Поле битвы – магазин одежды.
Здесь бьются покупательницы за последнюю вещь ультрамодного фасона.
Здесь бьются производители за производственный цикл: чтобы от момента показа новой модели на Неделе Высокой моды до появления ее на витрине прошло всего несколько недель.
Здесь бьются продавцы за трафик, освещение, логистические издержки и арендные ставки.
В 2020 ко всему прочему добавилась и пандемия коронавируса.
Что влияет на рынок fashion в 2020 году?
1. Общая динамика рынка
Рынок fashion в России демонстрирует стагнацию последние несколько лет. Причины больше экономические: низкий потребительский спрос, повышение НДС (с 18% до 20%), инфляция, рост долговой нагрузки населения, а отсюда экономия на одежде.
Как показывает практика, туризм, одежда, автомобили – это первые статьи экономии потребителей в кризисных ситуациях.
Поведение потребителей в такой ситуации напоминает спуск по лестнице доступности: они переходят из среднего сегмента в массовый, из массового – в категорию дискаунтеров и подержанных вещей.
Успешные бренды, работающие в системе fast fashion, отвечают им взаимностью. Вместо блуз за 3999 и платьев за 5999 повсеместно появляются позиции за 699, 999, 1599. Упрощается крой, минимизируются детали, дешевеют материалы.
Драйвером роста для рынка одежды и обуви стали маркетплейсы. В отличие от локальных брендов маркетплейсы имеют огромные рекламные бюджеты, владеют технологиями. Это позволяет им выходить напрямую к покупателю, а также начинать ценовые войны, атаковать промокодами.
В этой гонке за скидками тяжелее всего придется несетевым офлайн-магазинам, которые просто не могут позволить себе скидки 50-70% – у многих доля аренды достигает 30-50%.
2. Модели поведения потребителей
Оценить, как будет складываться ситуация на рынке fashion в 2020 году, невозможно без анализа модели поведения потребителей. И здесь можно выделить две тенденции.
- Покупки в торговых центрах
Последние несколько лет девелоперы активно развивали районные торговые центры, способствуя децентрализации шопинга. Особенно это касалось Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и городов-миллионников.
Торговые центры как модное веяние Запада быстро заполонили площади городов, став центрами притяжения целевой аудитории. Здесь люди проводят по нескольку часов: совершают покупки, занимаются спортом, смотрят кино, посещают рестораны, обеспечивают досуг детям.
- Покупки онлайн
Экономически активная часть населения без детей в возрасте 20-30 лет предпочитает не тратить время на блуждание по переполненным коридорам ТЦ. Такие потребители чаще совершают покупки через интернет. Cреди миллениалов перестала стигматизироваться социофобия. Фраза «Я заказываю все только через интернет, чтобы не общаться с людьми» стала звучать гордо. Но возникла другая проблема – насколько приспособлены магазины к онлайн-торговле.
3. Развитие e-commerce
Хотя пандемия ускорила переход магазинов из офлайна в онлайн, доля продаж через интернет на рынке fashion все еще остается довольно низкой.
Согласно прогнозам, доля онлайн для fashion-рынка в России в этом году едва достигнет 15% от общего объема рынка.
В головах потребителей все еще существуют барьеры, связанные с доверием к качеству товара, безопасности финансовых операций. Но постепенно все меняется.
Ключевые факторы, которые будут способствовать развитию рынка онлайн-торговли в сегменте fashion:
- широкое распространение мобильных устройств у населения,
- увеличение количества времени, проводимого пользователями в интернете,
- развитие инструментов оплаты онлайн-покупок,
- совершенствование логистической инфраструктуры.
Сокращается время доставки. Вместо ранее заявленных от двух недель при доставке почтовыми сервисами сейчас заказ готовы привезти завтра или даже сегодня ночью. Добавилась возможность примерки.
Усиление доли e-commerce скажется на трендах: упростятся крои и силуэты, надолго укоренится оверсайз, вместо скандинавского минимализма придут яркие цвета, броские принты. Такую одежду проще производить (меньше заметен брак в швах), легче продавать через интернет без примерки.
