Мобильный интернет - это модно. Но если сравнивать эту моду с обычной - на одежду- то пока это больше мода от-кутюр, чем прет-а-порте. В мобильном интернете мало еще кто что-то понимает, он не приносит много денег, но темпы роста такие, что в перспективности сомнений нет.
Март 2007. Запущена обновленная мобильная версия поиcковика от Google.
Июль 2007. Google начала закрытое бета-тестирование новой мобильной платформы AdSense. Среди 12 стран, на которую можно таргетировать мобильную рекламу, есть Россия. Принцип действия, ценообразования мобильной AdSense тот же, что и у обычной версии системы. Для работы с мобильным AdSense принимаются сайты, реализованные на WML, XHTML или c HTML (compact HTML). Ограничения технические: сообщение должно быть из двух строк, каждая из которых не длиннее 18 символов.
Июль 2007. Google готовит специализированный поиск по мобильному контенту. В первую очередь, новый мобильный поиск будет индексировать сайты производителей рингтонов и мобильных игр. А все владельцы учетных записей Gmail смогут обмениваться контентом. Август 2007 Обнародавано, что посещаемость мобильного сайта Google Mobile Search (май-июнь) увеличилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Сентябрь 2007. Google начал показ мобильной рекламы всем пользователям, которые используют Google Mobile Search. Рекламодатели, чья AdWords реклама вписывается в требования, будут автоматически включены в бесплатную акцию по показам рекламы на мобильных телефонах до 18 ноября.
Это перечень только тех событий, которые касаются поиска и монетизации трафика с него. Параллельно Google с начала 2007 совершенствует свои мобильные карты, почту, Reader; пустил слух, что собирается выпустить свой мобильный телефон.
Но это на западе трендоносцы выхода в WAP и GPRS большие интернет-компании. В России мобильную «моду» диктуют три крупнейших сотовых оператора. И поиск в мобильном интернете не исключение.
В прошлом году 379 млн. долларов заработали российские сотовые операторы на мобильном интернете. Но это всего 3% от их дохода. Мобильный интернет пока не стал востребованной услугой в России, несмотря на усилия сотовых операторов.
Эксперты iKS-Consulting прикинули, что через два года через мобильники будут выходить в сеть четверть всех абонентов. А это порядка 35 миллионов россиян. И в 2009 году сотовые операторы смогут заработать на мобильном интернете до 700 млн. долларов.
Предпосылки роста числа mobi-пользователей и доходов очевидны.
- увеличение экранов мобильных телефонов и все большая доступность КПК
– рост числа мобильных версий популярных веб-сайтов
- просто рост количества абонентов сотовой связи (уже в 2005 году превышало число населения России). По данным на апрель 2007 года, пользователей мобильного интернета:
• у «Мегафона» 1 миллион московских абонентов
• «ВымпелКом» (Билайн) абсолютных цифр нет. Известно, что за 2006 год коли¬чество пользователей GPRS-интернета выросло в 5 раз, а трафик увеличился более чем в три раза.
• МТС точных цифтр нет. За год их число выросло в 2 раза.
Для создания востребованного поисковика нужно два обязательных ингредиента: что искать - контент – чем больше, тем лучше и чем искать - движок.
Укрепляя свои позиции в мобильном поиске, операторы должны заботиться об обеих составляющих. И решая обе проблемы, выбирают одну из двух стратегий:
1 Стратегия обходиться своими силами.
2. Стратегия кооперироваться с «опытными» интернет-корпорациями.
Второй момент: сделать поиск и контент для него не достаточно. В бизнесс-модели должен быть продуман изначально момент возврата вложений. По-простому, как будет монетизирован трафик. Вариантов тут тоже не много:
- продажа имеющегося трафика (в виде традиционной рекламы) на своей площадке.
- постоянная генерация трафика на мобильный портал через предоставление аналогичных «большому» интернету сервисов с последующей продажей этого трафика через систему контекстной рекламы
- взимание платы с пользователей (SMS, MMS, доступ к сервисам), Способ, работающий «здесь и сейчас». Но заведомо проигрышный путь в перспективе слияния большого и мобильного интернета.
