Западный вариант интернет-маркетинга в действии
Так уж исторически сложилось, что российский интернет-маркетинг значительно отстает в развитии от заокеанского. Так, например, президента SEMPO, отставание это составляет 6-7 лет. Конкуренция в англоязычной части сети интернет во много раз превышает конкуренцию в рунете, даже по самым высокочастотным запросам, наподобие «кондиционеры», «пластиковые окна» и т.п.
Говоря об интернет-маркетинге при продвижении англоязычных сайтов, часто понимаются не отдельные его элементы, будь то SEO, PPC и т.п., а комплекс мер, выполнение которых позволит привлечь не только посетителей на сайт, но и покупателей.
Условно разобьем весь интернет-маркетинг на несколько составляющих, среди которых основными будут
- поисковая оптимизация
- контекстная реклама и
- все остальные инструменты интернет-маркетинга.
Почему две обозначили, а остальные отнесли к третьей группе? Эти две составляющие на сегодняшний день показывают наиболее высокие темпы роста во всем мире, и с каждым годом бюджет на них растет.
Прирост рынка именно по SEO в США значительно ниже, так как наибольшей популярностью там пользуется все же контекстная реклама — в силу высокой конкуренции по SEO в поисковой выдаче и более сложным и дорогостоящим поисковым продвижением (см. Что обещают SEO\/SEM компании США своим заказчикам и сколько это стоит).
На SEO в США тратят от 5% до 15% онлайн-бюджета, в зависимости от сферы деятельности и суммы общего бюджета, а на контекст — от 30% до 50%, т.е. в 2-3 раза больше. В рунете же все наоборот, SEO преобладает над услугами контекстной рекламы в предложениях компаний.
Ситуация в США более логична, в рунете она может измениться уже в ближайшие годы. С одной стороны, поисковые системы продолжат свою борьбу с оптимизаторами, а с другой — уровень конверсии с контекстной рекламы всегда будет выше, чем с натурального трафика.
Рунет, безусловно, самобытен и у него своя спираль развития, но в чем-то он идет по следам буржунета. Как раз на одном из таких направлений нам бы хотелось остановиться подробнее.
Береги честь смолоду ...
В отличие от рунета, продвижение платными ссылками уже давно не является на Западе популярным методом интернет-маркетинга. Скорее это дурной тон. «Такой метод используется лишь маленькими компаниями и приравнивается к черным методам продвижения», — отмечает г-н Пруитт.
Компании средней руки занимаются в основном продвижением по низкочастотным запросам (long tail), либо прибегают к методу переговоров с нужными ресурсами на предмет проставления ссылок. Крупные же SEO-компании заключают контракт на комплексный интернет-маркетинг. Сюда входит: блогинг, работа с социальными сетями, тематическими форумами, используют конкурсы, тесты, спецопросы, вирусный маркетинг, линкбейтинг, партизанский маркетинг и многое другое.
Поисковые системы всячески борются со ссылочной зависимостью многих SEO-мастеров. В этом ключе стоит отметить и политику Google — ярого противника так называемых «paid links». Покупка ссылок противоречит условиям работы большинства поисковых систем и при их обнаружении страница штрафуется. Один из нормативов качества Google гласит:
Не участвуйте в схемах построения ссылок, разработанных для повышения рейтинга веб-сайта или PageRank.
Год назад на конференции SES (Search Engine Strategies) в лице Мэтта Каттса Google официально заявил о том, что «платные ссылки — это зло»! Далее последовало массовое снижение PageRank`а, которое стало результатом также вполне официальной борьбы поисковика с давно беспокоившим его явлением.
Главная сложность, возникающая при покупке ссылок на биржах при продвижении англоязычных сайтов в Google.com, состоит в том, что все эти ссылки приходят с сайтов, где расположение блоков ссылок примерно одно и то же. Это лежит в основе создания структуры входящих ссылок, которая легко опознается поисковыми механизмами, после чего они уменьшают вес этих ссылок. Типичные ссылки, купленные через биржу, можно найти на новостных сайтах с высоким PageRank. Обычно эти ссылки размещаются в небольшом блоке, который называется «рекламные» или «спонсорские ссылки».
Есть предположение, что поисковые механизмы работают над тем, что называется анализ ссылок на уровне блоков для того, чтобы снизить ценность такого рода ссылок. Подобный анализ пытается разделить веб-страницу на блоки, или секции. Ссылки, размещенные по боковым сторонам сайта и внизу страницы, будут рассматриваться как менее важные, чем ссылки, расположенные в центральной колонке веб-страницы. Они также стремятся снизить ценность ссылок, расположенных рядом со словами «рекламное объявление» или «спонсорские ссылки».
В настоящий момент анализ на уровне блоков, по всей видимости, не может сильно повредить рейтингу страниц, связанных с такими платными ссылками. Вероятно, потому, что технология еще не отточена. Мы предполагаем, однако, что этот вопрос поисковые системы изучают и могут задействовать в ближайшем будущем. В настоящее время подобные платные ссылки все еще работают, но как долго будет продолжаться, никто не знает.