4. Осознанное потребление
Еще один тренд, который будет влиять на развитие отрасли в ближайшие годы, – осознанное потребление. Экологическая тема, сознательность заставляют нас не только покупать меньше и использовать переработанные и альтернативные материалы, но также стремительно поднимают в наших глазах секонд-хенд.
Опубликованный отчет ThredUp и GlobalData Retail уверяет, что к 2029 году гардероб среднего покупателя на 17% будет состоять из подержанных вещей. В 2009 году эта цифра не превышала 3%. Социальная и экологическая сознательность приведут к тому, что секонд-хенд станет новым люксом, его будут носить с гордо поднятой головой. Уже сейчас повсеместная благотворительность и осознанное потребление, даже в виде многоразового стаканчика для кофе, дает ощущение сопричастности, как ранее давали дорогие лейблы.
5. Социальные сети
В далекое дофейсбучное время можно было иметь пару нарядов для вечеринок и с успехом блестать в них в разных компаниях. В эпоху Instagram и вездесущих сторис одним платьем не отделаешься. Одинаковый образ на двух фотографиях в ленте не допустим.
Поэтому, наряду с всеобщей экономией на одежде и стремлением к осознанному потреблению, в последние годы имеет место потребление излишнее: вещь перестает использоваться не из-за износа, а потому что вышла из моды или попросту надоела.
6. Пандемия
По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», продажи одежды в России (в денежном выражении) упали в апреле 2020 на 90% от февральского уровня. После выхода из режима самоизоляции в июне 2020 года объем продаж одежды в денежном выражении вырос втрое по сравнению с маем, но оказался на 13% ниже, чем в прошлом году.
Участники рынка одежды, обуви и аксессуаров уходят с рынка, в частности из офлайн-сегмента, концентрируясь только на e-commerce. С учетом того, что в Москве после отмены карантинного режима только 60% покупателей вернулись к своей обычной стратегии поведения, прогнозируется закрытие до 35% магазинов. Это будут нерентабельные торговые точки сетей (сейчас не до географической экспансии – цель показать прибыль), а также локальные производители в сегменте выше эконома.
Будущее, несомненно, в агрегации и формировании маркетплейсов. Но пока магазины все еще могут создавать конкуренцию: выходом будет точный таргетинг на конкретную целевую аудиторию, уникальное, максимально персонализированное предложение, атмосфера офлайн точек (для определенной аудитории, например, свадебные платья).
Пандемия сказалась не только на объемах продаж. Изменился и спрос на отдельные категории товаров. Новые тенденции будут оказывать влияние на рынок в течение всего года.
Судя по посткарантинной ситуации, часть офисных сотрудников так и останется на удаленной работе – деловая одежда в привычном смысле станет практически ненужной, по крайней мере в докарантинном объеме (по семь классических рубашек на один мужской гардероб).
Зато благодаря карантину получил развитие сегмент домашней и полуспортивной многофункциональной одежды: в таком образе можно легко провести рабочую конференцию из дома, приготовить обед, сходить в магазин, погулять с собакой, сделать разминку, позаниматься с детьми. Главные требования – комфорт и относительная универсальность.
На карантине мы наблюдали, как перемешались зимние и летние вещи брендов: одни марки успели выставить на продажу летние коллекции, другие – старательно допродавали зимние. Вполне вероятно, в ближайшем будущем уйдет понятие сезонной коллекции, а понятие смены сезонов смажется.
Особенно актуальным это станет после открытия границ. Грядет вторая волна дауншифтеров и удаленщиков: привыкшие к удаленной работе миллениалы возьмут ноутбук и пару комплектов летней одежды и отправятся в нынче модный от безысходности Крым, долгожданную Португалию, заветные Тай и Бали. В эпоху, когда принято быть космополитом, зимовка или маевка в теплых краях – это must do, признак успешного человека и специалиста.
