С самого детства я хотел помогать людям, используя свои знания и навыки. И почему-то по этой причине считал профессию юриста близкой к идеальной. Однако жизнь привела меня к настоящему призванию – интернет-маркетингу. Впрочем, обо всем по порядку. Меня зовут Виктор Брухис, и вот моя история успеха.
Дилемма призвания и желания
Юрист – была и остается одной из моих любимых профессий. В первую очередь, она позволяет помогать людям, решать их проблемы, а взамен получать достойное вознаграждение. Во вторую – здесь удовлетворяются две мои потребности – делать жизнь хотя бы некоторых людей лучше и хорошо зарабатывать. Решение стать юристом я принял еще в школе, далее – лишь целеустремленно двигался к поступлению в «Одесскую юридическую академию», один из лучших профильных вузов в стране.
Однако буквально с самого начала обучения в ОЮА передо мной встал банальный вопрос заработка – стипендии не хватало даже на бытовые нужды. Какое-то время я тщетно пытался пойти трудиться по будущей профессии, однако попасть в «свою» сферу на этом этапе практически невозможно: мало кому нужен 18-летний юрист без опыта и с сильно ограниченным графиком работы. К счастью, для студентов всегда есть универсальный путь – карьера в ресторанном бизнесе. Там я последовательно был официантом, помощником и, собственно, барменом. Пусть этот путь был вынужденным, но именно здесь я впервые почувствовал удовольствие от работы: стабильный заработок, общение, возможность сделать жизнь людей чуть лучше – ради всего этого я когда-то пошел в юриспруденцию. Но тем не менее это было тяжело в первую очередь физически – после вечерних и ночных смен приходилось с головой погружаться в учебу. Так, зависнув между «яркой» профессией бармена и «будничной» юриста, я провел 6 лет, окончив магистратуру. Дальше я понял, что пора делать какой-то выбор. С одной стороны, уже любимая работа, приносящая хороший доход. С другой – теперь-то я уже был готовым к полноценной работе юристом, куда более интересной и финансово перспективной. Решающим грузом на «весах» стали мысли о создании семьи: ненормированный и спонтанный график работы – не то, чего хотят жена и дети.
Так вскоре после окончания вуза я стал специалистом по госзакупкам и помощником главного юриста. Потерял в деньгах, зато приобрел ощущение стабильности. И поначалу в профессии мне нравилось вообще все: от удобного офисного кресла до многотомных договоров, которые приходилось оформлять, заверять и браковать, пока в определенный момент я не осознал, что практически каждый день я делаю одно и то же. Интересно, очень полезно для клиентов, но жутко монотонно. Это похоже на постоянное перечитывание любимой книги – это не надоедает, но рано или поздно ты задаешь себе вопрос: «Зачем?». Вокруг большой и живой мир, с молниеносно развивающимися технологиями, а ты будто застрял в безвременье. На этой работе я не видел перспективы развития и роста, а когда не видны «горизонты», пропадает и мотивация. Выбора не оставалось – новая смена работы.
Интернет-маркетинг – это новый черный
Буквально первый же анализ рынка вакансий навел меня на мысль, чем я хочу заниматься в дальнейшем – маркетингом. В нем меня привлекла необходимость постоянно быть на передовой: инструменты и методы, которые были эффективны вчера, сегодня могут быть бесполезны. Для того, чтобы подтянуть базу, я стал читать такие книги, как «Позиционирование. Битва за умы» Джека Траута и Эла Райса, «Визуальный молоток» Эла Райса и Лауры Райс и тому подобное. Уже потом стал размышлять о перспективах, а они, как и во многих сферах, – в цифровом измерении. Так я открыл для себя сферу интернет-маркетинга. Естественно, на каком-то этапе захотелось заниматься этим профессионально, потому встал вопрос об обучении. Резонно решив, что интернет-маркетингу надо учиться по сети, я записался на курс «SMM-менеджер» в, пожалуй, самую известную в России онлайн-школу. С одной стороны, это направление удовлетворяет мое желание помогать людям, предоставлять информацию. С другой – это безграничное поле для творчества и мыслительной деятельности.