Ярлык «черный метод» возымел свое действие на имидживую составляющую бизнеса. Отказаться от покупки ссылок в SEO-целях заставил культ бизнес-репутации, о которой печется не одно поколение американских бизнесменов во всех отраслях, в том числе и поисковом маркетинге. На репутации и авторитете западные коллеги строят свой бизнес, а не на быстром заработке. Тогда как относительная молодость и незрелость нашего рынка, где SEO-специалистом называет себя каждый более-менее знакомый с какой-нибудь биржей ссылок, являются причинами отличной от американской модели ведения бизнеса. Еще и непросвещенность заказчиков дает волю «творчеству» и неплохой заработок.
И все-таки они покупаются!
Несмотря на все карательные меры Google и имиджевые стереотипы, в буржунете по сей день существуют и биржи ссылок и оптимизаторы, не гнушающиеся их услугами. Однако стоит отметить, что даже 3 самых крупных западных брокера несопоставимы с рунетовскими лидерами по количеству площадок.
Пока для рунета покупка ссылок продолжает составлять значительную часть бюджета, западные коллеги уже давно в большинстве случаев отводят на эту статью расходов не более 10% от общего бюджета на продвижение. Но даже те, кто покупают ссылки, никогда об этом не скажут. Репутация — штука серьезная, на нее не должна падать даже тень. А поэтому попытки определить «извне», какие биржи ссылок пользуются популярностью у западного вебмастера, не увенчались большим успехом. Из шести SEO-компаний ответить на вопросы SEOnews согласилась лишь одна.
Но и Терри Ван Хорн (Terry Van Horne), представитель SEO-компании SeoPros, ничего не рассказал о биржах из гуманных соображений. По его мнению, рассказывать оптимизаторам о платных ссылках и биржах — все равно что толкать их на SEO-самоубийство. Единственноая возможная цель покупки ссылок — это реклама, но никак не SEO.
Покупать ссылки для продвижения сайта бессмысленно, потому что PageRank постоянно меняется, и такой способ может иметь весьма ограниченный срок годности. Все поисковые системы осознают, что ссылки являются самым простым способом влиять на алгоритм ранжирования. Например, Yahoo! и MSN ценят ссылки меньше, чем Google, чтобы избежать манипуляций со стороны оптимизаторов. Google, безусловно, осознает уязвимость своего показателя авторитетности сайта, именно поэтому поисковик ужесточает свою политику по отношению к ссылочным брокерам и рекламным ссылкам в блогах.
Если сравнивать с ведущими биржами ссылок рунета, основное отличие западных — это торговля не одним продуктом (обычными ссылками), а сразу несколькими, причем с уклоном в сторону статей — окружением размещаемой ссылки тематическим контентом, который биржа сама пишет. Тогда как в рунете нет ни одной биржи cсылок, которая сама бы писала и размещала статьи под ключевики оптимизатора.
Доля обычных ссылок, покупаемых пачками на биржах, очень мала. Интересной особенностью западных брокеров, по мнению Дмитрия Злыгостева, ведущего специалиста по внешним ресурсам компании Ingate, является то, что сама биржа предлагает услуги продвижения (на примере Textlinkbrokers). «Биржа ссылок сама же будет применять свои продукты для достижения целей клиента», — говорит Дмитрий.
В последнее время привлекательной альтернативой покупным ссылкам на Западе являются оплаченные страницы (PresellPages). Единственный способ сделать так, чтобы ваши ссылки учитывались (и не штрафовались) — добиться, чтобы они не выглядели как платные ссылки. Отсюда и появилось понятие Оплаченная страница. Когда вы используете услугу «Оплаченная страница», вы покупаете целую страницу на сайте. Это позволяет опубликовать целую статью с информацией, сопровождаемой насыщенным ключевыми словами контентом.
Акулы ссылочного бизнеса
Отличительной особенностью западных бирж ссылок является то, что практически все они специализируются на контекстных ссылках. Это ссылки, которые выглядят более естественными, они четко соответствуют тематике, расположенные на видном месте сайта или блога. Помимо SEO-эффекта (передача веса или Link juice), такие ссылки служат для получения целевого трафика.
Например, ссылки на сайт о путешествиях можно купить на сайте http://www.suntimes.com/index/travel.html. Эта страница сама по себе посвящена путешествиям, и, как вы можете увидеть ниже, все платные ссылки также связаны с путешествиями...
В дополнение, большинство сайтов, на которые ведут ссылки, имеют достаточно высокий рейтинг в поисковых системах, что говорит о том, что ссылка, скорее всего, помогает. В любом случае, как минимум не похоже, что она вредит их рейтингу.