7. Новые технологии
Один из самых занимательных текущих трендов – это цифровая одежда, которой не существует нигде, кроме цифровой среды. Клиенты оплачивают вещь, отправляют свои фото дизайнерам, а дизайнеры одевают человека на фотографии при помощи 3D-технологий. Фото и видео можно использовать в социальных сетях.
В прошлом году скандинавская фирма Carlings выпустила коллекцию цифровой одежды по доступным ценам от $10. Спустя месяц вся одежда была «раскуплена».
Еще один тренд – развитие сайтов интернет-магазинов: удобная рубрикация, добавление видео-образов, вывод новинок и трендов в топы, подбор сочетаний от стилистов, покупка в один клик, возможности примерки с использование технологий дополненной реальности. Пока это могут позволить себе далеко не все ретейлеры и производители, но тренд уже задан.
Рекомендации экспертов локальным интернет-магазинам
- Изучить свой продукт и своих клиентов. Понять, почему его сейчас ПОКУПАЮТ и почему НЕ ПОКУПАЮТ. Выделить сильные реальные УТП, которые в будущем использовать на посадках, в объявлениях и других креативах.
- Сделать удобный пользовательский путь для заказа. Это «боль» целого ряда интернет-магазинов. Рекомендую проанализировать всю воронку и посмотреть, где самые узкие места, где больше всего пользователей уходит с сайта и почему бросают корзину.
- Рассчитать экономику привлечения одного заказа. Нужны конкретные цифры.
- Четко определить, какие каналы для чего мы используем. К примеру, контекст может как работать со спросом, так и с retenion, возвращением пользователей. А тот же Яндекс.Дзен может быть источником лидогенерации, а может нести задачу медийной охватной кампании. Очень много бед происходит, когда расходятся ожидания от инструмента и его реальное применение.
- Анализировать, анализировать и еще раз анализировать. Ни одна РК не была настроена эффективно с первого раза. Это процесс постоянного движения – корректировки, новые гипотезы и креативы. Метрика, Analytics, Power Bi – вот главные друзья маркетолога, именно они могут дать кратный рост без увеличения бюджета.
- И, конечно, важно сказать о том, что надо развивать свой сервис и слушать и слышать клиентов. Не только то, что они произносят голосом, но и то, что они показывают своими действиями на сайте (или бездействиями).
Кроме того, можно запустить локальную рекламную кампанию в Яндекс.Картах. Реклама в Картах подходит практически любому офлайн-бизнесу, а также онлайн-бизнесу с локализацией: люди охотнее заказывают товары в интернет-магазинах, которые находятся рядом с домом или офисом.
Используйте возможности платной рекламы в Яндекс.Директе, Google Ads, ВКонтакте, Facebook, Instagram и myTarget. Контекстная реклама поможет быстро привлечь аудиторию с горячим спросом на продукт, а таргет – прогреть интерес и расширить воронку. Интернет-магазины с небольшим ассортиментом могут прорабатывать рекламные кампании полностью вручную. А крупные интернет-магазины могут использовать автоматические решения рекламных систем или специальные инструменты для генерации кампаний и управления рекламой.
- наращивать присутствие в локальных каталогах, картографических сервисах;
- активно взаимодействовать с локальными комьюнити: сообществами в социальных сетях;
- использовать потенциал городских порталов и форумов. Практически у каждого города есть сильный сайт с большой аудиторией, на котором можно очень легко получать заказы, пока все ваши конкуренты сражаются в контексте. Проверено на практике.
COVID-19 для многих покупателей стал точкой входа в мир онлайн-шоппинга, из которого не все вернутся. Fashion-бизнес, который до этого смотрел на e-commerce как на один из каналов сбыта, осознал, что этот канал может стать единственным. И здесь уже потребитель диктует ему условия. Офлайн проснется и будет жить, но трансформация и диджитализация уже идут ускоренными темпами.
Читайте также: Как будет восстанавливаться сфера общественного питания после выхода из режима самоизоляции