С самого начала я выделил себе под обучение минимум 2 часа в день для обучения. Помимо занятий на курсах, занимался самообразованием:
- смотрел материалы Яндекса, Google, Ingate, TexTerra, Cossa, GeekBrains по SMM-направлению, особенно интересна мне была таргетированная реклама;
- искал через поисковики свежие статьи, не ограничиваясь каким-то одним ресурсом;
- читал книги, рекомендую Дмитрия Кота и Максима Ильяхова «Пиши, сокращай».
Новая профессия как символ перемен в жизни
Перемены в интересах совпали со сменой дислокации, мы с супругой как раз планировали переезд из Ставрополя в Краснодар. Поэтому за два месяца до окончания курсов я стал искать работу в новой сфере в новом городе: создал резюме на HeadHunter, вывесил его в свободный доступ, а также стал периодически откликаться на свежие вакансии. К моменту переезда я получил приглашение на два собеседования. Для одного из них я выполнил тестовое задание, добавив туда несколько примеров креатива из курса обучения, чтобы показать свои навыки. Тестовое задание было достаточно простое – оформить страницу в соцсети, написать рекламный пост, сделать техническое задание для дизайнера. Поэтому я и решил «расширить» его, показав работодателю чуть больше.
Первое собеседование проходило у автодилера Porsche. Мы хорошо пообщались с HR-менеджером и техническим специалистом, мне обещали позвонить, однако этого так и не случилось. Второе было в SMM-агентстве HeadShot, для которых как раз и оформлялась страница в соцсетях. Задавали разные вопросы по тестовой работе, просили сформулировать методы, которыми привлекал аудиторию, кое-что спросили про мое обучение и предыдущий опыт работы. Все вновь прошло неплохо, но с небольшой разницей – на следующий день мне предложили работу. Фактически – на 4 день после переезда в Краснодар.
Обязанностей сразу свалилось множество:
- контент-менеджмент и аккаунтинг;
- контент-планы на месяц для своих клиентов;
- продающие тексты;
- технические задания дизайнеру на визуалы;
- креативы для таргетированной рекламы;
- разработка и верстка Landing page совместно с дизайнером, если эту услугу покупает мой клиент;
- email-рассылка для нашего агентства;
- общение с клиентами, выставление счетов на оплату, контроль оплаты и своевременного подписания документов;
- настройка контекстной рекламы;
- выполнение KPI по подписчикам по некоторым клиентам с помощью механик массфоловинга и контроль приветственной рассылки в Direct.
В общем, работы было много, но как это часто бывает – количество шло в ущерб вовлеченности. Огромная часть работ носила скорее механический повторяющийся характер. Реализовать себя, продвинуть свои идеи было сложно. Как и в случае с работой юристом, монотонность стала убивать мотивацию. Интернет-маркетинг по-прежнему был крайне интересен, но работа в офисе с ограничениями – нет. Возможно, стоило подождать, получить больший вес в компании, должность. Но я решил действовать здесь и сейчас – уволился и занялся созданием собственного агентства.
Вместо заключения: что делать, когда не хватает самовыражения?
Сейчас я занимаюсь формированием команды и совсем скоро планирую открыть SMM-агентство с коллегами. Здесь я смогу проверять на деле идеи и инструменты, пробовать новые сферы и браться за проекты вне зависимости от их долгосрочной прибыльности. К примеру, сейчас готовим портфолийные проекты для Mustang Jeans и Pepe Jeans.
При этом я отчетливо пониманию, какой огромный путь мне надо пройти, сколько всего изучить и сделать, чтобы стать значимой в IT силой. Но точно также я знаю, что для меня это лучше решение, возможность заниматься тем, что будет действительно заботить 24 часа в сутки. Это именно то, что я всегда искал от работы.