,
- Активизация соцсетей,
- Закупка ссылок,
- Официальное удаление негатива.
Остановимся на каждом пункте подробнее.
1. Контент маркетинг
Для того чтобы вытеснить негатив и поддерживать хорошую репутацию в сети, необходимо делать больше позитивного контента.
Статьи на отраслевых площадках:
- О продуктах, о компании, об особенностях, о людях
- Интервью с топ-менеджментом;
- Рейтинги и конкурентные обзоры. Если компания участвует в рейтингах, занимает места, то такую информацию можно распространять на отраслевых площадках.
Публикации в СМИ
Этот инструмент похож на предыдущий, но более дорогой и имеет намного больший охват. Основные форматы:
- пресс-релизы;
- интервью;
- комментарии.
Как правило, позитивные материалы на отраслевых площадках либо в СМИ занимают хорошие позиции в выдаче.
Работа с упоминаниями
Не самый очевидный пункт в разделе контент-маркетинга, но не менее значимый – это работа с упоминаниями. К ним относят:
- Официальные ответы;
- Реплики от агентов влияния;
- Инициация обсуждений;
- Посевы материалов.
2. Подконтрольные площадки
Полностью подконтрольные – те, где без проблем можно исправить информацию самостоятельно, бесплатно. К ним относятся:
- Соцсети,
- Блоги,
- Сайт компании,
- Сайты-визитки,
- Канал на видеохостингах.
Частично подконтрольные – это те площадки, на которых мы имеем частичный контроль. К ним относятся:
- Википедия. Внести правки в статью о компании можно, но без одобрения со стороны модератора площадки их не примут. Поэтому лучше сразу обращаться к так называемым «википедам»-модераторам. Как правило, это дорогое удовольствие.
- Сайты-биографии. Вносить правки без одобрения администрации площадки не получится. Иногда это может быть не только длительная, но и платная процедура.
- Сервисы для проверки и анализа юрлиц. На них лучше держать актуальные данные о вашей компании и собственниках. Такие площадки показываются в ТОПе выдаче.
Что делать с этими инструментами:
- Актуализировать информацию на тех площадках, где уже присутствуете.
- Активизировать «заброшки» – обновить данные там, где давно присутствовали, но забросили. Постепенно новая информация попадет в поисковую выдачу.
- Регистрироваться на новых ресурсах, заполнять и вести.
- Создавать новые разделы/сайты. Например, многие забывают про раздел с отзывами на сайте.
- Мониторить выдачу.
3. Активизация соцсетей
В первую очередь важно развивать соцсети, поскольку они:
- Очень быстро занимают места в выдаче;
- Располагаются, как правило, высоко;
- Могут занимать до 50% первой страницы выдачи;
Пример: страницы с соцсетями WorldClass заняли со второго по четвертое место выдачи
- Полностью подконтрольны вам;
- Позволяют легко общаться с клиентами.
4. Закупка ссылок
Этот инструмент не панацея, но все еще работает. Положительный материал можно поднять на несколько позиций, например, с 12 на 8 позицию.
5. Взаимодействие с администрацией площадок
К кому обращаться? Что писать? Как писать? Как удалить негатив с Отзовиков и с других площадок?
Речь идет не про платное удаление негатива, а т.н. «белое взаимодействие» с администрацией, когда мы обращаемся к правилам площадки либо к законодательству и просим удалить негатив официально.
Куда писать:
- Техподдержка Яндекс.Карт, 2Gis;
- Администрация крупных отзовиков (Zoon, Spr, Otzovik, Irecommend);
- Другие «приличные» площадки;
- Формы для обращений в поисковиках.
Писать лучше на фирменном бланке компании с вашими логотипом, реквизитами и названием.
Что писать:
- Ссылки на материал, который хотите удалить.
- Даты публикации негатива.
- Суть нарушения со ссылками на правила/законы/статьи.
- Подпись, печать. В частности, при работе с обращениями в Otzovik, важно поставить подпись и печать отдельно. По какой-то причине они не рассматривают претензии, где, как на всех привычных документах, подпись и печать стоят в одном месте.
Важна конкретика. Например, человек оставил негативный отзыв и упомянул в нем конкурента. Сошлитесь на пункт соответствующего закона о запретах в рекламе и на 149 закон «Об информации, размещаемой в интернете».
Пример письма для администрации сайта Otzovik
В каких случаях стоит писать?
- Если нарушаются правила площадки. На всех крупных площадках правила похожие, поэтому заходите, читайте и, возможно, уже сегодня найдете те отзывы, которые не соответствуют правилам площадки.