Читать новости, скачивать картинки, мелодии, игры на wap-раздел сайта «Мегафон Pro» можно уже три года. Есть даже wap-доступ к Википедии. В июне 2006 Мегафон запустил собственный поисковик, сделанный на базе Wapstart. Сейчас это самый востребованный сервис на «Мегафон Pro» - 100 тысяч запросов в месяц.
Но так же успешно приобщиться собственными силами к кладовой «user generated content» зелено-фиолетовому сотовику не удалось. Пользователей блогхостинга «Мегажурнал» среди абонентов Северо-Западного филиала «Мегафона», которые хотели бы вести свой дневник в интернете, платить за отправку SMS и MMS для публикации в журнале мало. Последняя официальная новость на главной странице журнала датирована 15 декабря 2006 года, сам Мегафон махнул на него рукой. А задумка была хорошая - зарабатывать без посредников, параллельно продвигая собственные сервисы – WAP, SMS, MMS.
Для монетизации помощников Мегафон тоже не намерен привлекать. В середине сентября представители компании объявили, что собираются транслировать мобильную рекламу на WAP-портале «МегаФон PRO». Посещаемость портала 30 млн. человек в месяц, поэтому компания сочла его «наилучшим рекламным носителем для себя». Рекламная политика стандартная: размещение баннеров, брендированного медийного контента и проведение на портале акций, розыгрышей и викторин.
МТС, однако, не повторил ошибок Мегафона и в погоне за пользовательским контентом не изобретал велосипеда, заключил договор с СУПом . В мае этого года он открыл на своем wap-портале мобильный ЖивойЖурнал . На портале, по уверениям Андрея Борисевича (SUP Business Development Department), «реализован практически полный механизм работы с ЖЖ: публикация записей, чтение дневников и френд-ленты, чтение и добавление комментариев». Для абонентов МТС также разработан второй проект - брендированный портал МТС-ЖЖ, не отличающийся по функционалу от базового портала m.lj.ru, однако с возможностью автоматической авторизации в ЖЖ по номеру телефона.
Каждый из мобильных операторов пытается по-своему заработать на рекламе. Причем Мегафон, на наш взгляд, выбрал самый тупиковый путь. Опыт большого интернета показывает, что интерес пользователей эволюционирует от зависания на больших порталах к самостоятельному веб-серфингу с помощью поисковых систем России. Причем желание объединить интернеты (обычный и мобильный) у пользователей будет расти.
«Билайн» , изначально сближающийся с гигантом мирового поиска - Google – точно не прогадал. А развивалось сотрудничество двух компаний от поиска к контенту и от контента к рекламе.
В марте этого года Билайн интегрировал в свой wap-портал новостной агрегатор Google Новости для мобильных платформ, индексирующий несколько тысяч информационных лент по всему миру. Удобство пользования этим сервисом очевидно: есть возможность просматривать заголовки основных новостей на домашней странице сервиса, искать нужные статьи по ключевым словам, а результаты поиска группируются по тематическим категориям.
На совместной пресс-конференции Google и Билайн тогда же стало известно, что одним из самых востребованных видов мобильного контента являются именно новости, поэтому этот сервис было решено активно развивать, упрощая и делая поиск по новостям более качественным.
На днях Билайн предложил своим пользователям обновленный сервис - Google Карты, адаптированные для мобильных телефонов в виде java-приложения.
Карта сервиса позволит путешествующим абонентам Билайна просматривать на телефоне карты местности и спутниковые изображения объектов, находить нужные адреса и подбирать маршруты проезда.
Несложно предположить, что WAP-портал Билайн будет одним из первых в России, кто примерит на себя систему Google Mobile Ads и почувствует на себе ее выгоды.
Этот альянс, безусловно, выгоден обеим сторонам, но полезен и мобильному пользователю, получающему доступ в один клик к крупнейшему в мире поисквовику.
Яндекс, Рамблер, Апорт большого внимания мобильному поиску не уделяют. Хотя мобильными версиями сайтов обзавелись достаточно давно, а иногда их даже обновляют. Яндекс, по словамЕлены Колмановской, довольно давно показывает свои объявления Директа в мобильном поиске, специально адаптированные для этого формата. Однако Елена добавляет, что «обороты этой рекламы пока незначительны - как и пользование интернетом на КПК по сравнению с десктопами» .