Правда, иногда встречаются и не особо тематические примеры. Например, вот эта страница олицетворяет пример неудачного выбора при покупке ссылки на сайт, посвященный путешествиям: http://www.post-gazette.com/ae/. Сама эта страница не связана с темой путешествий, а платные ссылки демонстрируют случайный подбор тем... (да, такие тоже встречаются)
Кроме того, большинство страниц, на которые ведут ссылки, показывают не особо хорошие результаты поиска. Некоторые их них даже выглядят подозрительно (одна из страниц пытается установить Adware-программу на компьютер). Подобное окружение не выглядит подходящим для того, чтобы оплачивать на нем ссылку на ваш сайт. По мнению многих рунетовских знатоков западного сегмента, одной из самых известных американских бирж ссылок является TLA (Textlinksads). Это система продажи прямых текстовых ссылок с сайтов/блогов. В TLA принимаются все сайты, независимо от языка, тематики. Вебмастер может зарабатывать здесь двумя способами:
- размещение текстовых ссылок на своем сайте;
- участие в партнерской программе, приглашая других владельцев сайта в данную систему.
Алексей Кадыров, специалист по поисковому маркетингу компании «Ашманов и партнеры», так описывал этого брокера:
Закрытый от парсинга поисковыми системами, он показывал сайты в виде картинок-превью. Такая система давала возможность идентифицировать сайт. В последнее время интерфейс сервиса изменился, так как многие покупатели находили по скриншоту веб-мастеров, что негативно сказывалось на делах самой биржи.
Определить других представителей ссылочного Олимпа оказалось сложней. Одной из причин, как упоминалось ранее, является непубличность данной темы. Основываясь на отзывах вебмастеров на форумах и в различных публикациях, возьмем на себя ответственность причислить к первому эшелону еще двух линкоброкеров. Первый из них это Textlinkbrokers. Помимо текстовых ссылок, биржа предлагает размещение целых страниц с оптимизированным контентом, внутри которого присутствует до 5 текстовых ссылок. Контент такой страницы уникальный, составляется редакторами самой биржи. На данный момент такой услуги нет ни на одной российской бирже.
Другой не менее известной биржей является TNX.net, западная дочка системы Хap.ru, которая изначально разрабатывалась с расчетом на западный рынок (поэтому цена ссылки зависит прежде всего от PR). В рунете данная технология обкатывалась, училась выдерживать сверхнагрузки. И уже к середине 2007 года, по словам Дмитрия Сазонова (aka Zonk), руководителя Хap.ru, система уже была готова к выходу на западный рынок с готовым продуктом.
TNX позволяет размещать большое количество тематических текстовых объявлений с прямыми ссылками на разных сайтах. Она отличается своей универсальностью, совмещая в себе множество SEO-инструментов. Данная биржа смогла переманить на свою сторону долю вебмастеров у TLA.
Собирательный портрет ссылочного рынка
В процессе исследования данного рынка помимо вышеприведенных было найдено достаточно много других игроков, как нам показалось, второго и третьего эшелона. К сожалению, немногие из них любят рассказывать о себе даже на страницах «About». Далее хотим привести список известных нам линкоброкеров с указанием (в большинстве случаев) количества площадок в базе данных систем.
№ | Брокеры | Количество площадок |
1 | Textlinksads (TLA) | ... |
2 | Textlinkbrokers | Более 5 000 сайтов, 20 000 блогов |
3 | TNX | Около 48 млн. страниц |
4 | Linkworth.com | Почти 39 000 сайтов, более 380 млн. страниц |
5 | Linkadage.com | 7 000 страниц |
6 | Teliad\.com | 7 000 сайтов |
7 | Receivelinks | В основном внутренние страницы |
8 | Livecustomer | 15 категорий, в каждой из которых в среднем по 10-15 сайтов. |
9 | Backlinks | ... |
10 | Link-broker | Около 30 категорий по 5-10 сайтов в каждой. |
11 | Linkrent | ... |
12 | Linking-service | ... |
13 | Seolinkin | Закрытый сервис, доступ для компаний по запросу |
14 | Linkexchangeexperts | 850 сайтов |
15 | Linksmile | 127 сайтов, 740 страниц |
16 | Addlinkbroker | Бесплатный, но доступен только по приглашениям |
17 | Direct-link-ads | Около 3 000 площадок (26 категорий) |
18 | Linkxl | Тысячи сайтов |
Вместо заключения
Как видите, зарубежный опыт показывает, что все меньше бюджетов при продвижении англоязычных сайтов тратится на покупку ссылок. Это связано как с рисками потери уже занимаемых позиций сайта, так и с риском потери репутации компании, занимающейся продвижением.
Обычно главная проблема с купленными ссылками — это то, что они выглядят как платные ссылки. Как правило, это единственная ссылка, засунутая в боковую колонку или в footer страницы. Часто она окружена красноречивыми словами типа Спонсорская ссылка, Популярная ссылка или Рекламное объявление. Это делает их легкой мишенью, для того чтобы быть обесцененными или даже оштрафованными.
В ответ на это появились альтернативные способы получения ссылок, которые выглядят более естественными и не противоречат принципам поисковых систем. Возможно, все вышезатронутые тактики скоро дойдут и до рунета. Поживем-увидим.
Статья написана с использованием материалов из курса продвижения англоязычных сайтов.