- Если нарушается законодательство Российской Федерации.
- Если есть какие-либо оскорбления.
- Если есть упоминания конкурентов.
- Если вы от лица официального представителя попытались отработать этот негатив, связались с автором, и автор более месяца никак не реагирует. В таком случае тоже можете попробовать попросить площадку удалить отзыв такого характера, составив официальное обращение.
Как работает деиндексация ссылок из поисковой выдачи
Деиндексация – это процесс удаления ссылок из поисковых систем, при этом сами материалы с сайтов не удаляются.
Как это выглядит?
В Яндексе есть специальная плашка «Часть информации скрыта в соответствии с таким-то Федеральным законом». Это и есть деиндексация.
Пример деиндексации в Яндексе
Чтобы пожаловаться на результаты поиска в Яндексе нужно заполнить форму для отправки запроса на деиндексацию.
В форме для отправки запроса в Google запрашивается больше подробной информации. Кроме того, Google размещает заявки в Lumen Database.
Что это значит?
Когда в Яндекс вы отправляете запрос на деиндексацию, кроме Яндекса об этом запросе никто не узнает. Яндекс не направляет уведомление на площадку администратору. В Google ситуация иная. В самой форме обращения компания предупреждает, что ваш юридический запрос будет отражен в открытой базе данных LumenDatabase. Если вашим недоброжелателям понадобится найти, делали ли вы деиндексацию, то они смогут узнать об этом. Для кого-то это может быть критично.
По словам экспертов, в 100% случаев деиндексация сработает, если это касается персон. Если у вас есть негативное упоминание бизнеса, то «можно даже, в принципе, не пытаться это делать».
Владислав Синчугов:
Деиндексация – это достаточно сложный инструмент, который лучше использовать, если у Вас хорошие юристы, причем именно в этом разбирающиеся, хорошие SEO-шники, хорошие менеджеры по управлению репутацией, либо просто обратиться в агентство, которое этим занимается.
Важное замечание: У вас есть всего одна попытка на деиндексацию. Если вам отказали, то по этой ссылке, к сожалению, больше запросов оправить не можете.
Что касается сроков
В Яндексе многие ссылки деиндексируют за неделю – две, иногда до месяца процесс затягивается. В Google процесс очень долгий – до 45 дней они рассматривают запрос. Если документы отправили не те, что-то не приложили, то на рассмотрение уйдет еще 45 дней. Сейчас с этим еще сложнее, поэтому в Google лучше работать юридическими инструментами.
Юридическое удаление
Юридическое удаление материалов – сложный, долгий и кропотливый процесс. Какие законы регламентируют этот процесс?
- 152 статья ГК РФ «Защита чести и достоинства деловой репутации».
- 152 Федеральный закон «О защите персональных данных».
- 149 Федеральный закон «О защите информации».
- 264 Закон «О забвении».
- 128 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации». Речь о клевете.
Риски при работе с юридическими инструментами
- Новая волна шума в СМИ.
- Продолжительность процесса. Часто это тянется годами.
- Высокая вероятность проиграть.
- Риск получить больше негатива в выдаче.
- Ответные иски.
С чего начать?
- Проанализируйте материалы, узнайте, какие негативные тексты отображаются в поисковой выдаче. Направьте их юристам, чтобы отобрать материалы, на основании которых можно подать в суд.
- Отправьте запрос (администратору, регистратору, РКН и т.д.)
- Свяжитесь с руководством площадки и обсудите ситуацию.
- Подайте официальное заявление (в суды, прокуратуру или СК).
- Постоянно мониторьте выдачу.
- Корректируйте инфополе позитивными материалами, чтобы вытеснить негатив.
Что выбрать: скорость или надежность?
К быстрым инструментам очистки выдачи относятся:
удаление за деньги,блокировка на различных сайтах,- деиндексация. Самый лучший, официальный и безопасный вариант.
Авторы доклада все же советуют использовать надежные инструменты. К ним относятся:
Регулярный процесс по управлению репутацией (ORM)
- Репутационная стратегия
- Системы мониторинга с триггерным оповещением
- Ведение и продвижение страниц в соцсетях
- Полноценный контент-маркетинг
- Деиндексация
- SERM
- Профессиональные юристы, SEO-специалисты, аналитики и не только.
Если не хватает ресурсов, всегда можно обратиться к специалистам.
Читайте также:
Optimization 2022: тренды в SEO
Optimization 2022: как продвигать сайты в Юго-Восточной Азии
Optimization 2022: Data Driven SEO для роста продаж в eCommerce